экспериментально- исследовательский проект «Где живёт звук?»
опыты и эксперименты (старшая группа)
По составу участников - индивидуальный
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)
Проблемные вопросы: «что такое звуки?», «как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isl_proektno1.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П. СЕЛЕНГИНСК МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Советом педагогов приказом № ____ от
МАДОУ д /с «Теремок «___» ______ 2019 года
Протокол № ____ заведующая МАДОУ
От «___» _____ 2019 года. д/с «Теремок
_______Ткачева О.Н.
экспериментально- исследовательский проект
«Где живёт звук?»
для детей 4-5 лет
Музыкальный руководитель
Литвинова И.В.
2019г.
«Где живёт звук?»
По составу участников - индивидуальный
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)
Проблемные вопросы: «что такое звуки?», «как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: звук образуется, когда что-то дрожит, значит звучит…
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки.
Задачи:
- воспитывать интерес к звучащему миру;
-развивать наблюдательность;
-развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).
Актуальность:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много - целое море? Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы | Задачи | Опыты | Дидакт. и речевые игры | Слушание |
«Почему все звучит?» | ||||
Стихотворение- Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши, Покричи и позвени, Звук, попробуй, догони! Даже если подойдешь Очень осторожно, Не увидишь, не найдешь, А услышать можно | закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление | «Музыка или шум», «Почему все звучит», «Откуда берется голос».
| «Замри и слушай»;
«Подбери инструмент» | «Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М.Потоловский «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен. «Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт». |
«Знакомство с деревянными звуками». | ||||
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон | привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха; - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. | «Найди звук»; «Коробочка с секретом». | «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». |
«Знакомство с металлическими звуками» | ||||
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубенцы. . | развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами; - учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах; - формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. | «Как распространяется звук?» | «Колокольцы- бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. | М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»; В.Агафонников «Сани с бубенцами»; З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон; В. Кикта. «Гусляр Садко» |
«Знакомство с шуршащими звуками» | ||||
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. | развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки; - побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя; - воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей». | «Почему не слышно?», «Сделай маракас» | «Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата» | Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь» |
«Знакомство со «стеклянными звуками» | ||||
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. валдайские колокольчики, треугольники. | привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; - развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа. | «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?» | «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) | К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик») |
«Звуки природы» | ||||
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, треугольник, стеклянная бутылка. Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч | заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов; - учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка); - развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки). | «Звуки в воде», «Где живет эхо?» | «Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик | «Осень» Г.Левдокимова «Ветер» В. Степанова; «Дождик и ливень» Г.Левдокимова «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р.Леденева; «Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского; «Весна» А. Вивальди; «Музыка» Г. Струве. |
Итог проекта – Презентация - апрель.
Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательский проект «Развиваем пальчики»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детск...
Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»
Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...
Экспериментально-исследовательский проект "День и ночь"для детей младшего дошкольного возраста
Проект интересный и увлекательный. Дети на разных занятиях (формирование целостной картины, лепка, аппликация,физкультура) изучают день и ночь. ...
Исследовательский проект " Где живёт молоко?"
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательский проект "Где живёт звук?"
Исследовательская деятельность дошкольниковна музыкальных занятиях...
Исследовательский проект «Где живёт звук?»
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию т...
Исследовательский проект «Где живёт звук?»
Основное предназначение проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных обра...