Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Чистякова Екатерина Сергеевна

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр коренных народовC:\Users\1\Pictures\246687-ce898-71726856-m549x500-udbd29.jpg

Крайнего севера

для детей

дошкольного возраста

Инструктор по ФВ

Чистякова Е.С.

C:\Users\1\Pictures\skazka_ns.JPG

Игра - высшая форма исследования.

 

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, а так же желание обладать силой, ловкостью и выносливостью.      
         Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.


Олени и пастухи

(игра с метанием)

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них аркан  (длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога аркан. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от аркана. Набрасывать аркан можно только на рога.            Каждый пастух сам выбирает момент для   набрасывания аркана.

Каюр и собаки

(игра с бегом)

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому. 

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Полярная сова и евражки

(игра с бегом)

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время.

Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

         

Перетягивание каната

(игра на ловкость, силу)

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в   руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной

Тройной национальный прыжок

(игра с прыжками)

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают

дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

       

Оленьи упряжки

(игра с бегом)

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

 Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.  

Важенки и оленята

(игра с бегом)

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины —

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения  выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Ручейки и озера

(игра с бегом)

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом  в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал: «Озера!», игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги

—  озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Здравствуй, догони!

(игра с бегом)

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» —  и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Нарты-сани

(игра с прыжками)

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

«Рыбаки»

(игра на внимание)

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, внимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. 

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры

«Звери и птицы»

(игра на внимание)

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

 

«Сокол и лиса»

(игра с бегом)

Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. 

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей» Консультация для педагогов

laquo;Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей»Консультация для педагогов ...

картотека подвижных игр КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

картотека подвижных игр КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА...

Картотека. Подвижные игры коренных народов севера.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР  КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ...

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси

Картотека подвижных игр народов крайнего севера ханты и манси...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Картотека помогает познакомить детей с подвижными играми коренных народов нашего края - ханты и манси....

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Картотека подвижных игр коренных народов Севера...