Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать;
- расширять и обогащать кругозор детей об окружающем мире;
- побудить к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации, опираясь на опыт детей;
- формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
- формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать познавательную активность: речь, внимание, воображение;
- развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать, инициативно высказываться;
- формировать интерес и желание работать коллективно, в группе для достижения общего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekologi_3.docx | 607.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
с элементами детского экспериментирования
«Юные экологи»
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать;
- расширять и обогащать кругозор детей об окружающем мире;
- побудить к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации, опираясь на опыт детей;
- формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
- формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать познавательную активность: речь, внимание, воображение;
- развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать, инициативно высказываться;
- формировать интерес и желание работать коллективно, в группе для достижения общего результата.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- проведение опытов по изучению свойств воды: «Вода-жидкость», «У воды нет формы», «Тает льдинка – просмотр», «Вода не имеет вкуса»;
- видео презентации: «Жизнь водоемов и рек»;
- проведение НОД «Животный и растительный мир России»;
- чтение художественной литературы: «История одной Капли», «Сказка про хламище-окаянище», «Как Тучка была в пустыне»;
- дидактические игры о природе: «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Наоборот»; труд в природе;
- разучивание стихотворения «Береги природу!»;
- Экскурсия в «Музейно-выставочный центр» города Когалыма.
Методы и приемы:
- Наглядный: мультимедийная презентация «Приветствие Идэ»,
- Игровой — физминутка «Улыбнись», перемещение в лабораторию;
- Словесный — напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы, рассказ воспитателя, сопровождение презентации;
- Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
- Художественное слово – чтение стихотворения «Береги природу!»;
- Практические – эксперименты по очищению воды, работа с раздаточным материалом;
- Повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), метод вопросов, экспериментирование;
- Повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации;
- Обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и задачи;
Используемые инновационные технологии:
• здоровьесберегающие: физминутка «Улыбка»;
• игровые технологии;
• ИКТ
Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.
Форма организации детской деятельности: совместная, самостоятельная, малыми подгруппами.
Оборудование:
Видеозвонок от мальчика Идэ, наборы для экспериментирования (стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», подсолнечное масло, перья птиц, ситечки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды», эмблемы «Юный эколог».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель организует игру приветствие:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Чтобы у нас было хорошее настроение.
1. Вводная часть
Раздается звук звонка скайпа
Воспитатель: ребята, что это?
Предполагаемый ответ детей: звонок
Воспитатель: ответим?
Предполагаемый ответ детей: да
На экране появляется мальчик Идэ
Идэ: «Здравствуйте, ребята! Я услышал, что в Сургуте произошла беда, Сургут – это наш соседний город. Пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…»
Воспитатель: ребята, что же делать? Мы как-то можем помочь мальчику Идэ.
- Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?
Предполагаемый ответ детей: это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей.
Воспитатель: что такое окружающая среда?
Предполагаемый ответ детей: это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).
Воспитатель: как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?
Предполагаемый ответ детей: по вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.
Воспитатель: чтобы лучше понять, что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке Обь.
Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».
2. Основная часть
(Моделирование экологической катастрофы)
Дети переходят в оборудованную лабораторию, где предварительно подготовлены наборы для проведения эксперимента.
На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть.
Воспитатель: итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть.
Опыт №1
Детям предлагается в воду налить растительное масло.
Результат – масло растекается как нефть на реке. Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой).
Дети делают вывод, что это невозможно.
Воспитатель: вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках?
Предполагаемый ответ детей: утки, лебеди, чайка, гагара.
Воспитатель: давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду реки в том месте, где образовалось нефтяное пятно.
Опыт №2
В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.
Результат — оно покрывается маслом, склеивается. Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним водных обитателей реки.
Предполагаемый ответ детей: карась, щука, язь.
Опыт №3
Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.
Результат — увидели пузырьки – это кислород.
Воспитатель: могут ли в такой воде жить рыбы, и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).
Вывод: речные животные реки тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).
(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).
(С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).
Воспитатель: ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу?
Предполагаемый ответ детей: экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.
Воспитатель: хотите быть юными экологами и научиться очищать воду?
- Как можно очистить воду? (Ответы детей).
- Вы все верно сказали, поэтому вы принимаетесь в команду экологов и
пройдете обучение по очистки воды.
(Дети получают эмблемы юных экологов).
Воспитатель: неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как вы считаете?
Физминутка: «Улыбку»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: продолжаем работу
Опыт №4
В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).
Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.
Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.
Опыт №5
Влажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло.
Результат: капельки масла притягиваются к ней.
Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.
По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли-нефтесборщики.
Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.
- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей).
- Почему? (Ответы детей).
- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей).
Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.
Опыт №6. «Фильтрация воды»
Воспитатель: давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск и марлю с углем (фильтр), который отфильтрует всю грязь и будет потихоньку воду наливать в воронку. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей).
- Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые? (Ответы детей).
- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).
Воспитатель: теперь мы знаем, как очистить реку и можем помочь нашим соседям из города Сургута. Давайте, им отправим письмо, в котором поделимся нашими опытами, которые мы провели, чтобы «спасти» всё живое в воде и сохранить чистоту воды.
Воспитатель: ребята, а как вы бережете воду? Как заботитесь о ней и о ее жителях?
- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?
- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).
- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).
3. Заключительная часть
Воспитатель: ребята, сегодня вы хорошо потрудились, нашли способ заботы о воде и ее жителях.
- Какой опыт вам больше всего запомнился?
-Как будете вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).
- Ваши высказывания верны: природу надо беречь!
В заключение я хочу прочитать стихотворение. Послушайте, пожалуйста.
«Береги природу!»
Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа - щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной группах Туристическая научно-исследовательская экспедиция «Юный эколог»
Развитие творческой инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре...
НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности «Юные Экологи»
расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Формирование у детей бережного отношения к природе.1. Закрепить знания детей о природе, о б...
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента. Тема: «Юные экологи».
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...
НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности «Юные Экологи»
Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование ч...
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования «Юные экологи».
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования...
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами детского экспериментирования «Продуктовые секреты»
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:расширить знания детей о молоке и молочных...
Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента «Юные экологи»
Вашему вниманию представлена непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»Форма организации – подгрупповая, занятие проводи...