Проект - " Снег - это чудо! "
статья по окружающему миру (старшая группа)

Карпова Юлия Владимировна

Знакомство со свойствами снега и льда через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

                Проект  « Снег – это чудо! »        

Автор: Карпова Юлия Владимировна

Организация: ГБДОУ детский сад № 98 общеразвивающего вида

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

Вид проекта: познавательно- исследовательский        
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Срок выполнения: краткосрочный (2 недели)

Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей становится актуальным в настоящее время. Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают много разных вопросов. Зима – отличный период для проведения опытов со снегом. Благодаря им, дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе.

Цель проекта: ознакомление детей с составом снега, изучение свойств снега, с разнообразием форм снежинок.
Задачи проекта:

  • обучение детей умению видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире
  • воспитание интереса к исследовательской работе, самостоятельности
  • развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательности
  • закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла
  • развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию

Проблема:
Однажды, во время прогулки, дети наблюдали за снегом, рассматривали снежинки, и им стало интересно, что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Они решили исследовать его.

По возвращении с прогулки дети  высказывали свои предположения. После обсуждения приняли совместное решение узнать:
- что такое снег и как он образуется
- какие формы снежинок встречаются
- как определить чистоту снега

 

Планирование:
В ходе обсуждения мы с детьми пришли к выводу, что необходимо:
- найти информацию  по данной теме (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать в энциклопедиях, книгах,  о том, как появляется снег, о снежинках, их формах);
- провести ряд опытов со снегом;
- провести анализ полученных результатов путем сравнения.
Задачи по работе с родителями:

  • Повышение компетенции родителей по теме проекта.
  • Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат:
Дети должны знать

  • что такое снег, как он образуется, какими свойствами он обладает.

Дети должны уметь

  • проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше;
  • пользоваться увеличительными приборами, стеклянными предметами
  • зарисовывать увиденное;
  • рассказывать о необычном строении воды;
  • проявлять интерес к  исследовательской деятельности.

1 этап – подготовительный

Цель:        

  • определение уровня знаний детей о том, что такое снег, из чего он состоит;
  • проведение поисковой работы по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.

Задачи:

  • развитие умения проявлять любознательность, стремление как можно больше узнать о предмете исследования;
  • ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
  • привлечение родителей к поиску информации по теме проекта.

С помощью родителей, из литературы, дети узнали, что такое снег.
Снег – это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Как образуется снег?
Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей –отростки.

 
Речевое развитие

Тема:  «Что такое снег»

Загадывание загадок о зиме, снеге, снежинках. Составление  рассказов на тему «За что я люблю зиму».
 
Цель: совершенствование связной речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие умения составлять творческие рассказы, вырабатывание умения выразительно и эмоционально рассказывать загадку, уметь отгадывать её.

Дидактические игры:

 «Найди тень снежинки»

 «Кто что делает зимой»

 «Снежный ком»

 «Найди по следу»

Подвижные игры:

«Попади в цель»

 «Снежки»

 «Метель и снежинки»

Дыхательные упражнения:

«Сдуем снежинку» 

 Чтение художественной литературы:

З. Трофимова «Снег  - что это такое?»
Е. Трутнева «Первый снег»
С. Иванов «Каким бывает снег»
С. Есенин «Поет зима, аукает… »
И. Суриков «Зима», «Белый снег»
Н. Павлова «Под снегом на лугу»
В. Бианки «Лес зимой»
З. Александрова "Снежок»
А. Бродский "Мороз"
М. Познанская «Снег идет»
 
Цель: сбор информации о снеге через художественное слово, развитие интереса детей к художественной  и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям, формирование умения выразительно  читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям.

 Рассматривание картин  русских художников по теме « Зима»

2 этап -  практический  
 
Цель: обогащение и расширение знаний детей о снеге, знакомство с разнообразием форм снежинок, изучение свойств снега.
Задачи:
развитие интереса к явлениям природы, к состоянию воды в природе, наблюдательности;
закрепление умения пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки наблюдений;
развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию;
развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

Найти ответы на поставленные вопросы дети смогли во время непосредственно-образовательной, исследовательской и игровой деятельности:
 
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Опыт 1. «Свойства снега»
Мы взяли снег и стали его рассматривать:

Вывод: В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, летит, в него легче провалиться, значит, когда снег рыхлый, он мягче, а в теплую погоду снег легко лепится.

«Рассматривание снежинок через лупу»

«Наблюдение за таянием снега в помещении»

Мы положили снег в стеклянный  стакан и увидели,  что снег белого цвета, не прозрачный. Один стакан со снегом мы оставили на столе, а второй поставили на батарею. Снег на батарее растаял намного быстрее.

Вывод:  снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тепле быстро тает.

«Исследование чистоты снега»

 Мы процедили эту воду через марлю. На марле осталась грязь.

Вывод: Даже чистый на вид снег, содержит частицы грязи. Есть снег нельзя!

Опыт 2. «Свойства  льда»

Прозрачный лед.

Каким способом получили лед?

Мы заморозили воду.

Вывод: лед   прозрачный, холодный, скользкий, твердый, образуется на морозе.     

 Разноцветный лед.

Окрашивали воду в разные цвета. Затем  замораживали и получается разноцветный лед.

Вывод: лед холодный, скользкий, поддается окрашиванию, тает в руках и очень хрупкий, его легко расколоть.

Сравниваем  снег  и  лед.

Эксперимент.

«Испарение  воды  в  мороз»

Мы повесили мокрую ткань на улицу. Она замёрзла и покрылась корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через несколько  дней ткань высохла, не осталось ни льда, ни воды.

Вывод: при низкой температуре, вода превращается в лёд. Лёд, как и вода, тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.

Изучаем следы на снегу.

 Эксперимент.

«Украсим снежные постройки»

Вывод: снег поддается окрашиванию

Художественное творчество

Изо: « Зимние узоры »

Лепка: « Снежные постройки »

Аппликация: « Снежинка »

Музыкальная деятельность
 
Слушание музыкальных произведений:
 А. Вивальди «Весёлая зима», П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик»,
«Новогодний ветер»,
Г. Свиридов «Метель».

Исполнение песен: «Кабы не было зимы», «Белые снежинки», «Русская зима».

3 этап - заключительный

Работа по взаимодействию  с родителями  в рамках проекта:

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
  • Оформление памятки: «Опыты со снегом».
  • Оформление папки-передвижки. 
  • Беседы с родителями: «Поддержание интереса ребенка к экспериментированию».
  • Совместное проведение в домашних условиях познавательных опытов для ознакомления с физическими свойствами снега и льда.

Проведение опытов со снегом и льдом в домашних условиях.

Берем две стеклянные посуды с водой. В одну из них опускаем комок снега, а в другую- кусочек льда. Наблюдаем.

Вывод: Снег и лед не тонут, они легче воды.

 Результаты реализации проекта

Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок, расширили свои знания о их происхождении и составе.

Дети научились пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки наблюдений, и вырезать снежинки из бумаги.

У детей сформирован интерес к исследовательской работе, самостоятельность при проведении опытов.

Активизированы знания родителей об особенностях организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Сформирована готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада в образовании и воспитании детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Снег" вторая младшая группа

Образовательно - воспитательный проект "Снег" во второй младшей группе (3-4года)...

Проект "Снег-снежок"

В ходе реализации проекта у детей закрепится представления  о снеге, его свойствах, вреде и пользе....

Исследовательский проект "Снег белый,пушистый"

Обьект исследования -ознакомление со свойствами снега...

Проект снег снег снеговик в группе раннего возраста

       Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления  со снегом и экспериментальной деятельности с водой....

Конкурс скульптур из снега : «Снежное чудо»

Цели: приобщение учащихся к образам культуры; учить лепить снежные фигуры, развивать творческое воображение, фантазию детей; трудолюбие и чувство взаимопомощи  у воспитанников....

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...

Педагогический проект «Снего-снего-снегопад» для детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей...