Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
статья на тему
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание в ДОУ | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль игры как в экологическом воспитании дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества.
Ещё 20 – 30 лет тому назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты – биологи, а сейчас это термин прочно вошёл в нашу жизнь и даже дети знают, что не надо портить «окружающую экологию».
За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.
К сожалению, в наш электронно – компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там.
Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека и природы.
По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются и загрязняются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.
В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Об экологическом кризисе свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране порождает бессистемная и расточительная эксплуатация природы, её ресурсов.
Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.
Каждому человеку необходимо знать родную природу и знать своё место в окружающем мире. В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
В 30-е гг. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всём мире так и поступали. Теперь молодые горько шутят: «мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости». Поэтому «настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.
А мы взрываем, в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живёшь!» (Экологический манифест «Глава Земли», 1990).
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и по обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных задач.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Необходимо сформировать фундамент достоверных знаний по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.
Должна проводится большая работа по экологическому образованию как в дошкольных учреждениях, так и семье. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будут зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современные дети.
Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя
мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы.
Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.
У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт.
Поэтому экологическое образование должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим.
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....
Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...
Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...
Роль игры в экологическом воспитании дошкольника
В статье описаны формы и методы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...