ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.
статья по окружающему миру

Карпова Лариса Ивановна

ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.

Карпова Лариса Ивановна

Место работы, населенный пункт, регион: Самарская область, Волжский район Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» п. г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Самоцветы»

Аннотация

Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. Для создания и поддержания интереса детей, мы используем образовательные конструкторы. Также нами разработаны ряд игр направленные на формирование экологический знаний у дошкольников. Мы предлагаем несколько экологических игр направленных на закрепление знаний у детей вашему вниманию.

«Lego- сад и Lego-огород»

Цель: совершенствовать умение классифицировать овощи и фрукты, использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки. 

Оборудование: конструктор Robo –Kids; детали конструктора Lego, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, схемы построек.

Правила игры: отгадать загадки; создать из конструктора Lego- макеты сада или огорода (используя пластилинография на деталях конструктора);

сконструировать Lego- овощи и Lego- фрукты (по схемам) или создать    Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора; 

разложить Lego- овощи и Lego- фрукты в постройки из конструктора Robo -Kids (одни в Овоще - бот, другие - во Фруто- бот); запрограммировать постройки из конструктора Robo -Kids и доставить продукты к Lego-макетам сада или огорода.  Выигрывает та команда, которая первой выполнит все задания.

Ход игры:

Выбирается две команды - бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (используются Lego-муляжи или Lego-аппликация на деталях конструктора) раскладываются на игровом поле. Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.

-Фрукт на вкус такой приятный,

Сладкий, сочный, ароматный.

А засушим – курага

Будет нам для пирога.

Он под солнцем южным рос –

Всем полезный ... (Абрикос)

- За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

- Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (Груша)

- Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

- Кто-то там, в углу садовом,

 В скромном платьице лиловом

 Прячется в листве пугливо.

 Догадались? Это... (слива)

- Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленый, да удаленький,

Вкусный овощ маленький…(Огурец)

- Как в шкатулке у царевны

 Горсть рубинов красных древних.

 Сладкий сок в рубинах спелых.

 Ты не раз, наверно, ел их…(Гранат)  - Красная мышка

  С белым хвостом

  В норке сидит

  Под зеленым листом…(Редиска)

  -Фрукт на свете всем известный,

   Хоть и кислый, но полезный.

   Ты его нарежь — и в чай.

    Как зовется? Отвечай! (Лимон)

   - Много зубчиков-братишек,

   Все живут под одной крышей.

   Кто со мною очень дружен,

   Доктор вовсе и не нужен.

   Каждый искренне мне рад,

   Ведь я луку младший брат…(Чеснок)

 

Тот ребенок, который отгадывает загадку про овощ - составляет команду «Овощеводы», аналогично формируется команда «Садоводы». После того, как все загадки отгаданы, воспитатель предлагает командам построить Lego- макеты сада или огорода.

Дети, не участвующие в командах, конструируют Lego- овощи, Lego- фрукты (по схемам) или создают    Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора. 

    Воспитатель располагает Lego-муляжи или детали конструктора с Lego-аппликацией на игровом поле.  По сигналу воспитателя соревнующиеся собирают овощи и фрукты в Овоще - бот или Фруто- бот, программируют авто-боты и доставляют продукты к Lego-макетам сада или огорода.  Дети, не участвующие в командах, являются членами экспертного совета и проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.

«Цветочный Lego- магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), з умение находить нужный цветок по описанию. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки.

Материал: набор карточек для выставки: «Комнатные растения», «Луговые цветы», «Садовые цветы»; Lego- плато; детали конструктора Lego; постройка из конструктора Robo –Kids и карточки №37и №95; цветные карандаши; альбомы.

Ход игры:

Выбирается ребенок для роли продавца цветочного магазина, остальные дети- покупатели. Покупатели посещают цветочную выставку, знакомятся с названиями и особенностями цветочных растений, задают вопросы эксперту (воспитателю). Покупатели, определившиеся с выбором цветочного растения, рисуют его и идут к продавцу. Продавец получает заказ, создает Lego-мозаику цветка по схеме, программирует Цвето- бот доставляет заказ клиенту. Покупатель, которому доставили заказ, верно, становится продавцом.

Дидактическая игра «Веселое эко- путешествие»

Цель: расширять знания о речных и морских обитателях; развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки. 

 

Оборудование: сюжетные картинки «Обитатели морей», «Речные обитатели»; постройка из конструктора Robo –Kids; детали конструктора Lego,цветная бумага , пластилин, бросовый материал.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие по разным водоемам. Дети встают по кругу, Ведущий заводит Robo-стрелку с загадками и схемами для конструирования. На кого укажет Robo- стрелка, тот ребенок отгадывает загадку о речном или морском обитателе. Если ответ верен, то участник берет карту-схему и идет конструировать «отгадку» и т.д.

 

Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (сом)

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак)

У реки она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее — для мух ловушка,

А зовут ее... (лягушка)

Есть такой на свете жук —

Может в воду прыгнуть вдруг.

Но не тонет жук-храбрец,

Плыть умеет... (плавунец)

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете... (кит)

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

И ушла на дно... (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит.

— Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

После того, как все загадки отгаданы, оставшиеся дети, под руководством Ведущего, идут рисовать «Речное дно» и «Морской пейзаж». Когда все выполнено, в группе оформляются эко- зоны: «Речные обитатели» и «Обитатели морей». Затем дети самостоятельно продолжают играть в эко- зонах «Речные обитатели» и «Обитатели морей», конструируют новых обитателей, растения для той или иной эко- зоны, используя цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.

В своей работе для ознакомления и закрепления экологических знаний у дошкольников, мы используем разнообразные формы работы: работа в зимнем саду по уходу за растениями, художественно – эстетическая деятельность, квесты, проекты, дидактические игры, игры – викторины и т.д. В процессе нашей работы мы отметили, что дети стали:

Проявлять желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

 Дошкольники получили практические знания по охране природы;

 Дошкольники стали активно экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Также предметно – пространственная среда пополнилась, различными гербариями, природным материалом, альбомами и т.д. Наш детский сад еще молодой, но мы будем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников. В наших планах установить теплицу на территории детского сада и круглогодично проводить экспериментальную деятельность по изучению природы и явлений вокруг нас.

Литература:
  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.

Карпова Лариса Ивановна karpowa.lara@yandex.ru

Место работы, населенный пункт, регион: Самарская область, Волжский район Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» п. г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Самоцветы»

Аннотация

Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. Для создания и поддержания интереса детей, мы используем образовательные конструкторы. Также нами разработаны ряд игр направленные на формирование экологический знаний у дошкольников. Мы предлагаем несколько экологических игр направленных на закрепление знаний у детей вашему вниманию.

Ключевые слова: экология; экологическое воспитание; образовательные конструкторы; развитие логического мышления. Закрепление экологических терминов.

Karpova Larisa Ivanovna karpowa.lara@yandex.ru

WE INTRODUCE PRESCHOOLERS TO THE ECOLOGY WITH THE HELP OF EDUCATIONAL CONSTRUCTORS.

Annotation

The upbringing and development of a preschooler, aimed at the formation of an ecological culture, which manifests itself in an emotionally positive attitude towards the world around us, in a responsible attitude towards one's health and the state of the environment, in observing certain moral norms, in a system of value orientations. Children are known to learn best through play. To create and maintain the interest of children, we use educational constructors. We have also developed a number of games aimed at the formation of environmental knowledge in preschoolers. We offer several ecological games aimed at consolidating children's knowledge for your attention.

«Lego- сад и Lego-огород»

Цель: совершенствовать умение классифицировать овощи и фрукты, использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки. 

Оборудование: конструктор Robo –Kids; детали конструктора Lego, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, схемы построек.

Правила игры: отгадать загадки; создать из конструктора Lego- макеты сада или огорода (используя пластилинография на деталях конструктора);

сконструировать Lego- овощи и Lego- фрукты (по схемам) или создать    Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора;  

разложить Lego- овощи и Lego- фрукты в постройки из конструктора Robo -Kids (одни в Овоще - бот, другие - во Фруто- бот); запрограммировать постройки из конструктора Robo -Kids и доставить продукты к Lego-макетам сада или огорода.  Выигрывает та команда, которая первой выполнит все задания.

Ход игры:

Выбирается две команды - бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (используются Lego-муляжи или Lego-аппликация на деталях конструктора) раскладываются на игровом поле. Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.

-Фрукт на вкус такой приятный,

Сладкий, сочный, ароматный.

А засушим – курага

Будет нам для пирога.

Он под солнцем южным рос –

Всем полезный ... (Абрикос)

- За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

- Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (Груша)

- Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

- Кто-то там, в углу садовом,

 В скромном платьице лиловом

 Прячется в листве пугливо.

 Догадались? Это... (слива)

- Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленый, да удаленький,

Вкусный овощ маленький…(Огурец)

- Как в шкатулке у царевны

 Горсть рубинов красных древних.

 Сладкий сок в рубинах спелых.

 Ты не раз, наверно, ел их…(Гранат)  - Красная мышка

  С белым хвостом

  В норке сидит

  Под зеленым листом…(Редиска)

  -Фрукт на свете всем известный,

   Хоть и кислый, но полезный.

   Ты его нарежь — и в чай.

    Как зовется? Отвечай! (Лимон)

   - Много зубчиков-братишек,

   Все живут под одной крышей.

   Кто со мною очень дружен,

   Доктор вовсе и не нужен.

   Каждый искренне мне рад,

   Ведь я луку младший брат…(Чеснок)

Тот ребенок, который отгадывает загадку про овощ - составляет команду «Овощеводы», аналогично формируется команда «Садоводы». После того, как все загадки отгаданы, воспитатель предлагает командам построить Lego- макеты сада или огорода.

Дети, не участвующие в командах, конструируют Lego- овощи, Lego- фрукты (по схемам) или создают    Lego-аппликации овощей, фруктов на деталях конструктора.  

    Воспитатель располагает Lego-муляжи или детали конструктора с Lego-аппликацией на игровом поле.  По сигналу воспитателя соревнующиеся собирают овощи и фрукты в Овоще - бот или Фруто- бот, программируют авто-боты и доставляют продукты к Lego-макетам сада или огорода.  Дети, не участвующие в командах, являются членами экспертного совета и проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.

«Цветочный Lego- магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), з умение находить нужный цветок по описанию. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки.

Материал: набор карточек для выставки: «Комнатные растения», «Луговые цветы», «Садовые цветы»; Lego- плато; детали конструктора Lego; постройка из конструктора Robo –Kids и карточки №37и №95; цветные карандаши; альбомы.

Ход игры:

Выбирается ребенок для роли продавца цветочного магазина, остальные дети- покупатели. Покупатели посещают цветочную выставку, знакомятся с названиями и особенностями цветочных растений, задают вопросы эксперту (воспитателю). Покупатели, определившиеся с выбором цветочного растения, рисуют его и идут к продавцу. Продавец получает заказ, создает Lego-мозаику цветка по схеме, программирует Цвето- бот доставляет заказ клиенту. Покупатель, которому доставили заказ, верно, становится продавцом.

Дидактическая игра «Веселое эко- путешествие»

Цель: расширять знания о речных и морских обитателях; развивать устную речь, память, внимание, творческий потенциал, конструктивные и коммуникативные навыки. 

 

Оборудование: сюжетные картинки «Обитатели морей», «Речные обитатели»; постройка из конструктора Robo –Kids; детали конструктора Lego,цветная бумага , пластилин, бросовый материал.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям отправиться в путешествие по разным водоемам. Дети встают по кругу, Ведущий заводит Robo-стрелку с загадками и схемами для конструирования. На кого укажет Robo- стрелка, тот ребенок отгадывает загадку о речном или морском обитателе. Если ответ верен, то участник берет карту-схему и идет конструировать «отгадку» и т.д.

Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (сом)

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак)

У реки она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее — для мух ловушка,

А зовут ее... (лягушка)

Есть такой на свете жук —

Может в воду прыгнуть вдруг.

Но не тонет жук-храбрец,

Плыть умеет... (плавунец)

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете... (кит)

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

И ушла на дно... (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит.

— Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

После того, как все загадки отгаданы, оставшиеся дети, под руководством Ведущего, идут рисовать «Речное дно» и «Морской пейзаж». Когда все выполнено, в группе оформляются эко- зоны: «Речные обитатели» и «Обитатели морей». Затем дети самостоятельно продолжают играть в эко- зонах «Речные обитатели» и «Обитатели морей», конструируют новых обитателей, растения для той или иной эко- зоны, используя цветную бумагу, пластилин, бросовый материал и т.д.

В своей работе для ознакомления и закрепления экологических знаний у дошкольников, мы используем разнообразные формы работы: работа в зимнем саду по уходу за растениями, художественно – эстетическая деятельность, квесты, проекты, дидактические игры, игры – викторины и т.д. В процессе нашей работы мы отметили, что дети стали:

Проявлять желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

 Дошкольники получили практические знания по охране природы;

 Дошкольники стали активно экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Также предметно – пространственная среда пополнилась, различными гербариями, природным материалом, альбомами и т.д. Наш детский сад еще молодой, но мы будем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников. В наших планах установить теплицу на территории детского сада и круглогодично проводить экспериментальную деятельность по изучению природы и явлений вокруг нас.

Литература:
 1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»

В нашей     жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...

Развитие способностей к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора

Реализация данной программы позволяет открыть ребенку новый «взрослый» мир, предоставляет возможность в процессе работы приобрести такие социальные качества, как активность, самостоятельно...

Статья ЗНАКОМИМ С ЭКОЛОГИЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.

Воспитания и развития дошкольника, направленное на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении...

Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛАСТИК» по теме «Родник»

Непрерывная (непосредственно) образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками среднего возраста с использованием образовательного конструктора «ФАНКЛ...

Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста  с использованием ТИКО конструктора  «Геометрия»...