Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира по теме " Птицы возвращаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект предназначен для детей группы компенсирующей направлености 6-7 лет с ОНР.
Цель образовательной деятельности: создание условий для закрепления знаний о перелетных птицах, расширение познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект образовательной деятельности по ФЦКМ по теме " Птицы возвращаются" | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: "ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ".
( ФЦКМ)
Цель:
- создание условий для расширения и закрепления представлений у детей о перелетных птицах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация познавательного интереса у детей,
- развитие умения составлять простые предложения;
-формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам, числам, согласование существительных с числительными);
- закрепление навыка определения количества слогов в слове,
Коррекционно-развивающие:
-развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики;
- координация речи и движения;
Воспитательные:
воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.
Оборудование:
предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, презентация «Перелетные птицы», наглядное пособие «солнце», коробка для лабораторных исследований, перья птиц.
Лексический материал:
грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные. Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.
Интеграция ОО- ПР, РР, С-КР, ФР, Х-ЭР
Ход занятия:
1.Мотивация:
Воспитатель находит в окне письмо от сороки, в письме говорится, что птицы быстрее прилетят в тот край, где дети много знают о них и могут показать свои знания.
2.Введение в тему. -С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.) -Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Игра «Не сорока, не ворона и не чайка»
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы или картинку
Закрепление:
- Скажите, каких птиц мы ждем из теплых стран?
Дети перечисляют: грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ, аистов, соловьЁВ.
-Как мы называем птиц, которые возвращаются к нам из тёплых стран?
Дети: Перелетные. -Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка, гусь, соловей, синичка)
Дети: Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные.
(игра: на слово прелетные-летят, на слово зимующие присаживаются)
Интересные факты из жизни птиц (см. пособие «Наши птицы»)- рассказы детей.
Пальчиковая гимнастика по плану недели « Эта птичка соловей….
Каких птиц вы назвали в стихах?
Рассуждалки:
-Все ли птицы похожи друг на друга? Что общего, в чем различие (можно сравнить птиц по технологии Круги Венна)
3.Дидактическая игра «Какой, какая?»
У грача чёрные крылья, значит он какой? -… чернокрылый,
У ласточки длинный хвост, значит она-… длиннохвостая, У гуся длинная шея, значит он-… длинношеий,
У соловья звонкий голос, значит он-… звонкоголосый.
5. Птицы радуются весне, и весело разговаривают каждый на своем языке. Подскажите, кто как голос подаёт?
-Ласточка радостно… щебечет,
-журавль… курлычет,
-кукушка… кукует,
-соловей… щелкает,
-жаворонок… звенит,
-гусь-гогочет.
6. Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах. Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами:
-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .
-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .-Для скворцов ребята делают (скворечники) .-В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .-Из яиц вылупятся (птенцы) .-Грачи ищут в земле (червяков) .-Птицы летают с помощью. (крыльев) .-Птиц, которые возвращаются с юга мы называем (перелётными) .
7. Физ. минутка:
Птички летели (взмахи руками,
Люди глядели (движения головой в разные стороны) .
Птички садились (присели, Люди дивились (встали, жест удивления) .Сели, посидели (приседания,
Полетели и запели (взмахи руками)
Для чего возвращаются птицы в родные края? (выводить птенцов)
.8.Подскажите, кого выводят названные мной птицы?
Журавли выводят кого? -… журавлят,
Грачи-… грачат,
Скворцы-… скворчат,
Гуси- гусят,
Кукушки-… кукушат,
Лебеди-… лебедят.
Игра « Что не так?»
9. А сейчас игра с мячиком: тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.
Червяк склевал ласточку.
Песня спела соловья.
Гусь меньше воробья.
В скворечнике живет кукушка.
Мохнатая гусеница съела скворца.
11. Опытно-экспериментальная деятельность. Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований
- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку
«По лесу летало, в воде болтыхалось.
В воду упало и сухим стало»
Дети отгадывают – перо.
Открываю, показываю., да, это перо.
- Чье это перо?
- Птичье.
- Чем отличаются птицы от животных? Людей?
- Они умеют летать.
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.
- А за счет чего летают птицы?
- У них есть крылья.
Показ крыльев от разных птиц.
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный) .
Ищем отличия (цвет, различия)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматриваем.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.
Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.
Делаем вывод.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Находим пуховые перья на крыльях.
- Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Продуктивная деятельность: раздать листочки с ребусами, дети отгадывают и зарисовывают птицу, рассказывают о ней
Релаксация
-Что узнали нового
-Что было интересного
Вы много знаете о птицах, поэтому очень скоро в наш край прилетят наши пернатые друзья. А мы будем о них заботится.
-Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема:"Птицы весной"
Задачи:Закрепить знания детей о характерных прихнаках весны, о перелетных птицах; развивать выразительность речи, зрительную. слуховую память, воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»(подготовительная группа)по авторской программе «Гармония»в рамках базовой площадки по реа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме «Птицы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме "Птицы"....
Конспект организации непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Птицы - наши друзья»
Цель: создание условий для актуализации представлений детей о птицах. Задачи: Образовательные: продолжать учить узнавать и различать птиц по внешнему виду, и повадкам, формировать навыки прямого сче...
Конспект образовательной деятельности Аппликация в старшей группе. ТЕМА: «Птицы у кормушки» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР Д/С-№14 г. Кропоткин.
Конспект образовательной деятельностиАппликация в старшей группе.ТЕМА: «Птицы у кормушки»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ЦРР Д/С-№14 г. Кропоткин....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста
Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окруж...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»
Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала Вид: конструирование. Это м...