Природа и рукотворный мир: игры и перфокарты по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Фан Оксана Павловна

Использование дидактических, развивающих игр и перфокарт на занятии позволяет: сформировать представления детей об экологически правильном поведении в природе. Познакомить с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) – тоже ее часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1igry_po_oznakomleniyu_doshk._s_okruzhayushchim_mirom.docx189.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР: ИГРЫ И ПЕРФОКАРТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

В данной статье описан пример проведения мастер-класса на тему: "Природа и рукотворный мир: игры и перфокарты по ознакомлению дошкольников с окружающим миром".

Вот уже в течение нескольких лет я использую в своей работе авторское игровое пособие «Дом под крышей голубой», которое включает в себя игры и перфокарты по ознакомлению дошкольников с миром природы, а также дополнительный материал по экологическому воспитанию. Данное пособие может использоваться в совместной деятельности детей и взрослого, в самостоятельной деятельности дошкольников, для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира, а так же может быть рекомендовано родителям для совместных игр с детьми дома.

Игры и перфокарты, представленные в пособии, используются  для закрепления пройденного материала, для проверки знаний детей при диагностировании, т.к. позволяют оперативно проверять и отслеживать качество освоения материала.

Цель работы с данным пособием. Формирование основ экологического воспитания; представлений о природе и окружающей среде.

Использование дидактических, развивающих игр и перфокарт на занятии позволяет: сформировать представления детей об экологически правильном поведении в природе. Познакомить с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) – тоже ее часть.

Предлагаю рассмотреть использование данного пособия на примере:

Игра «Живое - неживое». Ведущий  называет объект живой и неживой природы. Если назван объект живой природы, игроки двигаются (например, если названо растение – поднимают руки, «растут», если животное – прыгают). Если назван объект неживой природы, дети замирают на месте. Для усложнения игры можно делать «обманные» движения.

Игра с ящиком ощущений. 1 вариант. Положите в ящик сухой лист, шишку, камешек, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку и т.п. Задание – на ощупь определить все, что относится к природе («неприроде»). Вынув предмет, ребенок должен доказать почему он имеет природное (или искусственное) происхождение.

2 вариант. В ящике лежат объекты природы и искусственный предмет. Педагог предлагает ребенку определить объект  природы, но не называть его, а только дать описание. Остальные дети отгадывают, о чем идет речь.

Аналогично проводится игра «Угадай, что в мешочке?» (общий или отдельные на каждого ребенка) (рис.1).

Рис. 1. – Игра с ящиком ощущений (Угадай, что в мешочке?)

Игра «Что на что похоже».Подготовьте рисунки с изображением геометрических фигур (рис. 2) (круг, полукруг, прямая и волнистая линии, треугольник, прямоугольник) и зеленые бумажные листочки в коробке (поощрения за ответы). Коробку поместите в центре круга, который образуют сидящие на ковре дети. Предложите им рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа, при этом сначала участники игры называют только объекты природы, а затем – только «неприроды». За каждый правильный ответ ребенок сам берет из коробки зеленый бумажный листочек. Выигрывает тот, у кого их окажется больше (дети считают самостоятельно, взрослый только проверяет). Например, круг можно сравнить с солнцем, ягодой, озером, прудом, луной (природа) и с колесом, кольцом, мячом, пуговицей, бусиной («неприрода») и т.д.

Рис. 2. – Игра «Что на что похоже»

Игра «Природа-неприрода».

Ход игры.1 вариант: В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков. Участникам раздаются игровые карты, а ведущий из коробки одну за другой достает маленькие карточки, называя изображенные на ней предметы (рис. 3). Игрок,обнаружив названный объект на своей игровой карте, забирает карточку с таким же рисунком, классифицирует ее и закрывает ею соответствующее место на карте. Если ребенок не правильно определил тип предмета (природа, рукотворный мир) карточка возвращается ведущему. Первый, у кого все изображения на игровой карте оказываются закрытыми карточками, побеждает.

2 вариант: Можно ввести условные значки и предложить детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета, картинки с изображением неживой природы закрыть карточками синего цвета, а картинки с изображением «неприроды»(рукотворный мир) – карточками красного цвета.

Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного, зеленого и синего цвета для их раскладывания. Задача детей – правильно разделить все картинки по группам.

Игра знакомит детей с окружающим миром, расширяет кругозор.

Рис. 3. – Пример игровых полей «Природа-неприрода»

Работа с перфокартами.

«Что такое природа». Цель: Закреплять представление об объектах природы и предметах, созданных руками человека («неприрода»).

1.Изготовьте перфокарты с вырезанным посередине прямоугольником. В левой колонке нарисуйте предметы, сделанные человеком, в правой – объекты природы, на которые они похожи.Задание подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком, и соединить пары линиями (лампа – солнце, душ – дождь, вентилятор - ветер и т.д.)

2. Изготовьте перфокарты с вырезанным посередине прямоугольником (рис.4). С правой стороны даны условные обозначения – картинки искусственных объектов и мира природы; с левой – изображения объектов «неприроды» и природы. Рядом с условными картинками вырезаны небольшие кружочки. Ребенок кладет перфокарту на лист белой бумаги и закрашивает кружочки возле предметов «неприроды» красным цветом, а возле объектов природы – зеленым. Затем проводит от каждого из них линию к соответствующей картинке с правой стороны.

а)

б)

Рис. 4. – Варианты игр с перфокартами

Игра "Третий лишний". Это логическая игра. Положите перед ребенком перфокарту (рис.5) с изображением предметов, два из которых относятся к одному общему понятию (живая природа, неживая природа, рукотворный мир «неприрода»). Ребенок кладет перфокарту на лист белой бумаги и в прямоугольниках рядом с изображением предметов рисует кружочки обозначения «неприрода» (рукотворный мир) – красным цветом, живая природа – зеленым цветом, неживая природа – синим цветом (кружочки можно не рисовать, а выкладывать заранее приготовленные). Выполнив задание, ребенок словесно объясняет свои действия, доказывая, почему предмет имеет то или иное значение.

Рис. 5. – Вариант перфокарты для игры «Третий лишний»

Представленные в пособии игры могут использоваться в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Изложенные материалы могут быть модифицированы для работы с детьми разных возрастных групп,  а также с целью изучения различных тем.

Литература:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство "Учитель", 2002.

2.Рыжова Н.А. Блок"Я и природа" // Дошкольное воспитание 2004 №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе игры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68...

Консультация: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе игры».

С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Задача нас взрослых - помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться п...

Театрализованная игра как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.

«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном...

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и явлениями природы через моделирующую деятельность в практике работы ДОУ»

Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы....