ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.
статья по окружающему миру
ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.
Карпова Лариса Ивановна
Место работы, населенный пункт, регион: Самарская область, Волжский район Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» п. г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Самоцветы»
Аннотация
Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. Для создания и поддержания интереса детей, мы используем образовательные конструкторы. Также нами разработаны ряд игр направленные на формирование экологический знаний у дошкольников. Мы предлагаем несколько экологических игр направленных на закрепление знаний у детей вашему вниманию.
«Lego- сад и Lego-огород»
Цель: совершенствовать умение классифицировать овощи и фрукты, использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: конструктор Robo –Kids; детали конструктора Lego, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, схемы построек.
Правила игры: отгадать загадки; создать из конструктора Lego- макеты сада или огорода (используя пластилинография на деталях конструктора);
сконструировать Lego- овощи и Lego- фрукты (по схемам) или создать Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора;
разложить Lego- овощи и Lego- фрукты в постройки из конструктора Robo -Kids (одни в Овоще - бот, другие - во Фруто- бот); запрограммировать постройки из конструктора Robo -Kids и доставить продукты к Lego-макетам сада или огорода. Выигрывает та команда, которая первой выполнит все задания.
Ход игры:
Выбирается две команды - бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (используются Lego-муляжи или Lego-аппликация на деталях конструктора) раскладываются на игровом поле. Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.
-Фрукт на вкус такой приятный,
Сладкий, сочный, ароматный.
А засушим – курага
Будет нам для пирога.
Он под солнцем южным рос –
Всем полезный ... (Абрикос)
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
- Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (Груша)
- Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)
- Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)
- Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленый, да удаленький,
Вкусный овощ маленький…(Огурец)
- Как в шкатулке у царевны
Горсть рубинов красных древних.
Сладкий сок в рубинах спелых.
Ты не раз, наверно, ел их…(Гранат) - Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом…(Редиска)
-Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай! (Лимон)
- Много зубчиков-братишек,
Все живут под одной крышей.
Кто со мною очень дружен,
Доктор вовсе и не нужен.
Каждый искренне мне рад,
Ведь я луку младший брат…(Чеснок)
Тот ребенок, который отгадывает загадку про овощ - составляет команду «Овощеводы», аналогично формируется команда «Садоводы». После того, как все загадки отгаданы, воспитатель предлагает командам построить Lego- макеты сада или огорода.
Дети, не участвующие в командах, конструируют Lego- овощи, Lego- фрукты (по схемам) или создают Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора.
Воспитатель располагает Lego-муляжи или детали конструктора с Lego-аппликацией на игровом поле. По сигналу воспитателя соревнующиеся собирают овощи и фрукты в Овоще - бот или Фруто- бот, программируют авто-боты и доставляют продукты к Lego-макетам сада или огорода. Дети, не участвующие в командах, являются членами экспертного совета и проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.
«Цветочный Lego- магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), з умение находить нужный цветок по описанию. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки.
Материал: набор карточек для выставки: «Комнатные растения», «Луговые цветы», «Садовые цветы»; Lego- плато; детали конструктора Lego; постройка из конструктора Robo –Kids и карточки №37и №95; цветные карандаши; альбомы.
Ход игры:
Выбирается ребенок для роли продавца цветочного магазина, остальные дети- покупатели. Покупатели посещают цветочную выставку, знакомятся с названиями и особенностями цветочных растений, задают вопросы эксперту (воспитателю). Покупатели, определившиеся с выбором цветочного растения, рисуют его и идут к продавцу. Продавец получает заказ, создает Lego-мозаику цветка по схеме, программирует Цвето- бот доставляет заказ клиенту. Покупатель, которому доставили заказ, верно, становится продавцом.
Дидактическая игра «Веселое эко- путешествие»
Цель: расширять знания о речных и морских обитателях; развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: сюжетные картинки «Обитатели морей», «Речные обитатели»; постройка из конструктора Robo –Kids; детали конструктора Lego,цветная бумага , пластилин, бросовый материал.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие по разным водоемам. Дети встают по кругу, Ведущий заводит Robo-стрелку с загадками и схемами для конструирования. На кого укажет Robo- стрелка, тот ребенок отгадывает загадку о речном или морском обитателе. Если ответ верен, то участник берет карту-схему и идет конструировать «отгадку» и т.д.
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом?
Потому что это... (сом)
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а... (рак)
У реки она живет,
Громко песенки поет.
Рот ее — для мух ловушка,
А зовут ее... (лягушка)
Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет... (плавунец)
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
И ушла на дно... (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
После того, как все загадки отгаданы, оставшиеся дети, под руководством Ведущего, идут рисовать «Речное дно» и «Морской пейзаж». Когда все выполнено, в группе оформляются эко- зоны: «Речные обитатели» и «Обитатели морей». Затем дети самостоятельно продолжают играть в эко- зонах «Речные обитатели» и «Обитатели морей», конструируют новых обитателей, растения для той или иной эко- зоны, используя цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.
В своей работе для ознакомления и закрепления экологических знаний у дошкольников, мы используем разнообразные формы работы: работа в зимнем саду по уходу за растениями, художественно – эстетическая деятельность, квесты, проекты, дидактические игры, игры – викторины и т.д. В процессе нашей работы мы отметили, что дети стали:
Проявлять желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
Дошкольники получили практические знания по охране природы;
Дошкольники стали активно экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Также предметно – пространственная среда пополнилась, различными гербариями, природным материалом, альбомами и т.д. Наш детский сад еще молодой, но мы будем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников. В наших планах установить теплицу на территории детского сада и круглогодично проводить экспериментальную деятельность по изучению природы и явлений вокруг нас.
Литература:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_s_ekologiey_doshkolnikov_pri_pomoshchi_obrazovatelnyh_konstruktorov.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.
Карпова Лариса Ивановна karpowa.lara@yandex.ru
Место работы, населенный пункт, регион: Самарская область, Волжский район Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» п. г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Самоцветы»
Аннотация
Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. Для создания и поддержания интереса детей, мы используем образовательные конструкторы. Также нами разработаны ряд игр направленные на формирование экологический знаний у дошкольников. Мы предлагаем несколько экологических игр направленных на закрепление знаний у детей вашему вниманию.
Ключевые слова: экология; экологическое воспитание; образовательные конструкторы; развитие логического мышления. Закрепление экологических терминов.
Karpova Larisa Ivanovna karpowa.lara@yandex.ru
WE INTRODUCE PRESCHOOLERS TO THE ECOLOGY WITH THE HELP OF EDUCATIONAL CONSTRUCTORS.
Annotation
The upbringing and development of a preschooler, aimed at the formation of an ecological culture, which manifests itself in an emotionally positive attitude towards the world around us, in a responsible attitude towards one's health and the state of the environment, in observing certain moral norms, in a system of value orientations. Children are known to learn best through play. To create and maintain the interest of children, we use educational constructors. We have also developed a number of games aimed at the formation of environmental knowledge in preschoolers. We offer several ecological games aimed at consolidating children's knowledge for your attention.
«Lego- сад и Lego-огород»
Цель: совершенствовать умение классифицировать овощи и фрукты, использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: конструктор Robo –Kids; детали конструктора Lego, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, схемы построек.
Правила игры: отгадать загадки; создать из конструктора Lego- макеты сада или огорода (используя пластилинография на деталях конструктора);
сконструировать Lego- овощи и Lego- фрукты (по схемам) или создать Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора;
разложить Lego- овощи и Lego- фрукты в постройки из конструктора Robo -Kids (одни в Овоще - бот, другие - во Фруто- бот); запрограммировать постройки из конструктора Robo -Kids и доставить продукты к Lego-макетам сада или огорода. Выигрывает та команда, которая первой выполнит все задания.
Ход игры:
Выбирается две команды - бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (используются Lego-муляжи или Lego-аппликация на деталях конструктора) раскладываются на игровом поле. Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.
-Фрукт на вкус такой приятный,
Сладкий, сочный, ароматный.
А засушим – курага
Будет нам для пирога.
Он под солнцем южным рос –
Всем полезный ... (Абрикос)
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
- Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (Груша)
- Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)
- Кто-то там, в углу садовом,
В скромном платьице лиловом
Прячется в листве пугливо.
Догадались? Это... (слива)
- Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленый, да удаленький,
Вкусный овощ маленький…(Огурец)
- Как в шкатулке у царевны
Горсть рубинов красных древних.
Сладкий сок в рубинах спелых.
Ты не раз, наверно, ел их…(Гранат) - Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом…(Редиска)
-Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай! (Лимон)
- Много зубчиков-братишек,
Все живут под одной крышей.
Кто со мною очень дружен,
Доктор вовсе и не нужен.
Каждый искренне мне рад,
Ведь я луку младший брат…(Чеснок)
Тот ребенок, который отгадывает загадку про овощ - составляет команду «Овощеводы», аналогично формируется команда «Садоводы». После того, как все загадки отгаданы, воспитатель предлагает командам построить Lego- макеты сада или огорода.
Дети, не участвующие в командах, конструируют Lego- овощи, Lego- фрукты (по схемам) или создают Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора.
Воспитатель располагает Lego-муляжи или детали конструктора с Lego-аппликацией на игровом поле. По сигналу воспитателя соревнующиеся собирают овощи и фрукты в Овоще - бот или Фруто- бот, программируют авто-боты и доставляют продукты к Lego-макетам сада или огорода. Дети, не участвующие в командах, являются членами экспертного совета и проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.
«Цветочный Lego- магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), з умение находить нужный цветок по описанию. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки.
Материал: набор карточек для выставки: «Комнатные растения», «Луговые цветы», «Садовые цветы»; Lego- плато; детали конструктора Lego; постройка из конструктора Robo –Kids и карточки №37и №95; цветные карандаши; альбомы.
Ход игры:
Выбирается ребенок для роли продавца цветочного магазина, остальные дети- покупатели. Покупатели посещают цветочную выставку, знакомятся с названиями и особенностями цветочных растений, задают вопросы эксперту (воспитателю). Покупатели, определившиеся с выбором цветочного растения, рисуют его и идут к продавцу. Продавец получает заказ, создает Lego-мозаику цветка по схеме, программирует Цвето- бот доставляет заказ клиенту. Покупатель, которому доставили заказ, верно, становится продавцом.
Дидактическая игра «Веселое эко- путешествие»
Цель: расширять знания о речных и морских обитателях; развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки.
Оборудование: сюжетные картинки «Обитатели морей», «Речные обитатели»; постройка из конструктора Robo –Kids; детали конструктора Lego,цветная бумага , пластилин, бросовый материал.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие по разным водоемам. Дети встают по кругу, Ведущий заводит Robo-стрелку с загадками и схемами для конструирования. На кого укажет Robo- стрелка, тот ребенок отгадывает загадку о речном или морском обитателе. Если ответ верен, то участник берет карту-схему и идет конструировать «отгадку» и т.д.
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите? (Щука)
Вот усатое бревно
Прилегло поспать на дно.
Почему бревно с хвостом?
Потому что это... (сом)
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а... (рак)
У реки она живет,
Громко песенки поет.
Рот ее — для мух ловушка,
А зовут ее... (лягушка)
Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет... (плавунец)
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
И ушла на дно... (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
После того, как все загадки отгаданы, оставшиеся дети, под руководством Ведущего, идут рисовать «Речное дно» и «Морской пейзаж». Когда все выполнено, в группе оформляются эко- зоны: «Речные обитатели» и «Обитатели морей». Затем дети самостоятельно продолжают играть в эко- зонах «Речные обитатели» и «Обитатели морей», конструируют новых обитателей, растения для той или иной эко- зоны, используя цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.
В своей работе для ознакомления и закрепления экологических знаний у дошкольников, мы используем разнообразные формы работы: работа в зимнем саду по уходу за растениями, художественно – эстетическая деятельность, квесты, проекты, дидактические игры, игры – викторины и т.д. В процессе нашей работы мы отметили, что дети стали:
Проявлять желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
Дошкольники получили практические знания по охране природы;
Дошкольники стали активно экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Также предметно – пространственная среда пополнилась, различными гербариями, природным материалом, альбомами и т.д. Наш детский сад еще молодой, но мы будем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников. В наших планах установить теплицу на территории детского сада и круглогодично проводить экспериментальную деятельность по изучению природы и явлений вокруг нас.
Литература:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по экологии «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар по экологии для педагогов....
Консультация "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...
Развитие способностей к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора
Реализация данной программы позволяет открыть ребенку новый «взрослый» мир, предоставляет возможность в процессе работы приобрести такие социальные качества, как активность, самостоятельно...
Статья ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.
Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении...
Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛАСТИК» по теме «Родник»
Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛ...
Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструктора «Геометрия»...
Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора «ТИКО».
Для детей старшего возраста....