Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира по теме " Птицы возвращаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карпова Татьяна Иннокентьевна

Конспект предназначен для детей группы компенсирующей направлености 6-7 лет с ОНР.

Цель образовательной деятельности: создание  условий  для закрепления  знаний о перелетных  птицах, расширение познавательной  активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  недели: "ПТИЦЫ  ВОЗВРАЩАЮТСЯ".

( ФЦКМ)

Цель:
-  создание  условий  для расширения  и закрепления представлений   у детей о перелетных птицах

Задачи:
Коррекционно-образовательные:

- активизация познавательного интереса у детей,
- развитие умения составлять простые предложения;
-формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам, числам, согласование существительных с числительными);
- закрепление навыка определения количества слогов в слове,

Коррекционно-развивающие: 
-развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики;
- координация речи и движения;

Воспитательные: 
воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности. 
Оборудование:
предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, презентация «Перелетные птицы», наглядное пособие «солнце», коробка для лабораторных исследований, перья птиц. 
Лексический материал: 
грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные. Предварительная работа: 
наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Интеграция ОО-  ПР, РР, С-КР, ФР, Х-ЭР

 Ход занятия:

1.Мотивация:

 Воспитатель находит в окне письмо от сороки, в письме говорится, что  птицы  быстрее прилетят  в тот край, где дети  много знают  о них и могут показать  свои  знания.
2.Введение в тему. -С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.) -Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

        Игра «Не сорока, не ворона и не чайка»

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы  или  картинку

Закрепление:
- Скажите, каких птиц мы ждем из теплых стран? 
Дети перечисляют: грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ, аистов, соловьЁВ.
-Как мы называем птиц, которые возвращаются к нам из тёплых стран? 
Дети: Перелетные.               -Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка, гусь, соловей, синичка) 
Дети: Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные. 

(игра: на слово  прелетные-летят, на слово зимующие  присаживаются)

Интересные факты из жизни  птиц (см. пособие  «Наши  птицы»)- рассказы детей.

Пальчиковая  гимнастика по плану  недели « Эта птичка соловей….

Каких птиц  вы назвали  в  стихах?

Рассуждалки:

-Все ли птицы похожи друг на  друга?  Что  общего, в чем  различие (можно сравнить птиц по технологии  Круги Венна)
3.Дидактическая игра «Какой, какая?»
У грача чёрные крылья, значит он какой? -… чернокрылый, 
У ласточки длинный хвост, значит она-… длиннохвостая, У гуся длинная шея, значит он-… длинношеий, 
У соловья звонкий голос, значит он-… звонкоголосый. 
5. Птицы радуются весне, и весело разговаривают каждый на своем языке. Подскажите, кто как голос подаёт? 
-Ласточка радостно… щебечет, 
-журавль… курлычет, 
-кукушка… кукует, 
-соловей… щелкает, 
-жаворонок… звенит, 
-гусь-гогочет. 
6. Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах. Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами:
-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .
-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .-Для скворцов ребята делают (скворечники) .-В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .-Из яиц вылупятся (птенцы) .-Грачи ищут в земле (червяков) .-Птицы летают с помощью. (крыльев) .-Птиц, которые возвращаются с юга мы называем (перелётными) .

7. Физ. минутка:
Птички летели (взмахи руками,

Люди глядели (движения головой в разные стороны) .

Птички садились (присели, Люди дивились (встали, жест удивления) .Сели, посидели (приседания,

 Полетели и запели (взмахи руками)

Для чего  возвращаются птицы  в родные края?  (выводить птенцов)

.8.Подскажите, кого выводят названные мной птицы? 
Журавли выводят кого? -… журавлят, 
Грачи-… грачат, 
Скворцы-… скворчат, 
Гуси- гусят, 
Кукушки-… кукушат, 
Лебеди-… лебедят. 
Игра  «  Что  не  так?»
9. А сейчас игра с мячиком: тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение. 
Червяк склевал ласточку. 
Песня спела соловья. 
Гусь меньше воробья. 
В скворечнике живет кукушка. 
Мохнатая гусеница съела скворца. 
11. Опытно-экспериментальная деятельность. Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований 
- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку
«По лесу летало, в воде болтыхалось. 
В воду упало и сухим стало»
Дети отгадывают – перо. 
Открываю, показываю., да, это перо. 
- Чье это перо? 
- Птичье. 
- Чем отличаются птицы от животных? Людей? 
- Они умеют летать. 
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья. 
- А за счет чего летают птицы? 
- У них есть крылья. 
Показ крыльев от разных птиц. 
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный) . 
Ищем отличия (цвет, различия) 
- Найдите самое длинное перо. 
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. 
Рассматриваем. 
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) 
Обследуем пальчиками. 
- Интересно, легкое оно или тяжелое? 
Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. 
Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера. 
Делаем вывод. 
- Подбросьте перо. Что вы видите? 
- Падает медленно, плавно кружась. 
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. 
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) 
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? 
- Воздух. 
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. 
- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу. 
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. 
- Зачем такое перо птице? 
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах. 
- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое? 
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое? 
Находим пуховые перья на крыльях. 
- Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета. 
- Так зачем птицам перья? 
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. 
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. 
Давайте проведем эксперимент. 
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Продуктивная деятельность: раздать листочки  с ребусами, дети отгадывают  и  зарисовывают  птицу, рассказывают  о ней

Релаксация

-Что  узнали  нового

-Что  было  интересного

Вы много знаете  о птицах, поэтому   очень скоро в наш край прилетят наши пернатые друзья. А мы  будем  о них  заботится.


-Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема:"Птицы весной"

Задачи:Закрепить знания детей о характерных прихнаках весны, о перелетных птицах; развивать выразительность речи, зрительную. слуховую память, воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»(подготовительная группа)по авторской программе «Гармония»в рамках базовой площадки по реа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме «Птицы».

Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности  с  детьми  по  лексической  теме  "Птицы"....

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Птицы - наши друзья»

Цель: создание условий для актуализации представлений детей о птицах. Задачи: Образовательные: продолжать учить узнавать и различать птиц по внешнему виду, и повадкам, формировать навыки прямого сче...

Конспект образовательной деятельности Аппликация в старшей группе. ТЕМА: «Птицы у кормушки» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР Д/С-№14 г. Кропоткин.

Конспект образовательной деятельностиАппликация  в старшей группе.ТЕМА: «Птицы  у  кормушки»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ  ЦРР  Д/С-№14 г. Кропоткин....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста

Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окруж...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»

Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала   Вид: конструирование. Это м...