НОД по развитию представлений об окружающем мире по теме "Насекомые" для детей старшей группы с ЗПР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ознакомление с окружающим миром - это важная часть развития ребёнка. Важно, чтобы родители и педагоги обращали внимание на природу в реальном мире в ходе прогулок и специально организованных наблюдениях. Представления об окружающем можно закреплять на занятиях. главное6 сделать жти занятия интересными и познавательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по теме «насекомые» для старшей группы детей с ЗПР

Цель: формировать интерес к природе.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять и расширять представления о насекомых (их внешнем виде, пользе насекомых);

- продолжать формировать у детей вербальные формы общения, умение поддерживать беседу;

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- активизировать память;

-активизировать зрительно-пространственные представления;

- развивать воображение;

-совершенствовать  мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, заботливое отношение к насекомым.

Предварительная работа: чтение литературных произведений про насекомых, рассматривание картинок, беседы о насекомых.

На столах альбомные листы, карандаши (мелки). На доске прикреплены цветы и трава, изображая лужайку.

Дети входят под песенку «В траве сидел кузнечик». Взрослые сидят на стульях.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями

Дети стоят. Здороваются с гостями: «Доброе утро»

Воспитатель читает стихотворение:

Солнце встало из-за крыши, поднимается всё выше,

Лучики свои расправит, настроение вмиг исправит.

(Дети приседают, затем медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются друг другу).

Воспитатель: Ребята, вот наш волшебный мешочек. Давайте отправимся в путешествие:

Ритуал входа  "Волшебный мешочек"(маленький мешочек из полупрозрачной ткани, внутри мешочка сверкающий шарик, включающийся от негромкого хлопка) и произносят волшебные слова:

«Ты лети, лети, мешочек, мимо сосен, мимо кочек.

Оторвёшься от земли - в волшебный лес нас принеси».

Дети представляют свою дорогу в волшебный лес.

Дети садятся около за столы на стульчики. И видят волшебную полянку на доске (цветы, трава).

Приходит Лесовичок. Говорит: Ребята, солнышко проснулось, выросли цветочки, но нашей лужайке пусто. Кого-то здесь не хватает?  (проблемный вопрос ) - ответы детей.

Воспитатель находит  маленькую коробочку или корзиночку и обращает внимание на неё. Открывает её и говорит:  «Вот кто там спрятался. Кто-то играет в прятки».

 Воспитатель спрашивает детей: "Кто это может быть?"

Дети: Муха, комар, пчела.

Воспитатель: Да, ребята. Давайте посмотрим, кто там спрятался и выпустим их на нашу лужайку.

Раздаются звуки насекомых по очереди и воспитатель по очереди называет всех насекомых. Выставляет их на доску:

Игра  « Звуки насекомых»:

- Кто это пищит? – комар,

- кто стрекочет? – кузнечик,

-кто жужжит? – шмель,

-кто опять жужжит? – муха,

- чьи-то крылышки трепещут – бабочка,

- кто-то копошится  –  муравьи,

 А потом говорит: А вы знаете, как они называются одним словом? Это насекомые.

Давайте повторим: Муха - насекомое. Комар - насекомое.

Воспитатель просит детей называть насекомых по очереди и повторять : пчела – насекомое, муравей – насекомое, бабочка - насекомое.

Давайте посмотрим: а что у них общего? Чем они похожи? У них есть голова, грудка, брюшко, лапки и усики.  У некоторых есть крылышки. И часто бывает, что крылышек – 4. А у некоторых, например, у муравьев – нет крыльев, а у мухи – 2 крыла. (можно самих детей попросить посчитать и сделать выводы)

Давайте вспомним стихотворения про насекомых:

- Муха-муха цокотуха, божья коровка, улети на небо; жук упал и встать не может; в траве сидел кузнечик;

Дети сами вспоминают или воспитатель помогает им.

Приходит Незнайка и машет руками: кыш-кыш, распищались и разжужжались. Улетайте отсюда!

Лесовичок: Незнайка, не надо кричать. Не обижай насекомых.

Незнайка: да они вредные.

Лесовичок: Нет. Они полезные. Сейчас я тебя расскажу и ребятам. А, может, ребята знают, какую пользу приносят насекомые?

Воспитатель: Ребята, насекомые - это очень маленькие хрупкие животные. Их очень легко обидеть. Но они очень нужны нам. Давайте посмотрим видео (картинки), для чего нужны насекомые:

Пчела - собирает мёд и опыляет цветочки;

Бабочки тоже опыляют цветочки и украшают нашу жизнь. Посмотрите, какие они красивые; бабочки опыляют цветочки и поэтому появляются семечки и ягодки.

Муравьишки очищают лес; собирают иголочки, мелкие веточки, кусочки коры.

Стрекозы уничтожают вредных насекомых;

А комары нужны, чтобы кормить лягушек;

Жуков едят птички. Иначе птички умерли бы с голоду.

А какие красивые сверчки. Они светятся в темноте.

Вот так Незнайка. Насекомые очень полезные! Надо их беречь!

Лесовичок: Ребята, интересно вам было узнать про  насекомых? Только не забывайте, что их нельзя обижать. Они маленькие, хрупкие. А мы по сравнению с ними великаны.

Дети: Да.

Незнайка и Лесовичок уходят.

Воспитатель: ребята, а нам пора с вами возвращаться с волшебной полянки.

Давайте превратимся в сороконожку и вернёмся в группу

Физкультминутка под музыку «Сороконожка»

А давайте поиграем немножко: Кто-то будет показывать насекомое, а другие отгадывать.

Дети по одному показывают: кузнечик, пчела, муравей, муха, комар.

Игра "Кто лишний" (нужны карточки с изображением насекомых и нет)

1. насекомые и нет.

2. летающие насекомых и 1 нелетающий.

Игра " Кто исчез" 5 насекомых

Игра на листах "Положите на нижний правый угол грибок, внизу посередине - дерево, а справа - цветок. Положите на грибок - жучка, под дерево - муравья, а над цветком летает бабочка.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста

Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром "Природа родного края" (старшая группа)

Цель: формирование представлений о природе родного краяЗадачи приоритетной образовательной области  Познавательное  развитие: вызвать чувство любви к природе родного края; воспитывать бережн...

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Конспект НОД по Познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) "Профессии наших мам" старшая группа

Тема: «Наши мамы и их профессии»Цель: обогащение представлений детей  о женских профессиях.Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о женских профессиях.Упражнять в уме...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗИМА". ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПРИРОДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Задачи:систематизировать представления детей о зиме;развивать внимание, мышление, память, воображение, речь;воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы....

Конспект занятия по окружающему миру + Аппликация для детей старшей группы «Мир животных».

Закреплять представления детей о многообразии животного мира, формировать умение определять класс по признакам, упражнять в описании знакомых представителей животного мира по признакам на основе биоло...