Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Полезные ископаемые Кузбасса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Полезные ископаемые Кузбасса"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»
«Полезные ископаемые Кузбасса! »
(конспект занятия для детей подготовительной к школе группе)
Составитель:
Мурзинцева Дарья Сергеевна,
воспитатель
Промышленновский муниципальный округ 2021
«Полезные ископаемые Кузбасса!»
(конспект занятия для детей подготовительной к школе группы)
Цель: дать детям представление о полезных ископаемых родного края
Задачи:
1. Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, добычи и свойствах.
2. Развивать мышление, память. Внимание.
3. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Оборудование: карта Кемеровской области.
Совместная деятельность: Беседы о Кемеровской области и ее богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, подвижная игра «Камешки», сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые?
Дети: Это природные богатства, которые используют люди.
Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой Кемеровской области)
Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Посмотрите внимательно на карту, наша область маленькая по размеру, но все знают о нашем небольшом крае. У нашей Кемеровской области есть второе название- Кузбасс. А знаете почему ее так называют? Потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн- сокращенно Кузбасс. Именно он принес славу и известность нашему краю. Обратите внимание сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое - нибудь полезное ископаемое. Посмотрите внимательно на карту, и скажите, каких символов на карте изображено больше всего? Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? (ответ детей). Правильно в шахте и на рвзрезах. Уголь- это самое главное богатство нашего края.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?Давайте совершим небольшое путешествие, чтобы познакомиться с некоторыми полезными ископаемыми. Сейчас мы с вами поедем на поезде. Занимайте свои места, поехали.(дети имитируют движение и звук поезда)
Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- угадай».
На этой станции стоит грузовой поезд, в вагонах у него груз. А вот какой, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Воспитатель: Разделимся на две команды. Для вас я приготовила вот такие значки (показывает детям карточки с изображением полезных ископаемых), чья команда первая угадает загадку, та команда и получит значок, у кого значков получится больше та команда и выиграла. Готовы?
1.Загадка.
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу
Дети: Глина.
Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
2.Ззагадка.
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Дети: Уголь.
Уголь- располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами. Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.
3.Загадка.
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
Дети: Руда.
Железная руда- она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
4.Загадка.
Росли на болоте растения...
Теперь это топливо и удобрение.
Дети: Торф.
Торф - это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам. К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов. Это золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.
А теперь нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места!
(дети имитируют движение и звук поезда)
Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- поиграем мы в игру».
Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка.
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли – белых камешков нашли,
С собой в сад принесли.
Воспитатель: Наигрались, отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде!
(дети имитируют движение и звук поезда)
Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Юные геологи».
Воспитатель: Ребята, люди какой профессии изучает полезные ископаемые, отправляются в экспедицию, исследуют недра земли, изучают камни?
Дети: геологи.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами геологи -исследователи, а это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства родной земли.
Сегодня мы познакомились с такими полезным ископаемым, как глина. Это ископаемое можно добывать в нашем родном крае. Чтобы изучить ее свойства, проведем опыт.
(Дети подходят к столу для проведения опыта)
Опыт.
Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат тарелочки с кусочками глины. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.
Дети. Два кусочка глины.
Воспитатель: Какого цвета глина?
Дети: Она коричневая.
Воспитатель: А бывает ли глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой (показ слайда). Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда, поэтому ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав.
Воспитатель: Возьмите в руки сухую глину. Какая она?
Дети: Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.
Воспитатель: Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее. Что можете сказать про нее?
Дети: Глина меняет форму и она мягкая.
Воспитатель: Мокрая глина пластичная. Ребята, а что из нее можно делать?
Дети: лепить.
Воспитатель: А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
Дети: Глина медленно намокает.
Воспитатель: Да, глина - плохой проводник воды. Какой вывод можно сделать?
Дети: Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
Воспитатель: Посмотрите через лупу на комочек глины, что вы видите?
Дети: В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель: Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. Как вы думаете: нужна ли человеку глина и для чего?
Дети: Нужна, чтобы лепить.
Воспитатель: Верно, глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду, ее свойства используют мастера которые делают из глины посуду, игрушки, вазы (показ слайдов).
А есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек. Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них. Вы хорошо потрудились и для вас у меня есть небольшие подарочки из глины (дымковские игрушки). на этом наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется!
(дети имитируют движение и звук поезда)
Воспитатель: Мы приехали в свою группу. А вот о других богатствах нашей земли мы поговорим на другом занятии.
Список использованной литературы
- Рабочие плечи Кузбасса. Страницы героической биографии края, Кемерово, изд. 1977.
- Электронный ресурс: https://gekoms.org/2012/10/13/note-12/
- Электронный ресурс: http://www.mining-enc.ru/k/kuzneckij-ugolnyj-bassejn/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы.
Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»
Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы.
обобщающее,интегрированное занятие...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»
Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».
Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....