Занятие в старшей группе «Волшебные секреты с песком»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
- познакомить детей с особенностями природного материала - песка.
Задачи:
- сформировать представления детей о песке, с особенностями его внешнего вида, состава, происхождения и функционального назначения;
- систематизировать представления детей о различных состояниях песка (сухой – влажный), его свойствах (сыпучий, непрозрачный, водопроницаемый);
- развивать умение проводить совместно с педагогом экспериментально – поисковые действия с песком, догадываться и находить варианты решений проблемных ситуаций, быть внимательными и наблюдательными;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_sekrety_s_peskom.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе «Волшебные секреты с песком»
Подготовила: Обухова Н.М.МБДОУ «Ягодка»
Цель:
- познакомить детей с особенностями природного материала - песка.
Задачи:
- сформировать представления детей о песке, с особенностями его внешнего вида, состава, происхождения и функционального назначения;
- систематизировать представления детей о различных состояниях песка (сухой – влажный), его свойствах (сыпучий, непрозрачный, водопроницаемый);
- развивать умение проводить совместно с педагогом экспериментально – поисковые действия с песком, догадываться и находить варианты решений проблемных ситуаций, быть внимательными и наблюдательными;
- активизировать в речи детей использование определений и глаголов, характеризующих особенности песка и действий с ним, развивать речевую активность, умение связно рассказывать об известном;
- обогатить тактильно – кинестетический опыт детей, мелкую моторику рук;
- уточнить правила безопасного использования и хранения песка;
- воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение детей друг другу и бережное отношение к природным материалам.
Материалы:
мешочек с песком, карточки – символы о свойствах песка, иллюстрации об использовании песка, видеопрезентация «Песок», на каждого ребёнка: по 2 пластиковые тарелочки, стаканчик с сухим песком, стаканчик с водой, пластиковая ложка, ракушка, лупа, геометрическая формочка, фартук. Технические средства: большой экран, музыкальный центр.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций в энциклопедиях о природных полезных ископаемых, набора тематических открыток «Пустыня», приобретение и специальная подготовка песка, материалов экспериментирования, создание презентации «Песок».
Ход:
1 часть.
- Ребята, сегодня нам пришла посылка.Посмотрите в ней лежит какой-то красивый мешочек.Однажды шёл Знайка по дороге и нашел мешок, вот такой (педагог показывает детям мешочек).
- Поможем Знайке узнать, что лежит в мешке? А как? (Дети высказывают предположения: можно потрогать, понюхать, посмотреть. Трогают и определяют на ощупь, что в мешке лежит песок).
- Давайте, проверим (педагог развязывает мешок и показывает детям песок).
- Правда, в мешочке оказался песок!
- Как вы думаете, что такое песок? Где его можно встретить? (Ответы детей).
- Да, песок – это такой природный материал. Его создала сама природа. Поэтому он образуется и находится всегда в природе. Мы можем увидеть его на улице, на нашем участке, на дороге, у моря, речки. Говорят, что песок – наш помощник, приносит пользу людям. Какую? (Ответы детей. Педагог выставляет на доску соответствующие иллюстрации).
- Зимой в гололёд посыпают песком дорожки, чтобы не было скользко.
- На детской площадке дети играют в песочнице, строят из песка куличи.
- Песок добавляют в бетон, когда изготавливают бетонные плиты для строительства домов.
- Из песка строят дороги.
- Из песка делают песочные часы, которые используют в больнице.
- Песком можно потушить небольшой пожар.
- Знайка может рассказать вам о песке ещё несколько интересных фактов о том, как образуется песок, как его добывают и что ещё можно сделать из песка. Посмотрим на экран.
Видеорезентация «Песок».
- Оказывается, песок – очень полезный природный материал! Представляете, Знайка очень обрадовался такой находке, захотел узнать все секреты о песке. Он же исследователь и изобретатель. Вот и решил исследовать песок. Давайте, поможем ему, отправимся в лабораторию.
Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.
2 часть.
Работа в песочной лаборатории.
(Дети одевают фартуки и занимают места за экспериментальными столами.
У каждого ребёнка набор материалов для экспериментирования:
по 2 пластиковые тарелочки, стаканчик с сухим песком, стаканчик с водой, пластиковая ложка, ракушка, лупа, геометрическая формочка.
На каждый опыт педагог выкладывает карточку – символ).
- Ребята, в лаборатории мы будем исследовать песок. Вспомним правила поведения при работе с песком (брать песок аккуратно, не рассыпать и не бросать его на стол, пол; не брать песок в рот; не трогать песочными руками глаза, нос, уши; после работы помыть руки с мылом тёплой водой).
1. Состав песка.
- Возьмите стаканчик с песком, насыпьте щепотку песка на белую тарелочку, рассмотрите его внимательно. Тетерь рассмотрите через лупу. Что вы увидели? Какого цвета песок? Из чего состоит песок? (Песок состоит из песчинок. Они разного размера и цвета, не прилипают друг другу, похожи на гору драгоценных камушков).
Гимнастика для пальцев
Рыбки
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
2. Сухой песок. Сыпучесть.
- Наберите песок в ложку и посмотрите как он будет сыпаться. Почему песок сыпучий? (Песок сыпучий, потому что он сухой, состоит из отдельных песчинок).
3. Непрозрачность песка.
- Спрячьте в песок ракушку. Что произошло? Почему не видно ракушку в песке? (Песок не прозрачный, спрятанные в него предметы не видны).
4. Влажный песок.
- Насыпьте сухой песок на другую тарелочку. Представьте, что пошёл дождь. Наберите воду в ложку и покапайте на песок. Что произошло с водой? Каким стал песок? (Песок стал влажным, тёмного цвета, потому что вода впиталась в него).
5. Форма песка.
- Проверим имеет ли песок форму. Сделайте из сухого и влажного песка формочками геометрические фигуры. Что получилось? (Из сухого песка не получается фигура, потому что сухой песок рассыпается. Из влажного песка фигура получается, потому что песчинки прилипают друг к другу).
6. Масса песка.
- Проверим какой песок тяжелее, сухой или влажный. Поставим стаканчики с сухим и влажным песком на весы. (Тяжелее влажный песок, потому что среди песчинок прячется тяжёлая вода, а в сухом песке между песчинками прячется лёгкий воздух).
- Знайка обрадовался, когда узнал о песке все секреты. И решил сделать своим друзьям сюрпризы из песка, вот такие (показ готового образца).
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто пальчиком черчу
Все, что только захочу.
Я рисую небосвод,
вот и солнышка черед,
облака... совсем не тучи,
а внизу дубок могучий!
я рисую - мне не лень
за окном хороший день...
Изготовление песочной картинки.
(Педагог показывает способ изготовления песочной картинки:
на бумаге клеем хорошо промазать контур фигуры,
сверху посыпать сухим песком,
стряхнуть лишний песок
и закрыть фигурной рамкой.
Дети самостоятельно делают песочные картинки).
- Ребята, какое свойство песка мы используем в картинке? (Сыпучесть).
3 часть.
- Вот какая история произошла однажды со Знайкой. Благодаря ей мы узнали о песке много секретов и сделали подарки – песочные картинки.
Воспитатель. Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило. Какое?
После игры с песком - помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"
Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна ...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"
Занятие дает детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...
Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"
Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....
Занятие в старшей группе "Волшебные слова"
Занятие по культурно - нравственного воспитания с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия в старшей группе "Волшебные часы времён года"
Конспект занятия направлен на закрепление знаний о временах года....