Познавательно-исследовательская культурно-образовательная практика « ГДЕ ЖИВЁТ КАРЛСОН?»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Цель: организация совместного досуга - путешествия по городу и приобщение детей к культурным ценностям (театру)
Задачи:
- Создать условия для эффективного вовлечения семьи в совместную с ребёнком познавательно-исследовательскую деятельность;
- Приобщить к кукольному театру как виду искусства;
- Познакомить детей с ролью зрителя (в театре) и ролью артиста (в ходе итогового этапа проекта в ГБДОУ)
- Познакомить с особенностями перемещения в городском пространстве (виды, способы, правила);
- Развить наблюдательность, умение видеть необычное в обычном;
Коррекционная направленность: обогащение словаря, развитие фонематических функций, мышления, внимания, памяти, оптико-пространственных функций, звукопроизношения, звуко - буквенного анализа и синтеза.
В ходе практики ребята, совершая путешествие – квест, находят ответ на вопрос «Где живёт Карлсон?», знакомятся с театром, где являются зрителями, а в заключительной части практики становятся артистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neskuchnyy_vyhodnoy_dlya_redaktsii_detstvo_press.docx | 860.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №120 Фрунзенского района СПб)
Методическая разработка
культурно-образовательной практики
«Нескучный выходной»
Дятлова Жанна Валентиновна – учитель-логопед
ГБДОУ детского сада №120 Фрунзенского района СПб
электронная почта: dyat-zhanna@yandex.ru
телефон: +7(911)768-28-42
Михайлова Светлана Анатольевна – воспитатель
ГБДОУ детского сада №120 Фрунзенского района СПб
электронная почта: svetamihalova@gmail.com
телефон: +7(905)282-54-25
Познавательно-исследовательская культурно-образовательная практика
« ГДЕ ЖИВЁТ КАРЛСОН?»
Пояснительная записка
Цель: организация совместного досуга - путешествия по городу и приобщение детей к культурным ценностям (театру).
Задачи:
- Создать условия для эффективного вовлечения семьи в совместную с ребёнком познавательно-исследовательскую деятельность;
- Приобщить к кукольному театру как виду искусства;
- Познакомить детей с ролью зрителя (в театре) и ролью артиста (в ходе итогового этапа проекта в ГБДОУ);
- Познакомить с особенностями перемещения в городском пространстве (виды, способы, правила);
- Развить наблюдательность, умение видеть необычное в обычном.
Коррекционная направленность: обогащение словаря, развитие фонематических функций, мышления, внимания, памяти, оптико-пространственных функций, звукопроизношения, звуко - буквенного анализа и синтеза.
В ходе практики ребята, совершая путешествие – квест, находят ответ на вопрос «Где живёт Карлсон?», знакомятся с театром, где являются зрителями, а в заключительной части практики становятся артистами.
Характеристика группы культурно-образовательная практика проходила в старшей логопедической группе ГБДОУ №120 Фрунзенского района. Возраст воспитанников 5-6 лет. Группа в количестве 16 человек. Особенности их развития заключаются в том, что дети, направленные в коррекционную группу ТПМПК (территориальной психолого – медико - педагогической комиссией) имеют заключения об общем недоразвитии речи. Это накладывает на педагогов и родителей обязательства по коррекции и совершенствованию речевой системы в целом: обогащение и расширение лексического запаса слов, их верное грамматическое оформление, совершенствование фонематического слуха, звукопроизношения, формирование связной речи, развития высших психических функций. Именно поэтому в инструкции для родителей сочетаются логопедический подход (родителям предлагается обогатить словарь детей предложенными словами, выражениями.) и нейропсихологический подход (ребёнку предлагают услышать, увидеть или почувствовать предлагаемую в ходе путешествия информацию, опираясь на разные каналы восприятия).
Продолжительность культурно-образовательной практики составила 1месяц.
Оборудование, используемое в ходе практики: книги А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», мультфильм «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся!», Карта путешествия «Найди мой домик», задания для детей и родителей в ходе путешествия, памятки для родителей, смартфон, компьютер, сценические костюмы, аудиозаписи к спектаклю, декорации.
Особенность организации партнёрских отношений с родителями: с целью эффективного взаимодействия с родителями в нашей группе была создана группа Vk http://m.vk/com/club29685513 . Родителям группы была предложена идея путешествия – квеста поиска домика Карлсона и дальнейшего просмотра спектакля, как сюрпризного момента для тех ребят, кто вместе с родителями нашёл домик. Идею поддержали 10 родителей из 16 семей. Родители принимали участие в оформлении карты путешествия, записи видеообращения Карлсона к детям, приобретали билеты на спектакль «Малыш и Карлсон» театра Карлсон-хаус. Затем, в ходе путешествия и выполнения различных заданий, родители фотографировали ребят или делали вместе с ними селфи, отправляли фото в группу, писали отзывы по путешествию. С каждым из родителей была проведена индивидуальная беседа о ходе путешествия. Родителям были разъяснена идея и задачи путешествия-квеста, розданы путевые инструкции (памятки). Памятки для родителей, о чём говорить с ребёнком и на что обращать внимание детей в ходе путешествия, были опубликованы в группе в Vk. В ходе предварительной работы с детьми, после видеообращения Карлсона к ребятам с предложением отыскать домик на крыше и прийти в гости к Карлсону, ребятам были вручены КАРТЫ, которые они представили родителям и попросили родителей помочь в поисках домика Карлсона. Таким образом осуществлялась связь с родителями в ходе основного этапа путешествия. В заключительной части родители помогали ребятам изготовить костюмы к спектаклю «Малыш и Карлсон», явились первыми зрителями маленьких артистов.
Ход культурно-образовательной практики
Предварительный этап:
Занятие «Где живёт Карлсон?»
Содержательный этап работы | Описание содержания работы дошкольников (что делали дети?) | Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики (как, с помощью каких способов, методов, технологий педагог помогал дошкольникам в их самостоятельной, исследовательской, коммуникативной и творческой деятельности) | Родители |
Чтение сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» | Слушали сказку | Чтение сказки | |
Просмотр мультфильмов | Смотрели мульфильм | Совместный просмотр | |
Обсуждение сюжета, главных героев | Включались в обсуждение сюжета и героев сказки. Отвечали на вопросы. | Обсуждение сказки по следующим вопросам: -чем вам понравилась сказка? -каких героев сказки вы запомнили? -какой герой понравился больше всего? Почему? -расскажите, как Карлсон выглядит и какой у него характер? - Какой вопрос вы зададите Карлсону, если его встретите? - Интересно ли было вам узнать, где живёт Карлсон, где его домик? | |
Сюрпризный момент: видеообращение Карлсона и приглашение детей в гости в свой домик. | Смотрели видеообращение Карлсона. | Организация сюрпризного момента: видеозвонка от Карлсона | Помогли изготовить видеообращение Карлсона для детей. |
Изучали КАРТУ (маршрут) путешествия к домику Карлсона | Рассмативали карту, обсуждали путь движения к домику, отгадывали условные обозначения на карте, высказывали предположения, выясняли, могут ли они одни проделать этот путь или им нужна помощь взрослых. Определили, к какому взрослому они могут обратиться за помощью, чтобы отыскать домик Карлсона. | Помощь в рассматривании КАРТЫ путешествия. Вопросы: -Как по карте можно добраться до домика Карлсона? - Откуда вы начнёте путь? - На какой вид транспорта сначала сядете? - С какой станции метро поедете в центр города? - На какой станции выйдете? - Можете ли вы поехать на поиски домика Карлсона одни? - Кого из взрослых попросите помочь вам в поисках домика Карлсона? | Помогли изготовить КАРТУ путешествия |
Основной этап:
26 января 2020 г. родители с детьми отправились в путешествие – квест «Найди домик Карлсона!» по КАРТЕ (приложение №1) исследуя городское пространство, пути перемещения в нём, выполняя по ходу движения различные задания коррекционного и развивающего вида (Задания от Карлсона для детей (приложение №2), направляясь к театру Карлсон Хаус, где в качестве сюрприза детей ожидало кукольное представление «Малыш и Карлсон». По ходу движения к домику Карлсона родители фотографировали детей или делали вместе с ними селфи. Родителям заранее через соц.сеть Vk (педагоги) и на бумаге (дети) передали ПАМЯТКУ (Задания от Карлсона для родителей - приложение №3)
После того, как путешествие состоялось, родители в группе в Vk, а некоторые на бумаге, опубликовали свои фотографии (приложение №4) по ходу путешествия, оставили свои впечатления – отзывы от путешествия (приложение №5).
Итоговый этап:
Содержательный этап работы | Описание содержания работы дошкольников (Что делали дети?) | Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики | Связь с родителями |
Обсуждение путешествия -квеста «Найди домик Карлсона» | Отвечали на вопросы педагога | Организует обсуждение путешествия, задавая вопросы: - Все ли нашли домик Карлсона? - Что было самым интересным во время путешествия? -Какой сюрприз ждал вас? - Что вы увидели в театре? - Что вы услышали в театре? -Что вы почувствовали? | Родители отправили фоторепортажи после путешествия, поделились своими впечатлениями от нескучного выходного, опросили детей после путешествия: - какой сюрприз тебя ждал? - Что ты увидел? - Что услышал? -Что почувствовал? -Что больше всего запомнилось в путешествии? |
Рисунки по оставленному впечатлению от путешествия, раскраски по теме «Карлсон» | Дети рисуют | Организует выбор темы для рисования, помогает в выборе средств для изображения того, что задумали дети | |
Подготовка к спектаклю, создаваемого по мотиву «Малыш и Карлсон» силами детей. Обсуждение ролей | Дети выбирают роли, участвуют в изготовлении афиши (коллективный коллаж из рисунков), билетов, программки к спектаклю | Побуждает детей поиграть в театр, сообщает, что дети будут теперь не зрителями, а артистами и приготовят сюрприз для родителей – театральную сценку. Распределяет роли с учётом пожеланий детей. Читает сценку. Помогает разучить роли. Ставит представление. Руководит изготовлением афиши для спектакля, билетов, программки. | Помогают в создании образов, изготавливают костюмы. |
Выступление детей перед родителями и другими детьми ГБДОУ на конкурсе «Лучики творчества» | Показывают спектакль. | Сопровождает детей в ходе спектакля | Родители являются зрителями. Награждают детей аплодисментами, криками браво, цветами. |
Заключение
В результате культурно-образовательной практики был разработан городской семейный досуг, основанный на использовании игровых технологий взаимодействия детей и родителей. Это доставило огромное удовольствие, как педагогам, так и семьям наших воспитанников. Педагогам было интересно творить, придумывать задания для детей. Это была большая радость. Родителей удивил квест. Они выражали слова признательности за идею не просто переместиться из пункта А в пункт Б, но и поиграть с детьми при этом, родители и дети с удивлением обнаружили разницу между своим районом и центром города. Многие были удивлены, что скульптуры Клодта на Аничковом мосту различаются. Улыбку и интерес вызвало задание, связанное с поиском СЛОНА в вагоне метро. Дети с интересом обнаружили домик Карлсона на крыше театра, увидели приведений, вылетающих из трубы, посмотрели спектакль, угостились плюшками, поиграли в театр во время итогового мероприятия – спектакля. Родители с детьми сумели с пользой и интересом провести друг с другом время, испытали много позитивных эмоций, о чём говорят те рисунки, которые дети нарисовали после путешествия и те фотоотчёты и отзывы, которые разместили родители в Vk. Было решено множество поставленных задач, в том числе коррекционных, которые так необходимы детям с общим недоразвитием речи. Игровым пространством стал путь в городе, совершаемый родителями с детьми к театру Карлсон Хаус. Детей познакомили с таким видом искусства как театр, дали им возможность побыть и зрителями и артистами, поиграть в театр. Таким образом, дети смогли увидеть театр с разных точек зрения. В процессе практики у детей появились сначала дополнительные вопросы, а потом и ответы на них, а именно:
-для чего нужен театр?
- кто такие актёры и кто такие зрители?
- от чего получает в театре удовольствие и радость зритель, а от чего артист?
- для чего артисту аплодисменты?
- кем быть интересней, зрителем или артистом?
Приложение №1
Приложение №2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ КАРЛСОНА
- Выбери нужный знак автобусной остановки и обведи его.
- Повтори стихотворение за взрослым, сосчитай слова со звуком Р, запиши их количество в квадратик.
МЕТРО
Нам проехать не хитро
Через город на метро.
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов.
Путь проложен под землёй
Самый быстрый и прямой.
- На карте отмечай кружком станции синей линии от «Купчино» до «Невского проспекта». Сосчитай их количество, запиши число в квадратик.
- Отгадай ребус и ты узнаешь название реки, от которой берёт начало Невский проспект. Запиши её название.
Н |
- Найди «слона» в вагоне метро.
НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ
- Рассмотри скульптуры на мосту.
Кого ты видишь? Что они делают?
Сколько их сосчитай, запиши.
Сравни их. Они одинаковые?
Найди тень скульптуры, обведи её.
Узнай, кто автор этих скульптур.
т | о | л | К | д |
5 | 3 | 2 | 1 | 4 |
8.Отгадай название реки, через которую перекинут Аничков мост.
УРА! Скоро ты найдёшь мой домик!
Приложение № 3
ЗАДАНИЯ ОТ КАРЛСОНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Памятка для родителей)
- Приобретите билет в театр Карлсон-Хаус на спектакль и не говорите об этом ребёнку!
- Рассмотрите вместе с ребёнком карту путешествия. Помогите малышу выполнить задания в процессе путешествия.
Цель – найти домик Карлсона, который живёт на крыше.
- Пока вы в пути вы можете обогатить словарь ребёнка:
Часть 1-я | Говорим: Мы пешеходы Идём по тротуару Переходим перекрёсток По пешеходному переходу К автобусной остановке | Обращаем внимание: Знак «автобусная остановка» Зелёный сигнал светофора. |
Часть 2-я | Говорим: Станция метро «Купчино» Мы пассажиры метро Покупаем жетон Опускаем в турникет Идём на перрон Едем до станции «Невский проспект» | Обращаем внимание: Знак петербургского метро, жетон, карта метрополитена |
Часть 3-я | Говорим: Центр города Невский проспект Аничков мост Скульптуры Клодта Набережная Фонтанки | Обращаем внимание: Проспект, дома, мост, скульптуры, набережная |
- Вы нашли домик Карлсона. Сделайте селфи. Отправьте фото в группу Vk «Дружные ребята». Рассмотрите дом и домик Карлсона. Обратите внимание на количество этажей, цвет стен, крыши, детали дома.
- Зайдите внутрь. Ура! Сюрприз для вашего малыша Спектакль! Посмотрите его вместе с ребёнком. Не забудьте взять с собой и принести показать в детский сад билеты, программку, буклеты.
- Задайте дома вопросы и запишите (по возможности запишите ответы):
- Что было внутри дома, где был домик Карлсона?__________________
-Что ты увидел?_______________________________________________
- Что ты услышал?_____________________________________________
- Что ты почувствовал?__________________________________________
- Что тебе больше всего понравилось в нашем путешествии?________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"
Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов(рек, озер), их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...
Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)
В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Кто живёт в лесу»
В гости к детям пришла Красная Шапочка, чтобы поговорить о лесе. Дети вместе с Красной Шапочкой вспомнили, что лесу есть деревья и растения. Живут много разных зверей, птиц, а так же насекомые. А...
Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...
Презентация познавательно-исследовательского проекта 2 младшей группы «Кто в домике живёт?»
Формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не пр...
План – конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Кто, где живёт?»
Формирование гражданско-патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними. Мы в наш...