Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) организованной образовательной деятельности
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кубасова Мария

       Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.

Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития  наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится  к окружающему миру, формирования  представлений  об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах  поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал русский писатель М.М. Пришвин.

Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
  • развитие лексико — грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.

       

Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников

(все игры проводятся с картинками по теме)

Игры  на  формирование  фонетико — фонематических  восприятия:

1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.

Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.

2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.

3. «Запомни и назови» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.

Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.

 

Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:

1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.

Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.

2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.

Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.

3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.

Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.

4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

5.  «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать  относительные  прилагательные в роде.

Ход игры: ребенок называет  слово, согласовывая прилагательные  с существительными.

6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из   числительных  и  существительных.

Ход игры: ребенок считает  слова — предметы  до 5, согласовывая  числительные и существительные.

7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение  в назывании детенышей  животных (птиц).

Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),

8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование  фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок определяет  лишнюю картину, дает обоснованный  ответ, почему лишний

( например,  яблоко, груша, апельсин, свекла.  Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин  - фрукты).

 

Игры на развитие связной речи:

1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах,  формировать умение составлять  предложение  с заданным словом.

Ход игры: ребенок берет картину  и  составляет предложение,  включая это слово.

2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение  знаний  воспитанников  о предметах (объектах), развитие связной речи.

Ход игры:  ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет  описательный рассказ о предмете.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) организованной образовательной деятельности

       Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.

Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития  наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится  к окружающему миру, формирования  представлений  об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах  поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал русский писатель М.М. Пришвин.

Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
  • развитие лексико — грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.

       

Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников

(все игры проводятся с картинками по теме)

Игры  на  формирование  фонетико — фонематических  восприятия:

1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.

Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.

2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.

3. «Запомни и назови» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.

Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.

 

Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:

1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.

Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.

2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.

Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.

3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.

Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.

4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.

5.  «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать  относительные  прилагательные в роде.

Ход игры: ребенок называет  слово, согласовывая прилагательные  с существительными.

6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из   числительных  и  существительных.

Ход игры: ребенок считает  слова — предметы  до 5, согласовывая  числительные и существительные.

7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение  в назывании детенышей  животных (птиц).

Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),

8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование  фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок определяет  лишнюю картину, дает обоснованный  ответ, почему лишний

( например,  яблоко, груша, апельсин, свекла.  Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин  - фрукты).

 

Игры на развитие связной речи:

1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах,  формировать умение составлять  предложение  с заданным словом.

Ход игры: ребенок берет картину  и  составляет предложение,  включая это слово.

2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение  знаний  воспитанников  о предметах (объектах), развитие связной речи.

Ход игры:  ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет  описательный рассказ о предмете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.

Дидактические игры помогут  сформировать у детей первые экологические представления....

Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»

Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности«Автоматизация звука [Р] в  словах и предложениях»Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] ...

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

Конспект индивидуальной коррекционно-организованной образовательной деятельности "Приключения Капельки"

Конспект составлен для работы с ребенком 4-5 лет, имеющим тяжелые нарушения речи. Основная цель - автоматизация звука "С" в открытых слогах в игровой форме. В процессе занятия используются также ...

Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) организованной образовательной деятельности

Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков  у дошкольников  увеличивается  как количественно, так и качественно. Наряду с ус...