Проект - " Снег - это чудо! "
статья по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство со свойствами снега и льда через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Снег – это чудо! »
Автор: Карпова Юлия Владимировна
Организация: ГБДОУ детский сад № 98 общеразвивающего вида
Населенный пункт: г. Санкт - Петербург
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Срок выполнения: краткосрочный (2 недели)
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают много разных вопросов. Зима – отличный период для проведения опытов со снегом. Благодаря им, дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе.
Цель проекта: ознакомление детей с составом снега, изучение свойств снега, с разнообразием форм снежинок.
Задачи проекта:
- обучение детей умению видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире
- воспитание интереса к исследовательской работе, самостоятельности
- развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательности
- закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла
- развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию
Проблема:
Однажды, во время прогулки, дети наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и им стало интересно, что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Они решили исследовать его.
По возвращении с прогулки дети высказывали свои предположения. После обсуждения приняли совместное решение узнать:
- что такое снег и как он образуется
- какие формы снежинок встречаются
- как определить чистоту снега
Планирование:
В ходе обсуждения мы с детьми пришли к выводу, что необходимо:
- найти информацию по данной теме (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать в энциклопедиях, книгах, о том, как появляется снег, о снежинках, их формах);
- провести ряд опытов со снегом;
- провести анализ полученных результатов путем сравнения.
Задачи по работе с родителями:
- Повышение компетенции родителей по теме проекта.
- Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать
- что такое снег, как он образуется, какими свойствами он обладает.
Дети должны уметь
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше;
- пользоваться увеличительными приборами, стеклянными предметами
- зарисовывать увиденное;
- рассказывать о необычном строении воды;
- проявлять интерес к исследовательской деятельности.
1 этап – подготовительный
Цель:
- определение уровня знаний детей о том, что такое снег, из чего он состоит;
- проведение поисковой работы по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.
Задачи:
- развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать о предмете исследования;
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- привлечение родителей к поиску информации по теме проекта.
С помощью родителей, из литературы, дети узнали, что такое снег.
Снег – это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Как образуется снег?
Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей –отростки.
Речевое развитие
Тема: «Что такое снег»
Загадывание загадок о зиме, снеге, снежинках. Составление рассказов на тему «За что я люблю зиму».
Цель: совершенствование связной речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие умения составлять творческие рассказы, вырабатывание умения выразительно и эмоционально рассказывать загадку, уметь отгадывать её.
Дидактические игры:
«Найди тень снежинки»
«Кто что делает зимой»
«Снежный ком»
«Найди по следу»
Подвижные игры:
«Попади в цель»
«Снежки»
«Метель и снежинки»
Дыхательные упражнения:
«Сдуем снежинку»
Чтение художественной литературы:
З. Трофимова «Снег - что это такое?»
Е. Трутнева «Первый снег»
С. Иванов «Каким бывает снег»
С. Есенин «Поет зима, аукает… »
И. Суриков «Зима», «Белый снег»
Н. Павлова «Под снегом на лугу»
В. Бианки «Лес зимой»
З. Александрова "Снежок»
А. Бродский "Мороз"
М. Познанская «Снег идет»
Цель: сбор информации о снеге через художественное слово, развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям, формирование умения выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям.
Рассматривание картин русских художников по теме « Зима»
2 этап - практический
Цель: обогащение и расширение знаний детей о снеге, знакомство с разнообразием форм снежинок, изучение свойств снега.
Задачи:
развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе, наблюдательности;
закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки наблюдений;
развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию;
развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
Найти ответы на поставленные вопросы дети смогли во время непосредственно-образовательной, исследовательской и игровой деятельности:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Опыт 1. «Свойства снега»
Мы взяли снег и стали его рассматривать:
Вывод: В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, летит, в него легче провалиться, значит, когда снег рыхлый, он мягче, а в теплую погоду снег легко лепится.
«Рассматривание снежинок через лупу»
«Наблюдение за таянием снега в помещении»
Мы положили снег в стеклянный стакан и увидели, что снег белого цвета, не прозрачный. Один стакан со снегом мы оставили на столе, а второй поставили на батарею. Снег на батарее растаял намного быстрее.
Вывод: снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тепле быстро тает.
«Исследование чистоты снега»
Мы процедили эту воду через марлю. На марле осталась грязь.
Вывод: Даже чистый на вид снег, содержит частицы грязи. Есть снег нельзя!
Опыт 2. «Свойства льда»
Прозрачный лед.
Каким способом получили лед?
Мы заморозили воду.
Вывод: лед прозрачный, холодный, скользкий, твердый, образуется на морозе.
Разноцветный лед.
Окрашивали воду в разные цвета. Затем замораживали и получается разноцветный лед.
Вывод: лед холодный, скользкий, поддается окрашиванию, тает в руках и очень хрупкий, его легко расколоть.
Сравниваем снег и лед.
Эксперимент.
«Испарение воды в мороз»
Мы повесили мокрую ткань на улицу. Она замёрзла и покрылась корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через несколько дней ткань высохла, не осталось ни льда, ни воды.
Вывод: при низкой температуре, вода превращается в лёд. Лёд, как и вода, тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.
Изучаем следы на снегу.
Эксперимент.
«Украсим снежные постройки»
Вывод: снег поддается окрашиванию
Художественное творчество
Изо: « Зимние узоры »
Лепка: « Снежные постройки »
Аппликация: « Снежинка »
Музыкальная деятельность
Слушание музыкальных произведений:
А. Вивальди «Весёлая зима», П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»,
«Новогодний ветер»,
Г. Свиридов «Метель».
Исполнение песен: «Кабы не было зимы», «Белые снежинки», «Русская зима».
3 этап - заключительный
Работа по взаимодействию с родителями в рамках проекта:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
- Оформление памятки: «Опыты со снегом».
- Оформление папки-передвижки.
- Беседы с родителями: «Поддержание интереса ребенка к экспериментированию».
- Совместное проведение в домашних условиях познавательных опытов для ознакомления с физическими свойствами снега и льда.
Проведение опытов со снегом и льдом в домашних условиях.
Берем две стеклянные посуды с водой. В одну из них опускаем комок снега, а в другую- кусочек льда. Наблюдаем.
Вывод: Снег и лед не тонут, они легче воды.
Результаты реализации проекта
Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок, расширили свои знания о их происхождении и составе.
Дети научились пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки наблюдений, и вырезать снежинки из бумаги.
У детей сформирован интерес к исследовательской работе, самостоятельность при проведении опытов.
Активизированы знания родителей об особенностях организации детского экспериментирования в домашних условиях.
Сформирована готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада в образовании и воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Снег" вторая младшая группа
Образовательно - воспитательный проект "Снег" во второй младшей группе (3-4года)...
Проект "Снег-снежок"
В ходе реализации проекта у детей закрепится представления о снеге, его свойствах, вреде и пользе....
Исследовательский проект "Снег белый,пушистый"
Обьект исследования -ознакомление со свойствами снега...
Проект снег снег снеговик в группе раннего возраста
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой....
Конкурс скульптур из снега : «Снежное чудо»
Цели: приобщение учащихся к образам культуры; учить лепить снежные фигуры, развивать творческое воображение, фантазию детей; трудолюбие и чувство взаимопомощи у воспитанников....
Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).
Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...
Педагогический проект «Снего-снего-снегопад» для детей старшего дошкольного возраста.
Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей...
- Мне нравится (1)