Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента «Юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Вашему вниманию представлена непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»
Форма организации – подгрупповая, занятие проводилось с детьми старшей группы .
Форма проведения – опытно-экспериментальная деятельность.
На занятии поставлена цель: создание проблемной ситуации для активизации познавательной деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_ekologi.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Кадомский детский сад № 2
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента
«Юные экологи».
Воспитатель старшей группы
Тарасевич Е.Я.
Цель: создание проблемной ситуации для активизации познавательной деятельности обучающихся старшего дошкольного возраста.
Обучающая:
- формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
- формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
Развивающая:
- развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- развивать произвольное внимание, речевую активность;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- воспитывать экологическую культуру у дошкольников.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов», « Реки», проведение НОД «Животный и растительный мир Кадомского района», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения«Не мойте велосипед в реке!».
Методы и приемы:
- Словесный — рассказ воспитателя;
- Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
- Перемещение в лабораторию;
- Практические – эксперименты по очищению воды;
- Наглядный — интерактивная игра «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (мультимедийная игра);
Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.
Оборудование:
Слайды с изображением экологических катастроф, вредное и полезное воздействие человека на природу, мультимедийный проектор, экран, компьютер, наборы для экспериментирования (одежда для детей — спец одежда, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, воронки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды»,
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
- Ребята, давайте возьмемся за руки. Один, два, три, четыре, пять –
становитесь в круг играть. Настал день новый, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните все обиды, огорчения.
Загадка:
-Загадаю вам загадку:
Она бежит струиться,
На солнышке сверкая,
Весело танцуют рыбки,
В глубине сверкая.
– Ребята, а вы знаете, откуда появляется речка?
Дети: Да.( показ слайдов)
- Давайте, присядем возле речки и послушаем еще одну историю.
Сказка о речке.
Жила–была речка. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было
увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья,
облака. Однажды к ней пришли отдыхающие, спилили деревья, развели
костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этой реке приходили еще и еще. Мыли машины, канистры с
бензином. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора
все больше. Однажды в речку попало машинное масло. Уже нельзя было
увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям
водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, я думаю,
что мы непременно должны помочь нашей речке. Как мы можем помочь?
(Мы можем попробовать очистить воду). Для этого, я предлагаю пройти в
нашу лабораторию. (Дети надевают фартуки и нарукавники). Прежде чем пройти в лабораторию нужно вспомнить правила безопасности в лаборатории.
Дети: нельзя шуметь, нельзя толкаться, бегать, без разрешения пробовать на
вкус, внимательно слушать и выполнять задания.
- Ребята, сегодня в лаборатории мы проведем опыт: Что произойдет если
капнуть немного масла в воду и как очистить воду?
- Присаживайтесь все необходимые предметы для проведения опыта перед вами ( стаканчики с водой и маслом, воронки, пипетки и т.д.).
Опыт №1 «Фильтрация воды»
-Дети возьмите с помощью пипетки масло и накапайте в воду.
Растворилось масло в воде или нет?
Дети: Нет, оно плавает в воде.
- Ребята, могут ли в такой воде обитать рыбы, могут ли дышать?
- Ребята, посмотрите ещё раз на стаканчик, куда мы наливали масло. Оно так
и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Педагог: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.
Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках и озерах? (гуси, утки, лебеди).
- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось масляное пятно.
Опыт №2
В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.
Результат — оно покрывается маслом, склеивается.
Дети делают вывод, что масло плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.
Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей рек. (Карась, красноперка, сом, щука, плотва).
Опыт №3
Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.
Результат — увидели пузырьки – это кислород.
Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).
Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).
(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).
Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).
(С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).
- Ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? (Ответы детей).
(Экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её).
Педагог: Хотите быть юными экологами и научиться очищать воду?
- Как можно очистить воду? (Ответы детей).
-Вы все верно сказали
Опыт №4
В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).
Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.
Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.
- А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки.
Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и
установить его в стаканчик с воронкой).
Теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.( Самостоятельная работа
детей).
У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши
фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в
стаканчик с фильтром. (Идёт самостоятельная работа детей).
- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
- Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
- Я попрошу вас показать образование речки. Возьмите голубые ленточки.
Игровое упражнение: « Родничок, ручейки и речка».
(Дети берут голубые ленточки и выполняют движения под музыку ручья).
- Жил- был родничок, чистый пречистый. ( Дети присаживаются в круг).
- Однажды рано утром наш родничок проснулся, зазвенел, зажурчал, и
потекли из родничка веселые ручейки (Дети с ленточками бегут по кругу).
Бежали они, бежали и попали в широкую речку. (Дети из ленточек собирают
широкую речку).
- Обрадовалась наша речка и побежала дальше к синему морю.
- Ребята, давайте вспомним историю про речку, которую я вам рассказывала.
Что делали люди на этой речке?
Проведение интерактивной игры «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (можно заменить на мультимедийную игру с применением проектора).
На экране появляются слайды, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и слайды о применении воды в полезных целях.
Игровое действие: Отметить красным цветом отрицательное воздействие человека на природу. Зеленым цветом отмечается положительное воздействие человека на природу (воду).
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Педагог: Вы правильно справились с заданием. Теперь вы считаетесь юными экологами, скажите, что нового вы узнали? Какой опыт вам запомнился? И как будите вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).
(Научились очищать воду, экологи – защитники природы, природу нужно охранять и беречь) Ребята, вы очень хорошо помогали — в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.
Педагог: Грязная вода – это мертвая вода, чистая вода – живая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРазвитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1.Организовать предметно-развивающую среду.2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.3.Сти...
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента. Тема: «Юные экологи».
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...
Конспект НОД в подготовительной группе в форме ритмической гимнастики с использованием национально- регионального компонента. «Спортивный калейдоскоп».
Цель: Способствовать укреплению здоровья, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника. Научить выполнять движения в соответствии с музыкой. Развивать внимани...
Сценарий конспекта для детей подготовительной группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием родителей воспитанников с элементами квест игры «В поисках Царя дорожных знаков»
Цели:. разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии – КВЕСТ• обучающая: формироват...
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования «Юные экологи».
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования...
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Юные экологи»
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.Задачи: Образовательные: учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать п...
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Продуктовые секреты»
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:расширить знания детей о молоке и молочных...
- Мне нравится (1)