Экологическая тропа в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий экскурсии «Путешествие по экологической тропе» для учеников 1 класса МБОУ СОШ № 52 г. Кемерово
Ход мероприятия
(Воспитатель вместе с детьми встречает гостей)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада.
(Выходит Кикимора.)
Кикимора: Что это вы вышли? Погулять захотели?
Воспитатель: Конечно. Ведь на дворе лето, а значит тепло, солнышко светит, цветут цветы, летают бабочки.
Кикимора: Ага, как же бабочек им подавай, цвяточки всякие. Как бы не так! Не будет у вас лета и точка.
Воспитатель: Как это так Кикимора?
Кикимора: А вот так! Не люблю я солнца и всё тут. Я между прочим у Лесной феи веночек забрала и спрятала далеко в сундук. А без него лето и не наступит. И ключи разбросала по разным уголкам.
Воспитатель: Что же нам делать?
Кикимора: Ну, ежели пройдёте всю экологическую тропу, да соберете все ключи, да ещё и откроете нужным ключом сундук, то венок так уж и быть будет вашим.
Воспитатель :Ребята, вы согласны выполнить задание Кикиморы? Тогда в путь и
мы с вами пойдем к нашему первому уголку, который называется
«Птичья столовая»
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам
Чтоб их побольше стало
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых
Кикимора: Дети, а сейчас я хочу с вами поиграть и игру и проверить ваши знания
«Кто где живет»
Ребята должны определить место обитания этих птиц
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
Кикимора: Молодцы! Вы справились с моими заданиями. Вот вам и обещанный первый ключик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжим путь дальше и следующий наш уголок на экологической тропе «Пасека»
Воспитатель (загадывает загадку)
Громко я жужжу, летаю,
Мед с цветочков собираю.
(выбегает девочка в костюме пчелы)
Ой, посмотрите, кто нам прилетел!
Ты куда летишь пчела?
Пчела
Извините, ждут дела!
Каждый маленький цветочек
Ждет меня с утра до ночи.
Воспитатель.
Пчелка Майя, а ты можешь показать ребятам, где живут пчелы.
Пчела.
Пойдемте дети я вам покажу.
(дети идут за пчелой)
Воспитатель.
Привела нас пчелка Майя по тропинке прямо на пасеку.
Пчела.
Жу-жу-жу
Я вам домик покажу.
Это улей – в нем живет
Удивительный народ,
Он туда, сюда летает,
Сок с цветочков собирает
И пыльцой их опыляет
В нем сейчас полно работы:
Надо сделать к сроку соты
Чтоб потом на целый год
Запасти целебный мед.
(пчела улетает)
Воспитатель.
Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А человек, который заботится о пчелах на пасеке, называется – пасечник. Пчела – полезное насекомое, живёт в домике, который называется – улей. Собирает нектар с цветов и носит его в соты – это формы, где находится мёд. Соты имеют шестиугольную форму.
Воспитатель.
Ребята, а вы любите мед (ответы детей). Мед бывает разный:
- если пчелы собрали его с цветов, то как он называется? (цветочный);
- с липы (липовый);
- с гречихи (гречишный).
Зимой пчёлы не спят, они питаются мёдом, ведь зимой цветов нет. Вот поэтому летом они трудятся, чтобы мёда хватило и им, и людям. Люди охраняют и берегут пчёл за это.
Кикимора: Какие вы молодцы! Всё - то вы знаете. Вот вам, касатики, за ваши знания и награда, второй волшебный ключик
Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжим путь дальше и следующий наш уголок на экологической тропе «Животные Кузбасса»
Так как в нашей области значительное количество лесов, множество рек, озёр и болот, разнообразен и животный мир края.
Самое большое количество видов животных обитает в тайге. Наиболее крупные – лось, марал, бурый медведь. Лось и марал – это олени.
В Кузбасских лесах водится много мелких животных, многие являются промысловыми: соболь, выдра, горностай, норка.
Ребята, а вы знаете, что на территории нашей области существуют особо охраняемые места. Это заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Томская писаница», а так же Шорский природный национальный парк. Там все животные чувствуют себя под защитой.
Ребята, мы закрепим знания о животных Кемеровской области. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет
Загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).
Кикимора: Ребята, сейчас я проверю ваши знания в игре на плакате
«Кто где живет»
Кикимора : Молодцы! С моим заданием вы справились, а сейчас поиграем в музыкальную игру «Ёлочки-пенечки»
Кикимора: Молодцы, вот вам и третий волшебный ключик.
Воспитатель : Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие и следующий наш уголок на экологической тропе «Подворье» и встречает нас бабушка Арина.
Бабушка Арина:
Добрый день, мои милые дети, гости!
Рада приветствовать вас я!
Проходите ко мне в уютный уголок…
Какая прелесть сельский двор!
В нём чудо в каждом уголочке,
Живая жизнь и дивный хор,
Поют в котором даже квочки.
Здесь хрюшка голос подаёт,
Коза, и кошка, и коровка;
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут
Мы их укрываем в тепле от мороза
Их кормим и поим, коль надо – стрижем
Их ласково гладим, всегда бережем
Они к нам привязаны, очень послушны.
И к голосу нашему не равнодушны
Собаки прилежно наш дом стерегут,
Все кошки, конечно при доме живут
Узнай домашних животных:
Бабушка Арина: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- бизон, сарай, овца.
- синица, гусь, кролик;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- петух, индюк, куропатка;
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
Бабушка Арина: А сейчас я вам покажу огород ( дети идут к огороду)
Бабушка Арина:
Посадили огород, посмотрите, что, растет
Будем мы ухаживать, будем поливать
Будем за росточками, дружно наблюдать
А сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать и тогда узнаете, что растет на нашем огороде
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (морковка).
Приготовить на обед
Ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого
У тебя на грядке нет.
(Свекла)
Огурцу сей овощ брат,
Так в народе говорят.
Вот улегся на бочок.
Полосатый... (кабачок).
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
Овощ сочный, горький, едкий.
Дети любят его редко.
Стрелки собраны в пучок,
И зовется он... (лучок).
(Рядом с огородом стоит сундук, в котором лежит венок. На сундуке нарисован замок).
Кикимора: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, и я вам отдаю последний четвертый ключ.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и сундук, в котором лежит венок для нашей Лесной феи. Но что же нам делать, сундук один, а ключей, сколько у нас?
Дети: 4.
Воспитатель: Как же нам открыть этот сундук?
Дети: Нужно каждый ключ прикладывать к замку, какой ключ совпадёт с замком, тот и подойдёт.
Воспитатель: Давайте попробуем.
(Дети и воспитатель прикладывают по очереди ключи к замку. Один ключ совпадает с замком).
Воспитатель: Ну, вот ребята мы открыли сундук (достаёт венок).
(Выходит Лесная фея.)
Воспитатель: Вот фея твой веночек. Возьми его.
(Фея надевает на голову венок).
Лесная фея: Спасибо ребята, что вернули мне венок!
Дети! Оглянитесь все вокруг,
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.
Лесная фея: А сейчас ребята мы споем все вместе песню
«Песня о дружбе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....