Конкурсная работа на лучшую методическую разработку «Шаг в будущее».
проект по окружающему миру

Флигерт Татьяна Викторовна

Проект по ранней профориентации «Калейдоскоп профессии нашего города».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proek.docx57.55 КБ
PDF icon otchet_proverki_unikalnosti_teksta_rustxt.pdf62.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18 «Ласточка»

Конкурсная работа  на лучшую методическую разработку  

«Шаг в будущее».

Проект по ранней профориентации

        

«Калейдоскоп профессии нашего города».

        

Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Т.В.Флигерт

                                                       2022г

Аннотация:

Проект по ранней профориентации «Калейдоскоп профессии нашего города» создан для работы в дошкольном учреждении для развития социально- коммуникативных качеств детей через, знакомства с миром профессий родителей дошкольников и родного города.  

 

Гипотеза.

       Если в ходе реализации проекта  мы начнём говорить о ценностях  труда, то дошкольники в доступной форме получат  представление о профессиях, научатся  уважать труд, гордиться профессиями своих родителей,  и  им легче будет соотнести свои увлечения с работой взрослых,  а значит и легче сделать свой профессиональный выбор.

Актуальность.

   С  самого раннего детства ребенок делает первые шаги к будущей профессии. Именно тогда примеряются роли   тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Самым главным примером в жизни ребенка являются его родители.

         Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе , так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями.   Если спросить дошкольника, кем бы он хотел быть, то можно услышать ответ: «как мама или как папа», а чем занимаются родители на работе, что они делают, или производят, дети отвечают: «Зарабатывают деньги». А ведь дети должны знать и понимать и по возможности ориентироваться в мире профессий и в вопросе: «для чего ему нужна та или иная профессия?».

      Детский сад первая важная  ступень подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется удивительным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

Чем больше ребенок овладеет информацией, чем более разнообразна будет его игра, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.   Именно поэтому актуальна разработка проекта  «Калейдоскоп профессий нашего города»

Вид проекта: долгосрочный, информационный - практика ориентированный.

База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 18 «Ласточка », разновозрастная группа.

Участники проекта: дети разновозрастной  группы (коррекция зрения), воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Формы реализации: творческие группы,    выставки,   игровая деятельность,    виртуальные  экскурсии и встречи с представителями профессий.

Условия реализации проекта:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Цель проекта: 

Создать условия  для формирования и  максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей и жителей нашего города, через организацию предметно – игровой среды и включение детей в игры с вариативными производственными сюжетами.

Задачи проекта:

Организовать в условиях реализации   ФГОС, предметно - игровую  среду               адекватную возрастным особенностям и     современным требованиям  к ранней профессиональной ориентации детей;

Формировать интерес к профессиям взрослых, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу.

Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.

Развивать творческую инициативу, способность реализовать себя  в различных видах трудовой  и творческой деятельности.

Планируемые результаты проекта:

У детей:

  • наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
  • обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
  • понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
  • сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
  • пополнение лексики воспитанников;

-в ходе сюжетно-ролевых игр совершенствовать умение подражать людям различных профессий.

Для родителей:

  • успешное взаимодействие со своими детьми;

-повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

  • создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
  • совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
  • повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

                 План реализации проекта (этапы работы).

I этап–подготовительный  : выявление проблемы

Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста

Включал:

 -определение темы проекта    и перечня профессий        родителей для  ознакомления с ними детей;

  -формулировка цели и задач;

 -составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

  -анализ психолого-педагогической и методической литературы;

-создание предметно-развивающей среды;

-сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

-планирование деятельности по реализации проекта;

-подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

-подбор дидактического материала для презентаций и интерактивных игр;

-пополнение предметно – пространственной развивающей среды.

2.этап – основной, организационно-практический:

Реализация  проекта «Калейдоскоп профессии нашего города»,        через  организацию различных видов деятельности детей и взрослы.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, пожарный, медицинская  сестра, военный.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с                                                                            трудовой  деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда  и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

3 этап – заключительный:

Цель - призван наглядно демонстрировать атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат.

Входит:

 Создание  презентации.

 Представление            проекта

 Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).

 Дидактические игры на закрепление полученных знаний о профессиях родителей .

 Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.

Итог работы:

1.Благодаря целенаправленной работе у воспитанников обогатилось представления о профессиях  родителей и жителей города Камень-на-Оби.

2. У родителей появилось желание и  готовность помочь детям в приобретении этих знаний .Чувство удовлетворенности от совместного творчества, желание общаться с педагогами  и участвовать в жизни группы.

3. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворенность собственной деятельностью, повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам профориентирования, через разнообразные формы и методы работы.

4. Расширилась  предметно – пространственная  развивающая  среда в группе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся брать на себя  инициативу в выборе интересного для них   их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

Заключение

Проект  показал  свою эффективность. Все задачи решены,  цель достигнута. Проделанная работа  пробудила  интерес  детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного.  Универсальность проекта состоит в том, что  его можно использование             педагогами других дошкольных учреждений города Камень-на-Оби  и в других населенных пунктах.

Перспективный план:

Дата

Содержание

Сентябрь

1. Ознакомление с окружающим миром «Что такое профессия?», «Какие  бывают профессии» ;

2.Ознакомление с        художественной        литературой: В. Маяковского «Кем быть?», К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»;

3.Рассматривание картинок различных профессий,

беседа «Кем мечтаешь стать ты?» ;

4.Просмотр видео «Зайка знай-ка о профессиях» ;

5.Просмотр и обсуждение презентации «Такие важные профессии»;

6. Проблемная ситуация, «Какая профессия не нужна?», интервью «Кем я буду?»;

7. Дидактические игры:«Определи профессию по орудию труда»,

 «Кто знает больше профессий»;

8.Ситуативный разговор «Профессия моих родителей».

Октябрь

 1. Ознакомление с окружающим миром «Врач» и «Медицинская сестра» ,экскурсия  в медицинский кабинет  и офтальмологический кабинет аппаратного лечения;

2.Беседы: «Что нужно делать, чтобы не простудиться», «Почему нужно беречь зрение?»;

3. Ознакомление с  художественной литературой:

В.Сутеева «Бегемот, который боялся прививок»,  К.Чуковский «Айболит»;

4.Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь» ;

5.Дидактическая игра «Что кому нужно для работы».

 

Ноябрь

1.Ознакомление с окружающим миром «Профессии                               общественного питания – Повар», экскурсия в пищеблок «Спасибо наши поварам, за то,  что вкусно варят нам»;

2.Творческая мастерская: «Пирожки» из теста, «Вкусные конфетки» ,выложи по образцу «Бутерброд для друга» ;

3.Ознакомление с  художественной литературой:

чтение стихотворения Б.Заходера  «Повара», К.И.Чуковского «Федорино Горе»;

4. Дидактические игры:«Варим борщ и компот», «Помощники на кухне» ;

 5.Сюжетно-ролевые  игры «Кафе», «Столовая»;

 6.Мастер-класс «Продукты своими руками»  

(пополнение сюжетно – ролевого уголка  «Кухня», «Магазин продуктов»);

7.Дидактическая игра: «Какая каша, из какой крупы?».

Декабрь

 1.Ознакомление с окружающим миром «Военные профессии»

Беседа на тему  «Есть такая профессия –   Родину защищать» ;

Просмотр презентации        «Военные                  профессии» ;

2. Лейся песня (дети учат, а потом поют  песни военных лет) ;

3. Творческая мастерская: конструирование  из разных видов

конструкторов  боевой                                                                                             техники, аппликация «Кружка для папы»,ручной труд «Галстук для папы» ;

4.Выставка «Наши защитники»;

5.Рассказ  воспитателя «Как стать сильным» о воинских профессиях, форме военных, родах войск;

6.Рассматривание фотографии пап служивших в армии ;

7.Сюжетно-ролевая игра «Мы военные».

Январь

1.Ознакомление с  окружающим миром работники            МЧС  (пожарные).  Беседа «Кто такие спасатели, чем они занимаются?»

Рассматривание иллюстраций «Профессии МЧС»; 

2.Виртуальная экскурсия в пожарную часть;

3. Просмотр телепередачи  «Как работают пожарные»;

4.Проблемная ситуация «Чем опасен дым?»,«Тили-тили-тили бом загорелся…дом» ; 

5. Ознакомление с художественной литературой: С. Маршака   «О неизвестном герое» ,«Кошкин дом», Е. Хоринского «Спичка – невеличка» ;

 6.Дидактические игры: «Кому это нужно?»,  «Номера экстренных служб» ;

7.Сюжетно-ролевая игра «Мы спасатели»

8. Просмотр мультфильмов:

- «Азбука безопасности Смешариков»

- «Игры с огнем»,

-«Опасные игрушки»,

-«Электроприборы» ;

9.Инсценирование  сказки  «Кошкин дом» на фланелеграфе.

Февраль

1.Ознакомление с окружающим миром

«Профессии полицейский, инспектор  ГИБДД.»

2.Целевая прогулка по улицам города;

 3.Встреча с  инспектором ГИБДД : игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»; проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет полиция»;

4.Творческая мастерская: изготовление атрибутов  для игр: макета светофора, жезлов, дорожных знаков;

5.Ознакомление с художественной литературой: С. Михалкова «Дядя Степа»;

6.Просмотр мультфильма "Аркадий Паровозов спешит на помощь» 7. Игровая ситуация: «Ребенок потерялся»;

8. Сюжетно – ролевая игра. «Мы работники ГИБДД».

Март

1.Ознакомление с окружающим миром «Строительные профессии»

2.Экскурсия к близ лежавшей стройке дома. Беседа «Кто построил этот дом?»

3.Игра-эстафета «Строители», «Кто, что делает на стройке?»

4. Ознакомление с  художественной литературой:

 Ю.Мориц «Дом с трубой» и рисование «Дом с трубой»;

 В. Данько «Кто построил дом»,Г.Люшнин. «Строители»;  С. Баруздин. «Строим дом»;  С. Михалков. «Три поросенка»;  С. Младовой «Как пчелы дом строили»;

5.Пальчиковая игра «Строители» ; 

6.Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин с изображением людей работающих на стройке, строительных материалов и инструментов;

7.Разрезные картинки « Подбери , что нужно строителю?»;

8.Раскрашивание иллюстраций «Профессии на стройке»;

9.Строительные игры с лего-конструктором «Домики для зверят», «Мосты».

Ресурсное обеспечение:

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.

2.Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с. 3.Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

3.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

4.Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с. 6.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

5.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. –52 с.

6.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

7.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Космический корабль будущего. Моделирование из бумаги"

Цель урока:    Привить интерес у учащихся к космическим исследованиям, познакомить с историей освоения космоса, развить чувство гордости за героический подвиг космонавта Ю. А. Гагарина,...

Конкурсные материалы на лучшую методическую разработку 2021 год

Вашему вниманию представляю конкурсные материалы: видео совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука [р] в словах и фразовой речи, конструкт за...

Материалы конкурсной работы "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2016"

В данном материале собраны методические разработки за определенный период времени....