Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД Вуканы | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 города Ржева Тверской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе на тему:
«Извержение вулкана»
Подготовила воспитатель:
Кудряева Мария Николаевна.
2021год
Кудряева Мария Николаевна
воспитатель
первой квалификационной категории
МДОУ детсуий сад № 4
города Ржева Тверской области
«Извержение вулкана»
Конспект занятия в подготовительной группе
Цель: формирование познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности
у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
- закреплять у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) ;
- закладывать основы экологической культуры личности.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, презентация о вулкане, картинка вулкана, карточки «Правила безопасности в
лаборатории»; два макета природной зоны вулкана, смесь для извержения вулкана, пищевая
сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота и уксус .
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о вулканах.
- Просмотр фильма для детей «Что такое вулкан?
Ход образовательной деятельности.
Вступительная часть
Организационный момент начинается со звука колокольчика.
Игра «Дружба»
Добрый день, мой милый друг. (рукопожатие)
Посмотри-ка ты вокруг. (поворачиваем головы из стороны в сторону)
Здесь есть ты, (кладём правую руку на плечо соседа)
Здесь есть я, (кладём правую руку себе на грудь)
Будем вместе… (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить, (хлопаем в ладоши)
Дружить. (соединяем руки ладонями)
Постановка темы и цели.
Воспитатель: Ребята, вы любите эксперименты? (Да)
Я знаю, что вы у меня самые любознательные ребята. У меня для вас сюрприз – вот эта коробка, а что находится в коробке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую? (Вулкан.)
Молодцы, ребята , отгадали. (картинка вулкана https://fb.ru/misc/i/gallery/25681/857156.jpg .)
Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Присаживайтесь на стульчики перед монитором, мы с вами посмотрим презентацию о вулканах.
Основная часть.
Слайд 2, 3.
В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.
Слайд 4, 5, 6.
Ребята, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Какие вулканы называют потухшими?
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
Слайд 7,8, 9.
А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана.
На что похож вулкан? (Конус).
Какой он формы? (Конусообразной).Давайте заглянем внутрь вулкана. Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло.Из земли поднимается лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Слайд 10.
За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».Если вулкан «проснется», то может разрушить город.
Слайд 11, 12,13.
Посмотрите на Мировую карту вулканов, на нашей Земле очень много вулканов. Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые.
Физкультминутка
«Вулканы»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.( Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз 2р.).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза).
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ).
Последний раз огнём дыхнул. (Сидя в приседе, долгий сильный выдох).
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»).
Воспитатель: Хотите разобраться в причинах извержения вулкана? Чтобы это понять, нам нужно как настоящим учёным провести исследование. Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наши вулканы .Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Итак, вспомним технику безопасности (работа с карточками).
1. Надеть специальную одежду.
2.Соблюдай тишину.
3.Нельзя пробовать вещества на вкус.
4.Стараемся, чтоы вещества не попали на руки.
Работа с демонстрационным материалом. Воспитатель говорит и показывает, ребята ,выполняют последоватнльно.
Воспитатель: Рассмотрим вещества, с которыми будем проводить научное исследование: сода №1, пищевой краситель №2,средство для мытья посуды №3, лимонная кислота№4 и внимание бутылочка с особым значком – это уксус №5. Что же обозначает этот знак? (самому пользоваться нельзя) уксус наливать можно только взрослому.
Помещаем в жерло вулкана 3 чайных ложки соды из сосуда № 1, 1 чайную ложку моющей жидкости из сосуда №3, несколько капель красного пищевого красителя №2, а во второй зеленый №2.
Правильно, это уксус №5, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый раствор наливаю уксус, а вы кислоту лимонную №4 ).
Наблюдаем извержение вулкана, обсуждение.
Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель: Надеюсь, вам было интересно. Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали о вулканах?
Ответы детей: Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву. Потухшие - не извергающие лаву. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
Анализ занятия
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, что вам понравилось занятие и вы узнали много нового. Своими знаниями вы теперь можете поделиться с друзьями и родителями.
Использованная литература:
1. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.
2. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
3. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011.
4. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011.
5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. –
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
6. Ресурсы Интернета
https://fb.ru/misc/i/gallery/25681/857156.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ознакомление со свойствами воды, льда, пара. Моделирование человечками
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды, льда, пара....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».
Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».
Совершенствовать знания детей о значении воды жизни людей: вода источник жизни, необходима для жизни человека....