Перспективное планирование по экологии для детей 4-5 лет
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Грубая Оксана Викторовна

Экологическое воспитание дошкольников  -это неотьемлемый фактор воспитания патриотических чувст и любви к своей Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_ekologii_srednyaya_gruppa.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Белоснежка»

Перспективный план работы по экологическому воспитанию  на 20022-2023 уч год

по реализации Программы

«Юный эколог

С.Н.Николаевой

для работы с детьми 4-5 лет.

Месяц

Неделя месяца

Тема недели

Раздел программы

Содержание и цель работы

Источник

(пособие, стр.)

Сентябрь

01.09.22 02.09.22

«Мой любимый детский сад»

Наблюдение . «Растут ли цветы на нашем участке?»

Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 7.

05.09.22-09.09.22

«Правила дорожного движения»

Наблюдение

 «Все цветы разные»

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 7.

12.09.22-16.09.22

«Юные исследователи: комнатные растения»

Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»

Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.

«Юный эколог»

 С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада», с. 13.

19.09.22-23.09.22

«Неделя экспериментов»

Образовательная ситуация: «Вершки и корешки»

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 26.

26.09.22-30.09.22

«День дошкольного работника»

Как ухаживать за букетом?

Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.

«Юный эколог»

 С.Н. Николаева

 «Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 14

Октябрь

03.10.22-07.10.22

«Осень щедрая пора.  Юные исследователи: живая и неживая природа»

Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

 «Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 22.

10.10.22-14.10.22

Марафон предприимчивости «Дошколята - ЭКОлята»

Образовательная ситуация: «Что растѐт в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

«Юный эколог»

 С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 29.

17.10.22-21.10.22

«Предметы вокруг нас. Юные исследователи: что из чего сделано?»

Починка деревянных предметов

Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 80.

24.10.22-28.10.22

«Моя Родина»

Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 32.

Ноябрь

31.10.22-04.11.22

«Мой Красноярский край»

Наблюдение «Как узнать ель?»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее)

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 49.

07.11.22-11.11.22

ОБЖ

Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 78.

14.11.22-18.11.22

«Я в мире человек»

Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с

коровой, козой, свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 39.

21.11.22-25.11.22

ЗОЖ

Советы Айболита

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

 стр. 78.

Декабрь

28.11.22-02.12.22

Адвент календарь «В ожидании чуда»

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 44.

05.12.22-09.12.22

12.12.22-16.12.22

«Зима.  Юные исследователи: зимние чудеса»

Наблюдение «Поможем нашей елочке».

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 47.

19.12.22-23.12.22

26.12.22-30.12.22

«Новогодний праздник»

«Чем прекрасна ель?»

Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирами- дальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить любоваться деревом, разговаривать с ним.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 43.

Январь

09.01.23-13.01.23

«Зимние забавы и развлечения»  

Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 50.

16.01.23-20.01.23

«Зимние виды спорта»

«Какой снег и сколько его на участке?»

Уточнить представления детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. Определить взаимосвязь свойств снега с зимними видами спорта.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 54.

23.01.23-27.01.23

ОБЖ

Образовательная ситуация «Кому нужна вода?» (с

Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении, в большом городе вода приходит в дом по трубам водопровода, ее берут из реки, в сельской местности воду берут из колодца, чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно).

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 57.

Февраль

30.01.23-03.02.23

06.02.23-10.02.23

«Народные промыслы»

Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)»

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

Образ птиц в народных промыслах.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 52.

13.02.23-17.02.23

«Защитники отечества»

«Защитники природы»

Формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками. Формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

«Юный эколог»

 С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 110.

20.02.23-23.02.23

«Народная культура и традиции. Широкая Масленица»

Образовательная ситуация: «Путешествие по зимнему лесу»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия)

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 60.

Март

27.02.23-03.03.23

«Международный женский день»

Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта»

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 71.

06.03.23-10.03.23

«Женские профессии»

Образовательная ситуация

«Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). Сформировать представление о профессиях сотрудников зоопарка.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 85.

13.03.23-17.03.23

«Весна. Живая природа»

Образовательная ситуация «Где обедал воробей?»

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 72.

27.03.23-31.03.23

«Доброта спасет мир»

Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с

кошкой и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 42.

Апрель

03.04.23-07.04.23

«Книжкина неделя» (2 апреля Международный день детской книги)

Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по

мотивам рассказов Е.И. Чарушина»

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 90.

10.04.22-14.04.22

«Космос. Планеты»  

Досуг «День Земли»

Приобщение дошкольников к народной культуре

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 84.

17.04.23-21.04.23

«Дети и культура» (15 апреля Международный день культуры)

Тематическая прогулка

Познакомить детей с озерами и их обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу  и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, , близко подходить к воде).

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 117.

24.04.23-28.04.23

«День весны и труда!

Все профессии нужны, все профессии важны»

Образовательная ситуация

 Познакомить детей с профессией «Лесничий»; «Лесник»; «Егерь».

Интернет ресурс

Май

02.05.23-05.05.23

«День Победы»

Виртуальная экскурсия

Продолжать формировать патриотические чувства посредством экологического воспитания дошкольников.

Интернет ресурс

10.05.23-15.05.23

«День Рождения детского сада»

Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 82.

16.05.23-31.05.23

«Юные исследователи: живая и неживая природа. Здравствуй, Лето!» 

Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - -

мачеха – что это за цветы?»

Развивать у детей наблюдательность, умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи: широкие, округлой формы, сверху темно-зеленые, гладкие, холодные, снизу светло-зеленые, покрытые пушком, теплые на ощупь; объяснить, что название растения произошло от свойств листьев: «мать» – теплая сторона, «мачеха» – холодная сторона.

«Юный эколог»

С.Н. Николаева

«Система работы в средней группе детского сада»,

стр. 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологии (2-ая младшая, средняя и подготовительная группа)

годовой план работы по экологическому воспитанию детей разных возрастных групп...

Перспективное планирование по экологии

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, ска...

Перспективное планирование по экологии для работы с детьми младшего возраста

Перспективное планирование для второй младшей группы (экология)...

Перспективное планирование по экологии в младшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы Н.Е.

В перспективном планировании представлены темы занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром и формы их организации...

Перспективное планирование по экологии во 2 младшей группе

Дано перспективное планирование по экологии во 2 младшей группе...