"Царство Деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сафонова Любовь Николаевна

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразии деревьев, их взаимосвязи в природе.

Задачи:

Образовательная. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе. Закреплять знания о деревьях и их строении.

Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации изображающие деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Четвертый лишний», «кому нужны деревья»

Материал. Иллюстрации изображающие деревья, лес, карточки «деревья для животных», палочки разнообразных деревьев, веточка сосны, веточка березы, карточки для игры «Из семечка в дерево».

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, расскажите, какие вы знаете деревья….

Яблоня, слива, осина, мимоза,

Тополь, облепиха, липа, береза,

Лимон, сосна, клён, каштан,

Дуб, рябина, ива, платан.

Ель, карагач, эвкалипт, кипарис,

Ясень, секвойя, пальма и тис,

Кедр, черемуха, пихта, ветла (ива,

Вот и закончилась наша игра!

Деревья растут в городе, лесу., деревне, парке….

Деревья бывают… лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

Назовите лиственные деревья, которые вы видите?. берёза., ива., дуб. ,., осина., сосна.

Лиственные деревья приносят плоды. К таким деревьям относятся яблони., груши., вишни., сливы…

Воспитатель.

А сейчас игра «Чей плод?»

Догадайтесь, какой плод у этого дерева.

У дуба -… желудь

У ели, сосны - …шишка

У липы - …орешки

У рябины - …ягоды

У орешника - …лесные орехи

У каштана – … каштан

У березы - … сережки

У тополя - …коробочка

Молодцы.

Физ. минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Сильными, большими

Ноги - это корни (раздвигают ноги шире)

Их расставим шире

Чтоб держали дерево (сжатый кулак ставят)

Падать не давали (над другим кулаком)

Из глубины далеких (наклоняются, складывают ладошки чашкой)

Воду доставали, (разгибаются)

Тело наше - ствол могучий (раскрытыми ладонями проводят вдоль тела

сверху вниз)

Он чуть-чуть качается (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (складывают ладошки шалашиком острым

Концом вверх)

В небо упирается, (поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки - это ветви (раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы

направляют от себя)

Крону вместе образуют (смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно (качают головой)

Когда ветры сильно дуют (качают поднятыми руками)

Пальцы - веточками будут (шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их (прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень (поднимают вверх правую руку, затем левую)

Разлетятся листья вмиг (разводят руки в сторону)

Ребята, вы знаете, что внутри каждого плода находятся семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватает солнца, влаги, то из него вырастает молодое дерево.

У хвойных деревьев вместо листьев – иголки. Хвойные деревья осенью не опадают, как лиственные. Назовите хвойные деревья…. ель., сосна., пихта., туя., лиственница, кедр., можжевельник., кипарис…

Все хвойные деревья имеют ствол, ветки, листья, корни, плоды. Отличаются окраской, размером, местом произрастания…

Все деревья не могут жить без света, воды и чистого воздуха. Одни деревья любят светлые места, другие растут в тени.

Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, снегом, росой, инеем. Снег укрывает корни деревьев, как теплое одеяло, спасает от замерзания.

Деревьям нужен чистый воздух, так как они дышат. От загрязненного воздуха они могут погибнуть. Деревья –«Легкие земли».

В то же время деревья сами очищают воздух, украшают нашу страну.

Оказавшись на улице города, вдоль проезжей части мы встречаем… тополь.

Тополь растет очень быстро. За одно лето он может из небольшой веточки превратится в дерево высотой до второго этажа. Тополь играет роль санитара наших улиц. Он очищает воздух от копоти и пыли и выделяет большое количество кислорода.

Если мы внимательно посмотрим на тополиный листок, то заметим, что сверху он блестящий темно-зеленый, а снизу – светлый… бархатистый. На бархатистую часть листочка прикрепляется пыль, а во время сильного дождя смывается и уносится стекающими капельками.

Тополь умеет предупреждать человека о сильном загрязнении воздуха: его листочки становятся мелкими и покрываются пятнышками.

Липа – стройное дерево с густой кроной. Липу называют лучшим медоносом. Желтовато-белые цветочки своим сладким ароматом привлекают пчел. Они целыми днями летают вокруг липы и собирают сладкий нектар. Липовый мед очень полезный. Целебные у липы и цветки, которые заваривают и делают чай при простудах.

Клен – это дерево с «ладошками» и «носиками» : листья-«ладошки» и плоды-«носики». Каждую осень нас радует клён своим золотисто-багряным нарядом. Листочки на дереве окрашиваются в разные цвета: красный., желтый., багряный., оранжевый… Из древесины клена люди делают мебель, музыкальные инструменты (скрипки, гитары).

Береза – одно из самых красивых и любимых деревьев на планете. У березы белый… стройный… ствол. Листочки похожи на ромб с заостренными кончиками. Ценят березу за то, что она хорошо очищается воздух. Люди пьют березовый сок и из него изготавливают сироп…; из почек берёзы делают лекарство. ; из древесины получается красивая мебель.

Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

- Лист берёзы – берёзовый лист.

- Лист дуба – дубовый лист.

- Лист липы – липовый лист.

- Лист осины – осиновый лист.

- Лист клёна – кленовый лист.

- Лист тополя – тополиный лист.

- Лист рябины – рябиновый лист.

Дидактическая игра «Кому нужны деревья?»

Деревья, как и все живое, нуждаются в охране и защите.

Воспитатель.

Ребята, запомните и соблюдайте правила поведения в природе :

Нельзя ломать ветки деревьев!

Нельзя рвать листья деревьев!

Нельзя разжигать костер возле деревьев!

Нельзя разрушать кору дерева, царапать по ней острыми предметами!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев»

Конкурс детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев» ГБОУ гимназия 1597Структурное подразделение "Детский сад 326" ...

Участники конкурса детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев»

Конкурс детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев»...

Подведение итогов конкурса детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев»

Конкурс детского художественного творчества по экологии «Царство деревьев»...

Методическая разработка конспекта НОД в старшей группе "Царство деревьев"

Методическая разработка конспекта НОД в старшей группе в интеграции образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие" на тему: "Царство деревьев"....

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР Тема: Царство растений: Деревья и кустарники....

Квест «Царство деревьев»

Квест "Царство деревьев" группы старшего дошкольного возраста...

Творческий проект по художественно -эстетическому развитию "Царство деревьев"

ull;Дети проявляют интерес к растительному миру, к деревьям и кустарникам, которые находятся на территории  нашего города. Очень важно научить детей замечать красоту окружающего мира, научить у...