Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром "Живая и неживая природа" - подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Анна Александровна

Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании.

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Поэтому необходимо помочь ребёнку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребёнком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребёнка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

(подготовительная группа).

Тема: «Живая и неживая природа»
Цель:  Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа - это наш общий дом.

Задачи:

1.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
2. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
3.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.

3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми.
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: цветные карандаши, картинки- силуэты.

Ход занятия:

I. Мотивационно-побудительный:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.

Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.

Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.

- Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?

-Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.

Как вы думаете, что относится к живой природе?
- Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.

Давайте спросим у компьютера, пусть он поможет нам ответить на наши вопросы. (презентация).
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.

Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод : Животные - живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы , выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?

Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень, песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.

Физкультминутка:

Раз- два обернись и в солнце превратись - руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись - покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.

Воспитатель: Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»

Поспорили как-то ВодаСолнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

– Я, - сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.

- Подумаешь, - засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, - я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.

- А как же я? – сказала Почва, - я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода, во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

- Как же так, сказала Вода, все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?

Задумались СолнцеВода и Почва, да так и не выяснили – кто.


К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети: Все живое погибнет.

Воспитатель: Как мы должны относиться к природе?
Дети: Природу мы должны любить, охранять и приумножать
Воспитатель: -Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.

Воспитатель: - Дети я Вам предлагаю сыграть в игру «Умники и умницы».

- Правила этой программы таковы: нужно отвечать очень быстро и четко и полным предложениями.

1. Как надо вести себя в лесу?

2. Назовите лиственное дерево с белой корой?

3. Что значит «волка ноги кормят»?

4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?

5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

7. Что птицам страшнее – голод или холод?

8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?

9. Назовите живую и неживую природу?

Воспитатель: - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?

Воспитатель: Мельникова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном...