исследовательская деятельность "Кто живёт в холоде?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_zhivyot_v_holode.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение

МДОБУ детский сад №4, р.п.Чунский, Иркутская обл.

Тема ОС

Исследовательская деятельность «Кто живёт в холоде?» (подготовительная группа)

Культурная практика

Познавательно – исследовательская деятельность

Культурно – смысловой контекст

Исследовательский поиск, подготовка мини- докладов

Цель

Учить детей самостоятельно проводить исследования (подготовка, поиск, доклад)

Задачи:

Обучающие

Развивающие

воспитательные

Стимулировать познавательную активность, стремление к поисковой деятельности.                                                                                                    Закрепить умение детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать её.                                                                                         Закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию значками и символами.                                                                           Способствовать освоению пространственных отношений, тренировке мелкой моторики кисти и пальцев.

Развивать коммуникативные навыки детей. Активизировать диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитывать умение работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.                                                                  Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.        

                                                 

Инвентарь и оборудование:

Папки исследователей на каждого ребёнка, детские энциклопедии, слайды с картинками животных Антарктиды, экран, проектор, два термометра, два стакана со снегом, кусочек жира, два куска меха, миска с водой, мантия, шапка исследователя.

                                                                                                                                                                                       Технологическая карта занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивационный этап

(1 мин.)

На экране картинка Антарктиды. Педагог читает стихотворение:

«Скользкий лёд – кругом зима

Солнышко не греет здесь мороз и холода

Снег один белеет

Нету здесь кустов и трав

Всё заметено

Никаких здесь нет забав

Очень холодно

-40 каждый день

Летом и зимой…

Антарктида – материк

Пояс неземной».

-Сегодня мы с вами будем исследовать животных Антарктиды (картинки морской котик, пингвин, морж).

Принимают поставленную задачу и выбирают картинки животных, которых будут исследовать.

Внутренняя мотивация на деятельность

Ориентировочный этап

(2 мин)

Раздача папок исследователей. Оставляю  методы, которые подойдут на данном занятии («Подумать самостоятельно», «Посмотреть в книгах», «Спросить у других людей», «Провести эксперимент»

Выбирают «Методы исследования».

Организовать самостоятельный поиск и выбор методов исследования.

Исполнительный этап

(26 мин)

  1. Предлагаю детям метод «Подумать самостоятельно» и

 «Спросить у других людей». Предлагаю тем кто знает что -то сам, записать. А некоторым детям обратиться за помощью к помощнику воспитателя.

  1. Физкультминутка:

Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

 (выполняют ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качают сомкнутыми ладонями – отрицательный жест)

А третья сказала «Мне хочется спать»

(ладони поворачивают на тыльную сторону одной из рук – рубка спит)

Четвёртая стала чуть – чуть замерзать (быстро качают ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(ладони раскрывают и соединяют – рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил

(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

  1.  Метод «Посмотреть в книгах»                   Предлагаю детям прочитать самостоятельно энциклопедии, книги о животных Антарктиды.                                                        Выполняю обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогаю тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
  2. Метод «Провести эксперимент»

Опыт1 «Почему животные не намокают?»

В ёмкость с водой опустить кусочки меха (один из которых смазан жиром)

Опыт2: «Почему животные не замерзают в ледяных водах Антарктиды?»

Подготовим термометры, запишем начальные показания. Оба термометра показывают +23 градуса. Наполним один стакан снегом и поставим в него чистый термометр. Во второй стакан со снегом поставим термометр смазанный жиром. Подождать. Замерим показания. Сравним – чистый показал +1 гр. Термометр с жиром +4.

5.Предлагаю детям рассмотреть свои зарисованные пиктограммы и составить рассказ (доклад).

Зарисовывают знаками свои знания в пиктограммах. Фиксируют информацию.

Учатся задавать вопросы.

Участвуют в игре, выполняют задания по тексту

Читающие дети читают небольшую информацию о выбранном животном, фиксируют.

Рассуждение детей о результатах.

Дети делают выводы.

Опыт 1:

не смазанный жиром кусочек меха намок и вода с него не убирается, а со смазанного жиром кусочка меха капельки воды легко стряхиваются и он стал сухим.

Опыт2:

термометр, который был смазан жиром, показал температура выше, чем не смазанный. Это значит ,что жир не давал охлаждаться термометру, который в итоге и показал более высокую температуру.

Докладчик надевает мантию и шапку исследователя начинает рассказывать информацию по своей папке. Дети задают вопросы докладчику. (1 -2 доклада на занятии, остальные доклады в свободное время)

Овладение умением работать индивидуально в своей папке.

Снятие напряжения.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Активность в процессе экспериментальной деятельности

Овладение предпосылками учебной деятельности – умение обобщать и анализировать материал.

Рефлексивный этап

(1 мин)

Беседа «Что понравилось?»

«Что ещё хочется узнать?»

Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Речевое взаимодействие всех участников занятия.

Освоение себя как участника познавательного, творческого процесса.

Перспективный этап

Содействовать детской инициативе, самостоятельно организовывать исследования, добывать информацию.

Используют закреплённые умения  и навыки фиксировать знаками информацию и читать её.

Дети самостоятельно могут искать информацию, которую хотят узнать, изучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Кто в озере живет, кто в не глубоком живёт?» Шамова Аня, 6 лет МКДОУ Кутужековский детский сад Воспитатель: Коваленко С. Ф.

Исследовательский проект "Кто в озере живёт, кто в не глубоком живет?" в проекте участвовали дети разновозрастной группы и родители....

Исследовательский проект " Где живёт молоко?"

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста...

Исследовательский проект "Где живёт звук?"

Исследовательская деятельность дошкольниковна музыкальных занятиях...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

Исследовательская деятельность,как форма работы музыкального руководителя"Где живёт звук"

Исследовательская деятельность,как форма работы музыкального руководителя"Где живёт звук"...

Познавательно-исследовательская культурно-образовательная практика « ГДЕ ЖИВЁТ КАРЛСОН?»

Цель: организация совместного досуга - путешествия по городу и приобщение детей к культурным ценностям (театру)Задачи: Создать условия для эффективного вовлечения семьи в совместную с ребёнком познава...

экспериментально- исследовательский проект «Где живёт звук?»

По составу участников -           индивидуальныйТип проекта: исследовательскийПродолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)Пробл...