Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  •  учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать;
  •  расширять и обогащать кругозор детей об окружающем мире;
  •  побудить к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации, опираясь на опыт детей;
  • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;

Развивающие:

  • развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • активизировать познавательную активность: речь, внимание, воображение;
  • развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать, инициативно высказываться;
  • формировать интерес и желание работать коллективно, в группе для достижения общего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekologi_3.docx607.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

с элементами детского экспериментирования

«Юные экологи»

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  •  учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать;
  •  расширять и обогащать кругозор детей об окружающем мире;
  •  побудить к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации, опираясь на опыт детей;
  • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;

Развивающие:

  • развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • активизировать познавательную активность: речь, внимание, воображение;
  • развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать, инициативно высказываться;
  • формировать интерес и желание работать коллективно, в группе для достижения общего результата.

Интеграция областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: 

  • проведение опытов по изучению свойств воды: «Вода-жидкость», «У воды нет формы», «Тает льдинка – просмотр», «Вода не имеет вкуса»;
  • видео презентации: «Жизнь водоемов и рек»;
  • проведение НОД «Животный и растительный мир России»;
  • чтение художественной литературы: «История одной Капли», «Сказка про хламище-окаянище», «Как Тучка была в пустыне»;
  • дидактические игры о природе: «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Наоборот»; труд в природе;
  • разучивание стихотворения «Береги природу!»;
  • Экскурсия в «Музейно-выставочный центр» города Когалыма.

Методы и приемы:

  • Наглядный: мультимедийная презентация «Приветствие Идэ»,
  • Игровой — физминутка «Улыбнись», перемещение в лабораторию;
  • Словесный — напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы, рассказ воспитателя, сопровождение презентации;
  • Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
  • Художественное слово – чтение стихотворения «Береги природу!»;
  • Практические – эксперименты по очищению воды, работа с раздаточным материалом;
  • Повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, экспериментирование;
  • Повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации;
  • Обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и задачи;

Используемые инновационные технологии:

•        здоровьесберегающие: физминутка «Улыбка»;

•        игровые технологии;

•        ИКТ

Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.

Форма организации детской деятельности: совместная, самостоятельная, малыми подгруппами.

Оборудование:

Видеозвонок от мальчика Идэ, наборы для экспериментирования (стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», подсолнечное масло, перья птиц, ситечки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды», эмблемы «Юный эколог».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель организует игру приветствие:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Чтобы у нас было хорошее настроение.

1. Вводная часть

Раздается звук звонка скайпа

Воспитатель: ребята, что это?

Предполагаемый ответ детей: звонок

Воспитатель: ответим?

Предполагаемый ответ детей: да 

На экране появляется мальчик Идэ

Идэ: «Здравствуйте, ребята! Я услышал, что в Сургуте произошла беда, Сургут – это наш соседний город. Пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…»

Воспитатель: ребята, что же делать? Мы как-то можем помочь мальчику Идэ.

- Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?

Предполагаемый ответ детей: это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей.

Воспитатель: что такое окружающая среда?

Предполагаемый ответ детей: это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).

Воспитатель: как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?

Предполагаемый ответ детей: по вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.

Воспитатель: чтобы лучше понять, что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке Обь.

Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».

2. Основная часть

(Моделирование экологической катастрофы)

Дети переходят в оборудованную лабораторию, где предварительно подготовлены наборы для проведения эксперимента.

На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть.

Воспитатель: итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть.

Опыт №1

Детям предлагается в воду налить растительное масло.

Результат – масло растекается как нефть на реке. Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой).

Дети делают вывод, что это невозможно.

Воспитатель: вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках? 

Предполагаемый ответ детей: утки, лебеди, чайка, гагара.

Воспитатель: давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду реки в том месте, где образовалось нефтяное пятно. 

Опыт №2

В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.

Результат — оно покрывается маслом, склеивается. Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.

Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним водных обитателей реки.

Предполагаемый ответ детей: карась, щука, язь.

Опыт №3

Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.

Результат — увидели пузырьки – это кислород.

Воспитатель: могут ли в такой воде жить рыбы, и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).

Вывод: речные животные реки тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).

(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).

(С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).

Воспитатель: ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? 

Предполагаемый ответ детей: экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.

Воспитатель: хотите быть юными экологами и научиться очищать воду?

- Как можно очистить воду? (Ответы детей).

- Вы все верно сказали, поэтому вы принимаетесь в команду экологов и

пройдете обучение по очистки воды.

(Дети получают эмблемы юных экологов).

Воспитатель: неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как вы считаете?

Физминутка: «Улыбку»

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 
Упражненье повтори 
Мы руками бодро машем, 
Разминаем плечи наши. 
Раз-два, раз-два, раз-два-три, 
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Корпус влево мы вращаем, 
Три-четыре, раз-два. 
Упражненье повторяем: 
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) 
Мы размяться все успели, 
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: продолжаем работу

Опыт №4

В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).

Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.

Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

Опыт №5

Влажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло.

Результат: капельки масла притягиваются к ней.

Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.

По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли-нефтесборщики.

Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.

- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей).

- Почему? (Ответы детей).

- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей).

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.

Опыт №6. «Фильтрация воды»

Воспитатель: давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск и марлю с углем (фильтр), который отфильтрует всю грязь и будет потихоньку воду наливать в воронку. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей).

- Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые? (Ответы детей).

- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).

Воспитатель: теперь мы знаем, как очистить реку и можем помочь нашим соседям из города Сургута.  Давайте, им отправим письмо, в котором поделимся нашими опытами, которые мы провели, чтобы «спасти» всё живое в воде и сохранить чистоту воды.

Воспитатель: ребята, а как вы бережете воду? Как заботитесь о ней и о ее жителях?

- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?

- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).

- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).

3. Заключительная часть

Воспитатель: ребята, сегодня вы хорошо потрудились, нашли способ заботы о воде и ее жителях.

- Какой опыт вам больше всего запомнился?

-Как будете вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).

- Ваши высказывания верны: природу надо беречь!

В заключение я хочу прочитать стихотворение. Послушайте, пожалуйста.

«Береги природу!»

Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

В тенистый лес входи,

Будь другом!

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

Природа - щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас  такого же  добра!https://sun9-27.userapi.com/impg/ppv-O9UWsJIektAyVtYF6RgavzkCNhsnmjiDoA/dau_iomGR1A.jpg?size=1599x899&quality=96&sign=2197703fc9ebe9907b85c2f67924115f&type=albumhttps://sun9-83.userapi.com/impg/zFrwi0ha8bRjNf8Bn2Jci9R4_RC-OU0m05N5zw/6hy7gvPf43A.jpg?size=1599x899&quality=96&sign=31d1e04285eabc1ce71c5c939f484fad&type=album

https://sun9-59.userapi.com/impg/Ys5c1dwG8Yk-0SVvTMnn2AbwvXhzfeuG_A7qNA/68RcZgHbiq8.jpg?size=1599x899&quality=96&sign=28022795d3caa90cbbd6c02f9e68e64c&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности «Юные Экологи»

расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Формирование у детей   бережного  отношения к природе.1. Закрепить знания детей о природе, о б...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента. Тема: «Юные экологи».

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...

НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности «Юные Экологи»

Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование ч...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования «Юные экологи».

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Продуктовые секреты»

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:расширить знания детей о молоке и молочных...

Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента «Юные экологи»

Вашему вниманию  представлена непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»Форма организации – подгрупповая, занятие проводи...