Открытое занятие по познавательному развитию для детей старшей группы "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Открытое занятие по познавательному развитию для детей
старшей группы МАОУ "Гимназии г. Троицка"
"Золотая хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.
Задачи:
Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
Развивать интерес к изучению народных промыслов
Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. ..
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).
Кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)
В каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
А раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.
Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?
Сказ о "Хохломе"
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села с весёлым названием Хохлома, что в окрестностях Нижнего Новгорода был. А сам исчез…
В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). А потом отвозили на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской. И такой нарядной, расписной посудой народ пользовался только по праздникам!
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Дети хором: Хохлома.
Физкультминутка.
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
Какие цвета используют для росписи? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, желтый
Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики, ягодки).
Да ребята, все узоры взяли из природы.
Игра «Положи слово в шкатулочку»
Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .
Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки на веточке».
Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий.
Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?
Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Мы с вами будем рисовать ягодки рябинки используя печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью.
Посмотрите внимательно, какой формы, цвета рябинка?
Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наша рябинка была ровная, круглая, аккуратная, мы ее будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.
Ребята, и ягодки мы будем рисовать с другим, уже знакомым нам элементом – веточкой.(осочкой)
Сначала мы рисуем тоненькую веточку кончиком кисти зелёной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.
Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.
Молодцы, у всех получились красивые бруснички и рябинки.
Ну вот наши ягодки подсохли, давайте их “оживим” ,мы черным цветом дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.
3. Заключительный этап
А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
Воспитатель задает вопросы детям:
- с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?
- какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?
- Что больше всего понравилось, почему?
Напомните мне, как же она называется?
А какого цвета ваша посуда?
Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое заанятие | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по познавательному развитию для детей
старшей группы
"Золотая хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.
Задачи:
Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
Развивать интерес к изучению народных промыслов
Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. ..
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).
Кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)
В каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
А раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.
Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?
Сказ о "Хохломе"
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села с весёлым названием Хохлома, что в окрестностях Нижнего Новгорода был. А сам исчез…
В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). А потом отвозили на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской. И такой нарядной, расписной посудой народ пользовался только по праздникам!
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Дети хором: Хохлома.
Физкультминутка.
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
Какие цвета используют для росписи? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, желтый
Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики, ягодки).
Да ребята, все узоры взяли из природы.
Игра «Положи слово в шкатулочку»
Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .
Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки на веточке».
Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий.
Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?
Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Мы с вами будем рисовать ягодки рябинки используя печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью.
Посмотрите внимательно, какой формы, цвета рябинка?
Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наша рябинка была ровная, круглая, аккуратная, мы ее будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.
Ребята, и ягодки мы будем рисовать с другим, уже знакомым нам элементом – веточкой.(осочкой)
Сначала мы рисуем тоненькую веточку кончиком кисти зелёной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.
Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.
Молодцы, у всех получились красивые бруснички и рябинки.
Ну вот наши ягодки подсохли, давайте их “оживим” ,мы черным цветом дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.
3. Заключительный этап
А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .
Воспитатель задает вопросы детям:
- с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?
- какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?
- Что больше всего понравилось, почему?
Напомните мне, как же она называется?
А какого цвета ваша посуда?
Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи детей старшей группы
Занятие по развитию речи. Обучение детей фонетическому разбору слов из 3х звуков,при помощи красных и синих фишек....
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебная хохлома"
Цель: Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей.Задачи:О.О.»Познавательное развитие»:Знакомство с хохломской росписью посредством художественного слова.О.О.»Речевое развитие»:-...
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
Конспект открытого НОД по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: Игра- путешествие «В гости к Умке».
занятие про белого медведя...
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшей группы "Золотая хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.Задачи:Рассказать детям об истории возникновения хохломского промыслаРассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломск...
Нод по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы "Золотая хохлома".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Конспект образовате...
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы "Золотая хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой...