Проект " Муравьи – наши друзья " средний дошкольный возраст.
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский предполагает расширение и систематизацию знаний детей о муравьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muravey.docx | 39.2 КБ |
prilozheniya_k_proektu_muravey.docx | 988.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект " Муравьи – наши друзья "
средний дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Цель: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи проекта:
- расширение и систематизация знаний детей о муравьях, и о местах обитания, характерных особенностях;
- исследование строение насекомых;
- анализ поведения насекомых в природе;
- стимулирование любознательности.
Актуальность проблемы:
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, и исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога) сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
Эффективная работа в ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с ними.
Сроки проведения: проект краткосрочный
Ожидаемые результаты:
* повышение уровня экологической культуры воспитанников и родителей.
* формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного) ;
* развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — насекомым;
* развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, родителями;
* развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов жизнедеятельности муравьёв (моделирование);
* вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
Подготовительный этап:
-проведение анкетирования детей;
- нахождение и наблюдение за муравьями на территории детского сада.
Реализации проекта:
-загадывание загадок о муравьях;
-беседа «Муравьи и муравейник»;
-просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Путешествие муравья», «Муравьишка Типа».
-чтение: Лев Толстой «О муравьях», Соколов-Микитов И. С. « Муравьи», Грохольская Валентина «Сказка о Муравье и Гусенице», стихов о муравьях, пословиц и поговорок (см. приложение);
- раскрашивание раскрасок «Муравей» (см. приложение №8);
- игра-драматизация «Как Муравей в гости ходил»;
- д/игра «Собери картинку»;
- рассказ воспитателя «Муравьи - санитары леса»;
- проведение опытов (что будут делать муравьи с сахаром и мясом);
- природоведческая игра «По муравьиным тропкам»;
- консультация для родителей «Как защищаться от насекомых».
Итог:
- изготовление макета муравейника с муравьями совместно с детьми и родителями.
Результаты:
-у большинства детей появился устойчивый интерес к насекомым: их исследованию и гуманного отношения к ним;
- родители, совместно с детьми и воспитателями, приняли активное участие в реализации проекта,
Описание проекта:
- В подготовительном этапе было проведено анкетирование для выявления уровня знаний детей о муравьях. На данном этапе так же изучали место обитания и нахождения муравьёв на территории детского сада.
- Были подобраны загадки о муравьях см. приложение № 1.
- Беседа о муравьях.
План беседы с детьми о муравьях.
-Воспитатель: Где живут муравьи? (ответы детей).
-Воспитатель: Правильно в муравейнике. Посмотрите, на картинку как выглядит муравейник.
(см. приложение №2). Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Бор»:
...зайдёшь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят —
Шевелятся, зыблются, кишат.
Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесенные, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.
Из чего они строят муравейники? Таким образом, они защищают свой дом от плохой погоды.
Каких насекомых разводят муравьи? Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. (показ картинки тли). Вспомнить, где с детьми видели данных насекомых.
Умеют ли муравьи летать? В царских покоях живет муравьиная царица (см. приложение №3). Раньше она умела летать, у нее были крылья, но потом она отгрызла себе крылья и занялась откладыванием яиц. Каждый день она откладывает огромное количество яиц. За ней ухаживают рабочие муравьи.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой её несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Как на свет появляются муравьи? Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, см. приложение №4).
Чем питаются муравьи? Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, мелких гусениц, особенно любят кузнечиков. Еще муравьи уничтожают растения больные гнилью и плесенью, которые заражают другие растения. Несомненно, муравьи большие сладкоежки. Какой опыт нам это доказал? А из какого опыта мы поняли, что они питаются не только растениями, но и мясом?
Как общаются муравьи между собой? У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.
- Были просмотрены мультипликационные фильмы «Стрекоза и муравей», «Путешествие муравья», «Муравьишка Типа».
- Рассказ воспитателя: «муравьи - санитары леса».
«Муравьи - санитары леса».
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Муравьи тормозят рост численности вредных насекомых и предупреждают возникновение массовых очагов вредителей леса. Во время массового размножения вредители в добыче муравьев составляют 90% и более.
Кроме того, они рыхлят и обогащают землю органическими веществами, улучшают его водный и воздушный режим. В результате чего создаются оптимальные условия для возрождения многих видов растений.
В гнездах и вокруг них накапливается большое количество экскрементов, удобряющих почву. Муравьи, поселяющиеся в древесине или включающие в гнезда старые пни, участвуют в механическом разрушении отмершей древесины, ускоряя тем самым процесс ее разложения
Рыжие лесные и тонкоголовые муравьи собирают с окружающей гнездо территории древесные и травянистые частицы, веточки, хвою, чешуйки, травинки и т. д., концентрируя их в муравейниках, где разложение этих частиц идет значительно быстрее, чем на поверхности почвы. Однако важное значение муравьев как фактора почвообразования объясняется не этим, а созданием в гнездах большинства видов специфической среды, значительно отличающейся от окружающей и способствующей более быстрому разложению и гумификации попадающих в гнездо растительных остатков, повышению биологической активности почв. Это связано с более высокой, чем в окружающей почве, температурой гнезда, с развитием в муравейнике микрофлоры - бактерий, грибов, актиномицетов. Разложение ускоряется в десятки раз.
Муравьями питаются многие певчие птицы, лесные куриные, многие земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами. Учеными показано, например, что без муравьев невозможно нормальное развитие тетеревов и рябчиков. Поэтому в настоящее время при работах по восстановлению численности этих промысловых птиц планируется специальное расселение рыжих лесных муравьев.
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредных. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки.
6. Д/игра «Собери картинку»: дети собирают разрезанную картинку муравья (см. приложение №5).
7.Проведение опытов (что будут делать муравьи с сахаром и мясом): в первый день опытов недалеко от муравейника выкладывали кусочки мясного фарша, производили соответствующие наблюдения, результаты которых были отмечены каждым ребенком в индивидуальной таблице (см. приложение №6). Второй опыт был проведен с сахаром, данные были отмечены в индивидуальной таблице (см. приложение №6). Так же были проведены наблюдения за муравьями в ясную, солнечную и пасмурную погоду (см. приложение №6).
8.игра-драматизация «Как Муравей в гости ходил»;
9. Природоведческая игра «По муравьиным тропкам»:
- Ребята, нам пришло письмо от муравьишки Типы . Она в дальнем лесу, но узнала от сороки, что мы изучаем муравьёв, и придумала для нас разные задания. Давайте, прочтем письмо.
Здравствуйте, ребята! Я, очень любопытная муравьишка и хочу поиграть с вами в разные игры. Вы готовы? Если вы отгадаете все мои загадки и выполните мои задания, то в конце вас ждет сюрприз!
Итак, первое задание. В конверте лежать разрезные части картинки, вам необходимо собрать целую картинку (детям даются разрезанные части картинки муравья они собирают в целую картинку, см. приложение №5).
Второе задание нужно найти, оно будет под камушком с цифрой два.(аналогично находят следующие задания).
2 задание: «В нашем лесу живет много разных насекомых, у каждого есть свои дома, вам необходимо найти дом муравьёв и правильно показать его».(картинки муравейника, улья, норы, дупла, см. приложение №7).
3 задание: «в нашем муравейнике помимо взрослых муравьёв есть и личинки, яйца муравьёв, пожалуйста, расставьте последовательно картинки кто и за кем появляется».
Игра « Муравьи и дождь». Ход игры: Муравьи в солнечную погоду бродят по полянке ищут еду, как только говорят дождь, муравьи все забегают в муравейник (веранда).
4 задание: «назовите, ребята, чем питаются муравьи?»
5 задание: а теперь пришло время загадок слушайте внимательно.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Ответ: Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Ответ: Муравей)
В лесу у пня
суетня, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит.
(Ответ: Муравьи)
Мужички без топоров
Срубили избу без углов.
(Ответ: Муравьи, Муравейник)
Анкета.
- Кто такой муравей?
- Какие части тела есть у муравьев?
- Зачем они нужны?
- Где они живут?
- Чем они питаются?
- Они живут по одному или нет?
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Ответ: Муравьи)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Ответ: Муравей)
В лесу у пня
суетня, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит.
(Ответ: Муравьи)
Мужички без топоров
Срубили избу без углов.
(Ответ: Муравьи, Муравейник)
Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(Ответ: Муравей)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
(Ответ: Муравьи)
Чей домишко из иголок
На земле, у старых елок?
(Ответ: Муравейник)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Ответ: Муравейник)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
(Ответ: Муравьи)
Приложение №2
Приложение №3
Царица.
Приложение №4
Цикл развития муравьев
Муравей – насекомое с полным превращением(голометаболия). То есть в своем развитии он проходит следующие стадии:
- Яйцо
- Личинка
- Куколка
- Имаго
Жизнь любого муравья начинается с яйца. Обычно яйца хранятся не по отдельности, а небольшими пакетами. После инкубационного периода из яйца выходит непохожая на взрослое насекомое червеобразная личинка . Только на этой стадии насекомое активно питается и растет. Пока личинки небольшие, они хранятся так же, как и яйца, пакетами. Взрослые крупные личинки располагаются отдельно, а не в общем пакете.
Пакет яиц Formica rufa
Личинки мирмик. Внизу видна куколка
Затем наступает стадия куколки. Перед тем как окуклиться личинка перестает питаться и выделяет фекальный шарик, меконий, до этого все отбросы скапливались в теле личинки по мере ее роста. Его можно увидеть на конце кокона в виде небольшой черной точки. У части подсемейств личинка перед таким метаморфозом плетет кокон. Также известны подсемейства, личинки
которых коконов не плетут.
Коконы Camponotus ligniperda
В конце процесса развития из кокона выходит полностью сформировавшийся муравей. Если говорить точнее, то молодого муравья оттуда вытаскивают его сородичи, так как вскрыть кокон самостоятельно он не способен. Сначала «новорожденный» имеет очень светлые покровы, которые через несколько дней после выхода из кокона приобретают нормальную окраску. Теперь муравей больше не растет и переходит на питание в основном углеводной пищей.
В общем, весь цикл развития занимает около месяца.
Приложение №6
Съедят мясо на месте | Унесут мясо в муравейник | Не тронут мясо |
| ||
Солнечная погода | Пасмурно | |
|
| |
Съедят сахар на месте | Унесут сахар в муравейник | Не тронут сахар |
|
Приложение №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "МУРАВЬИ НАШИ ДРУЗЬЯ"
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ МУРАВЬЕВ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА....
Детский проект "Муравьи - наши друзья"
Лето - удивительное пора. Когда дети видят насекомых, их реакция неоднозначная: одни боятся, а другие наоборот выражают интерес. Поэтому и появился этот проект....
Проект «Птицы наши друзья» старший дошкольный возраст (воспитатель Косолапова Л.В., музыкальный руководитель Романовская Л.А.)
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, семейный.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители. Актуальность проекта: в беседах с детьми выявил...
Проект Муравьи-наши друзья
Проект в средней группе...
Проект "Муравьи наши друзья "
Во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые пред...
Презентация к проекту "Муравьи наши друзья "
Презентация к проекту "Муравьи наши друзья"...