Педагогический проект "Мы - исследователи"
проект по окружающему миру
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_issledovateli.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
ПРОЕКТ
«Мы - исследователи»
Подготовительная группа «Одуванчики»
Автор проекта:
Тупота Наталья Павловна, воспитатель
г. Канск
2021 год
Тема проекта «Мы - исследователи»
Общий замысел проекта
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Актуальность
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Вид проекта: исследовательский
Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта.
Образовательные: расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
Развивающие: развивать наблюдательность, связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно- ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Сроки реализации проекта: октябрь 2021 год – январь 2022 год.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 6-7 лет.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (октябрь 2021 год): мотивация детей; определение цели и задач проекта; анализ имеющихся условий в группе, детском саду; разработка комплексно - тематического плана работы по проекту; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала; организация условий для самостоятельной деятельности детей; пополнение центра экспериментальной деятельности.
2 этап – практический (октябрь 2021 год – январь 2022 год): планирование работы с детьми по экспериментированию; самостоятельная практическая деятельность детей по проекту; привлечение родителей в реализацию проекта (эксперименты дома).
3 этап – заключительный (январь 2022 год): анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный | ||||||
Изучение методической литературы по теме проекта. Подготовка материалов (наглядный, раздаточный). Внесение в группу атрибутов для сюжетно-ролевых игр, а так же плакатов, альбомов, книг, энциклопедий по теме «Мы-исследователи». Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группе. Подбор информации для родителей. Анкетирование. Задание на дом «Экспериментируем в домашних условиях» (проведение опытов дома и презентация деятельности детьми в группе). Оформление информационного стенда для родителей: консультации «Как провести опыты в домашних условиях». | ||||||
2 этап – основной | ||||||
Игровая деятельность | Образовательная деятельность (познавательное развитие) | Коммуникативная деятельность | Двигательная деятельность | |||
Октябрь «Воздух» | ||||||
1. Дидактические игры. (картотека игр) «Свойства воздуха» 2. Сюжетно-ролевые игры: «Полет в Москву» | Эксперименты: «Реактивный Шарик» «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», Наблюдение за ветром: сила, направление, как ведут себя люди, облака на небе, проволока на столбах. | 1. Беседы: «Воздух – невидимка», «Чистый воздух». Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри» Рассматривание иллюстраций 2. Решение проблемной ситуации «Загрязнение воздуха» 3. Инсценировка сказки «Соломинка, пузырь и лапоть» | Дыхательная гимнастика «Ветерок» Подвижная игра «Пузырь» Игра «Надуй шарик» Эстафеты с воздушными шарами | |||
Продуктивная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная деятельность | |||
Рисование «Полет на воздушном шаре» | Изготовление бумажных самолётов (техника оригами) Изготовление вертушки для определения силы и направления ветра | Чтение Г. Юрмин «Удивительное о растениях», А. Дитрих «Путешествие семечки». Чтение А.С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…» | Два обруча, два «портрета» ветра, аудиозапись ветра разной силы | |||
Игровая деятельность | Образовательная деятельность (познавательное развитие) | Коммуникативная деятельность | Двигательная деятельность | |||
Ноябрь «Вода» | ||||||
Дидактические игры». (картотека игр) «Дидактическая игра «Свойства воды». Игра –путешествие «Ходит капелька по кругу» 2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные» «Стирка» «Готовим обед» | Цикл занятий «Волшебница вода» Познакомить детей с такими свойствами воды как: испарение, конденсация. Опытным путём дать представление, что вода обладает силой и перемещает предметы. | Беседа «Кому нужна вода» Чтение художественной литературы Р.Талиб «Откуда вода берёт силу». | Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду», «Дождик». | |||
Продуктивная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная деятельность | |||
Рисование «Идет дождь» Художественное творчество - лепка панно «Рыбки в реке». | Оригами «Дельфин» | Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» | Прослушивание песен Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке» | |||
Игровая деятельность | Образовательная деятельность (познавательное развитие) | Коммуникативная деятельность | Двигательная деятельность | |||
Декабрь «Снег» | ||||||
Дидактическая игра «Свойства снега и льда». Дидактическая игра «Угадай по описанию» Игра «Сбей шишки», «Меню для животного», «Так бывает или нет?», «Лесное убежище» | Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». | Беседа «Защитные свойства снега» Рассматривание иллюстраций Беседа «С чем сравнить лёд и айсберг». | Подвижные игры «Стеклянная стена», Ловишки» (с ленточками), «Мороз – красный нос», «Краски», «Совушка» «Метелица» | |||
Продуктивная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная деятельность | |||
Лепка «Снеговик» Рисование «Белый снег пушистый» | Постройка «Снежного городка» на участке | Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка» Инсценировка сказки «Снегурочка» | Музыкально-дидактическая игра «Зайцы» | |||
Игровая деятельность | Образовательная деятельность (познавательное развитие) | Коммуникативная деятельность | Двигательная деятельность | |||
Январь «Магнит» | ||||||
Чтение П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», сказки Н. Рыжовой «О чём шептались камушки. | Игра «Гора и камни». | |||||
Продуктивная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная деятельность | |||
Лепка «Вулкан» | Создать коллекцию камней. Макетирование «Каменный садик». Создание композиции из камней причудливой формы и окраски | |||||
3 этап – заключительный | ||||||
Проведение итоговых мероприятий: детская презентация «Экспериментируем в домашних условиях» (участники дети и их родители). Подведение итогов проектной деятельности: анализ участия родителей, анализ и оценка проведенных мероприятий. Оформление этапов реализации и результатов проекта в виде презентации. |
Результаты реализации проекта:
- У детей повысился познавательный интерес и речевая активность; развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам; повысился уровень мотивации к занятиям.
- Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась: литературой, коллекциями, дидактическими играми и пособиями для организации самостоятельной детской деятельности по экспериментированию.
- Повысилась доля родителей-участников проектной деятельности и их активность в мероприятиях проекта.
Приложение
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования
в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?
Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится?
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.
Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Опыты для детей дошкольного возраста
«Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
«Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье.
Спасибо за сотрудничество!
1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.
а. книги о живой природе
б. книги с волшебными сказками
в. журналы по интересам
г. цифры, буквы
2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)
3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)
4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)
5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)
6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)
7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ФКЦМ "Маленькие исследователи"
Проект по проведению экспериментов и исследований по ФКЦМ с детьми 2 младшей группы детского сада...
Педагогический проект "Мы-исследователи"
Данный проект может быть осуществлен в детском саду с детьми от 4 до 6 лет. Проект охватывает различные образовательные области, направлен на формирование у детей представлений о космосе, звездах, пла...
Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"
педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Познавательно-экспериментальный педагогический проект по изучению неживой природы «Юные исследователи»
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с раз¬личными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разби¬рают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (то¬нет - не тонет), пробуют...
Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....
Педагогический проект «Юные исследователи»
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....