Свойства магнита
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Свойства магнита»
Составила воспитатель Л.В. Донковцева
Цель: овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи: продолжать учить самостоятельно, принимать и проверять решения в процессе экспериментальной деятельности; познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы»;
- развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ;
- воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Оборудование: железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, кусочки ткани, магниты разного вида, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки. Схемы правил поведения в лаборатории, таблица – схема для занесения результатов экспериментов. Набор картинок к игре «четвертый лишний».
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход:
- Эмоциональный настрой
- Ребята, очень рада видеть вас. Предлагаю отгадать загадку
Этот камень не простой
Он с изюминкой одной,
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы, ребята, не спешите,
Этот камень назовите.
(Магнит) ответ детей
- Ребята, хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
Просмотр презентации «Чудесный магнит»
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/priezientatsiiachudiesnyimaghnit
- Надевайте халаты и посмотрим, что же такое магнит.
Дети проходят к столам и надевают белые халаты.
- Ребята, при проведении исследований есть свои правила. Вспомните их.
(Дети рассматривают и рассуждают о значении изображений.)
Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
1. Нельзя ничего брать в рот!
2. На рабочих столах должен быть порядок, а во время опыта тишина!
- У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
- Посмотрите, у вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).
- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Самостоятельная работа.
- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось? (ответы)
Вывод: магнит притягивает железные предметы. (Это гаечки, болтики, скрепки.)
- Какие предметы магнит не притянул? (Пластмассовые пуговицы, ткань, бумагу, деревянный игрушки, ластик.)
Вывод - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов, карандаши).
- Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему? (Дети отмечают предмет, который может притянуть к себе магнит.)
- Послушайте, что я вам расскажу.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Опыт №2. «Достань без помощи рук»
- Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
- Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
- Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.
Самостоятельная работа (Дети выполняют)
- Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
- Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
- Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
Опыт№3. «Рыбалка»
- Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают)
В центре на столе ёмкость с рыбками на дне.
- Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Как это сделать? (Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).
- Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось. (Дети отвечают)
- Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод - Магнитные силы проходят через воду.
Физкультминутка.
Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути), а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.
Игра-опыт № 5. «Летающая бабочка»
- Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ полета бабочки).
- А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
- К бабочке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает (приглашает одного ребенка управлять бабочкой с помощью магнита).
Дети выходят к доске и проделывают опыт.
Опыт №6. «Противоположности притягиваются»
Воспитатель приглашает одного ребенка к доске.
Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга). На досках изображение притяжения магнитов.
- Почему так происходит?
Магниты окутаны невидимым полем. Это поле состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Игра малой подвижности «Магнитная цепочка»
На правой руке у детей красный браслет из бумаги, а на левой синий браслет. Дети делятся на две команды «Северный полюс» и «Южный полюс». По сигналу бубна дети бегает по залу, когда бубен останавливается, капитаны команд выстраивают магнитные цепочки. Побеждает та команда, которая быстрее всех построит магнитную цепочку. (2 раза).
Вывод делают дети.
Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
- Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти новые свойства магнита, интересную информацию о нем в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
- Подскажите, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свойства магнита"
Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...
Волшебные свойства магнита
Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Удивительные свойства магнита
Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Свойства магнита
Экспериментирование всегда интересно и познавательно для детей....
НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....