Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Полезные ископаемые Кузбасса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мурзинцева Дарья Сергеевна

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Полезные ископаемые Кузбасса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

«Полезные ископаемые Кузбасса! »

(конспект занятия для детей подготовительной к школе группе)

Составитель:

Мурзинцева Дарья Сергеевна,

воспитатель

Промышленновский муниципальный округ 2021

«Полезные ископаемые Кузбасса!»

(конспект занятия для детей подготовительной к школе группы)

Цель: дать детям представление о полезных ископаемых родного края

Задачи:

1. Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, добычи и свойствах.

2. Развивать мышление, память. Внимание.

3. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Оборудование: карта Кемеровской области.

Совместная деятельность: Беседы о Кемеровской области и ее богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, подвижная игра «Камешки», сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые?

Дети: Это природные богатства, которые используют люди.

Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой Кемеровской области)

Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Посмотрите внимательно на карту, наша область маленькая по размеру, но все знают о нашем небольшом крае. У нашей Кемеровской области есть второе название- Кузбасс. А знаете почему ее так называют? Потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн- сокращенно Кузбасс. Именно он принес славу и известность нашему краю. Обратите внимание сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое - нибудь полезное ископаемое. Посмотрите внимательно на карту, и скажите, каких символов на карте изображено больше всего? Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? (ответ детей). Правильно в шахте и на рвзрезах. Уголь- это самое главное богатство нашего края.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?Давайте совершим небольшое путешествие, чтобы познакомиться с некоторыми полезными ископаемыми. Сейчас мы с вами поедем на поезде. Занимайте свои места, поехали.(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- угадай».

На этой станции стоит грузовой поезд, в вагонах у него груз. А вот какой, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель: Разделимся на две команды. Для вас я приготовила вот такие значки (показывает детям карточки с изображением полезных ископаемых), чья команда первая угадает загадку, та команда и получит значок, у кого значков получится больше та команда и выиграла. Готовы?

1.Загадка.

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу

Дети: Глина.

Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.  

2.Ззагадка.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Дети: Уголь.

Уголь- располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами. Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.

3.Загадка.

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…

Дети: Руда.

Железная руда- она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.

4.Загадка.

Росли на болоте растения...

Теперь это топливо и удобрение. 

Дети: Торф.

Торф - это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам. К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов. Это золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

А теперь нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- поиграем мы в игру».

Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – белых камешков нашли,

С собой в сад принесли.

Воспитатель: Наигрались, отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Юные геологи».

Воспитатель: Ребята, люди какой профессии изучает полезные ископаемые, отправляются в экспедицию, исследуют недра земли, изучают камни?

Дети: геологи.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами геологи -исследователи, а это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства родной земли.

Сегодня мы познакомились с такими полезным ископаемым, как глина. Это ископаемое можно добывать в нашем родном крае. Чтобы изучить ее свойства, проведем опыт.

(Дети подходят к столу для проведения опыта)

Опыт.

Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат тарелочки с кусочками глины. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Воспитатель: Какого цвета глина?

Дети: Она коричневая.

Воспитатель: А бывает ли глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой (показ слайда). Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда, поэтому ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав.

 Воспитатель:  Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети: Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Воспитатель: Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее. Что можете сказать про нее?

Дети: Глина меняет форму и она мягкая.

Воспитатель:  Мокрая глина пластичная. Ребята, а что из нее можно делать?

 Дети: лепить.

Воспитатель: А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети: Глина медленно намокает.

Воспитатель: Да, глина - плохой проводник воды. Какой вывод можно сделать?

Дети:  Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель: Посмотрите через лупу на комочек глины, что вы видите?

Дети: В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель: Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. Как вы думаете: нужна ли человеку глина и для чего?

Дети: Нужна, чтобы лепить.

Воспитатель: Верно, глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду, ее свойства используют мастера которые делают из глины посуду, игрушки, вазы (показ слайдов).

А есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек. Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них. Вы хорошо потрудились и для вас у меня есть небольшие подарочки из глины (дымковские игрушки). на этом наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Мы приехали в свою группу. А вот о других богатствах нашей земли мы поговорим на другом занятии.

Список использованной литературы

  1. Рабочие плечи Кузбасса. Страницы героической биографии края, Кемерово, изд. 1977.
  2. Электронный ресурс: https://gekoms.org/2012/10/13/note-12/
  3. Электронный ресурс: http://www.mining-enc.ru/k/kuzneckij-ugolnyj-bassejn/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы.

Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»

Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....