Викторина "Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру

Твердова Татьяна Сергеевна

Викторина "Знатоки природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_prirody.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина для старших дошкольников

«Знатоки природы»


Задачи:
формировать навыки экологической культуры воспитанников;
расширять знания детей о лесе и его обитателях, 
воспитывать бережное отношение и любовь к ним; 
закреплять умение детей вести себя в природе; 
развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них. 


Ход викторины

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.

А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.


Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.

Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники. И сегодня мы с вами отправимся в заповедник «Малая Сосьва».


Рассказ о заповеднике.


Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое путешествие, и увидим растения, животных, птиц, обитающих в заповеднике «Малая Сосьва». 


Презентации «Путешествие по заповеднику «Малая Сосьва».


Ведущая: А сейчас мы проверим как вы знаете природу нашего края. Проведем викторину «Знатоки природы». За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с изображением ягодки. В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу. 
Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Ты о чём шумишь листвою 
Ночью тёмной, грозовою? 
Что нам шепчешь на заре? 
Весь в росе, как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится: 
Что за зверь, какая птица? 
Всё открой, не утаи: 
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский) 


1 остановка в нашем путешествии – «Ягоды» 
Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды. Ачто за ягоды растут в нашем лесу, вы узнаете, отгадав загадки

Бусы красные висят, 
Из кустов на нас глядят. 
Очень любят бусы эти 
Дети, птицы и медведи. (
малина) 


Красна, сладка, душиста
Растёт низко, к земле близко.
(земляника) 


Я красна, я кисла, 
На болоте я росла, 
Дозревала под снежком, 
Ну-ка, кто со мной знаком?
(клюква) 
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки, 
Тот, кто деток соберёт, 
Руки вымажет и рот. (
черника) 

Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше. 


2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья» 
Ведущая: 

Прямо в небо рвутся, ввысь; 
Ты внимательно всмотрись: 
Не березы, не осинки, 
Нет листочков, есть хвоинки. (
ели) 


Не береза, не сосна 
В тишине стоит она. 
Но лишь ветер пробежит 
Вся листва на ней дрожит.
(осина) 

Весной зеленела, летом загорела, 
Осенью красные кораллы надела.
(рябина) 

Летом цветёт, зимой греет, 
Настанет весна – потечёт слеза.
(берёза) 


Ведущая: Молодцы, ребята, но надо  знать не только названия деревьев нашего леса, но и как надо вести себя в лесу. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».


• В лесу шуметь
(запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья
(разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда
(запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)


Физминутка
Ведущая: А сейчас, мы отправляемся дальше и следующая остановка «В гостях у птиц» 

3 остановка - «В гостях у птиц »
Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев?
(Ответы детей) 
Поговорим о птицах.
— Какие бывают птицы? (
Перелётные и зимующие). 
— Что значит – перелётные?

— Что значит – зимующие?  (ответы детей) 
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей) 

Непоседа пёстрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая.
(сорока) 


Всё вертится, суетится, 
Ей на месте не сидится, 
Это бойкая
(синица) 


Чернокрылый, красногрудый, 
И зимой найдёт приют, 
Не боится он простуды 
С первым снегом тут как тут.
(снегирь) 

Угадайте, что за птица, 
Света яркого боится, 
Клюв – крючком, глаза – пятачком
Ушастая голова, это
(сова) 

Ведущая: Ребята, вы - молодцы, и мы отправимся дальше
4 остановка - «Звериное царство » 
Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте: 

У кого из всех зверей 
Хвост пушистей и длинней?
(лиса) 

Разбойник он серый, нет ему веры. (волк) 

Юркий, маленький зверёк, 
По деревьям прыг да скок.
(белка)

 Я хозяин леса строгий, 
Спать люблю зимой в берлоге. 
И всю зиму напролёт 
Сниться мне душистый мёд. 
Страшно я могу реветь, 
Кто же я, скажи?.
(медведь) 

 Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасётся весь день, кто это?.
(олень) 

 На спине его иголки, 
Удивительно как колки, 
Их руками не возьмёшь, 
Потому что это
( ёж)

Куцехвостик, длинноушка, 
На пеньке ты как игрушка. 
Лапки ты свои поджал. 
От лисички убежал? (
заяц) 


 


Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей) 

 Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги.

Ведущая: Все участники викторины – молодцы и получают подарки, раскраски с животными из заповедника «Малая Сосьва».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...