Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) организованной образовательной деятельности
статья по окружающему миру (старшая группа)
Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.
Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.
Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.
В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится к окружающему миру, формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.
Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал русский писатель М.М. Пришвин.
Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.
Задачи:
- формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
- развитие лексико — грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников
(все игры проводятся с картинками по теме)
Игры на формирование фонетико — фонематических восприятия:
1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.
Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.
2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.
Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.
3. «Запомни и назови» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.
Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.
Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:
1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.
Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.
2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.
Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.
3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.
Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.
4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.
5. «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать относительные прилагательные в роде.
Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.
6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из числительных и существительных.
Ход игры: ребенок считает слова — предметы до 5, согласовывая числительные и существительные.
7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в назывании детенышей животных (птиц).
Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),
8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.
Ход игры: ребенок определяет лишнюю картину, дает обоснованный ответ, почему лишний
( например, яблоко, груша, апельсин, свекла. Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин - фрукты).
Игры на развитие связной речи:
1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формировать умение составлять предложение с заданным словом.
Ход игры: ребенок берет картину и составляет предложение, включая это слово.
2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение знаний воспитанников о предметах (объектах), развитие связной речи.
Ход игры: ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет описательный рассказ о предмете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей фонематических процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.
Для повышения эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения были созданы дидактические комплексы по формированию экологических представлений у дошкольников (приложение). Важно сказать, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края и страны.
Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.
В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится к окружающему миру, формирования представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.
Охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение — главная задача общества. И именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. «Рыбе вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» - так писал русский писатель М.М. Пришвин.
Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений у дошкольников - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.
Задачи:
- формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
- развитие лексико — грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Игры (дидактические комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников
(все игры проводятся с картинками по теме)
Игры на формирование фонетико — фонематических восприятия:
1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация звука в речи, расширение предметного словаря.
Ход игры: ребенок называет картины с заданным звуком.
2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.
Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой не слышится изучаемый звук.
3. «Запомни и назови» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).
(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.
Ход игры: выставляется 5 — 7 картин, ребенок называет и запоминает их, затем называет по памяти.
Игры на развитие лексико — грамматического строя речи:
1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в различении существительных мужского, женского, среднего родов, соотнесение притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.
Ход игры: ребенок берет картину, называет с нужным словом — мой, моя, моё.
2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.
Ход игры: ребенок, взяв картину называет слово ласково.
3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в образовании существительных во множественном числе.
Ход игры: ребенок называет слово сначала в единственном, затем во множественном числе.
4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.
5. «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование умения образовывать относительные прилагательные в роде.
Ход игры: ребенок называет слово, согласовывая прилагательные с существительными.
6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из числительных и существительных.
Ход игры: ребенок считает слова — предметы до 5, согласовывая числительные и существительные.
7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в назывании детенышей животных (птиц).
Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),
8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.
Ход игры: ребенок определяет лишнюю картину, дает обоснованный ответ, почему лишний
( например, яблоко, груша, апельсин, свекла. Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин - фрукты).
Игры на развитие связной речи:
1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формировать умение составлять предложение с заданным словом.
Ход игры: ребенок берет картину и составляет предложение, включая это слово.
2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение знаний воспитанников о предметах (объектах), развитие связной речи.
Ход игры: ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет описательный рассказ о предмете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....
Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...
Дидактические игры на формирование экологических представлений у дошкольников.
Дидактические игры помогут сформировать у детей первые экологические представления....
Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности«Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] ...
Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...
Конспект индивидуальной коррекционно-организованной образовательной деятельности "Приключения Капельки"
Конспект составлен для работы с ребенком 4-5 лет, имеющим тяжелые нарушения речи. Основная цель - автоматизация звука "С" в открытых слогах в игровой форме. В процессе занятия используются также ...
Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) организованной образовательной деятельности
Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков у дошкольников увеличивается как количественно, так и качественно. Наряду с ус...