Роль игры в экологическом развитии дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье предлагаются различные игры , способствующие воспитанию у дошкольников экологической культуры поведения. Даны рекомендации по планированию и организации игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igrai_ekol.vosp_.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Н.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №97 Калининского района
Санкт- Петербурга
Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры.
Известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Существуют разные виды экологических игр, характерных для детского возраста. Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие, интеллектуальные, игры – путешествия, игры – эксперименты, самостоятельные игры.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д.), картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные. В своей работе я использую такие дидактические игры: «Когда это бывает?», « Письмо из леса», «Животные», «Кто спрятался в лесу», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Кто где живет», «Воздух, земля, вода» (с мячом), словесные: «Назови перелетных птиц», «Я знаю 5 названий…», «Птицы», «Умей различать природные явления» и много других. Настольно – печатные: разрезные картинки, лото, домино: «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные» и т. д.
Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры представляют собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. С-.Р игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности,
Можно организовать следующие сюжетно – ролевые игры: «Лес», «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе» и другие.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «Бабочки и цветы», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями) и т. д.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это способствует развитию наблюдательности и воображения.
Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.
Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. В процессе этих игр дети посещают новые, интересные места, расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.
Особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры – эксперименты. Дети в ходе самостоятельной деятельности (под руководством педагога) получают новые знания и практические навыки.
. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им - ребенок учится играя.
Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания должен носить специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....
Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...
Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...