Педагогический проект «Снего-снего-снегопад» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей о снеге; развитию у детей любознательности, творческих и исследовательских способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_snego-snego-snegopad.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребенка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно» он слышит с ранних лет и связывает их с определенными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы.
Между тем самостоятельно дети не всегда могут правильно осознать даже хорошо знакомые им факты. Поэтому ознакомление дошкольников с природой должно осуществляться при непосредственном и активном участии педагогов.
Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.
Проект «Снего-снего-снегопад» способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о неживой природе в зимнее время, конкретизируя знания детей о снеге; развитию у детей любознательности, творческих и исследовательских способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи.
Обучающие:
- Закреплять у детей умения определять свойства снега.
- Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками
при проведении игр-экспериментов.
- Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Развивающие:
- Обогатить и активизировать речь детей.
- Развивать психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.
- Воспитывать безопасное поведение детей на прогулке.
Задачи по работе с родителями
• Повышение компетенции родителей по теме проекта.
• Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Принципы реализации проекта
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики).
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность детей.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети с ТНР подготовительной группы (6–7лет), родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
По продолжительности: краткосрочный (последние две недели декабря).
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
- Создание условий для реализации проекта.
- Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.
- Составление перспективного планирования.
2 этап - Основной этап.
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге согласно перспективному плану.
- Обогащение развивающей среды:
- Подбор иллюстрированного материала по данной теме.
- Подготовка оборудования к экспериментированию, оформление картотеки опытов со снегом и льдом.
3 этап – Заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Интегрированное занятие «Снег порхает, кружится…»
Ожидаемые результаты.
Для детей:
- Умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (зависимость живой природы от снега, состояния снега от погоды, состояния снега от деятельности человека.)
- Обогащена и активизирована речь детей.
- Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.
- Воспитан интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
- Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.
Для воспитателей:
- Повышение профессионализма.
- Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
- Пополнение предметно - развивающей группы и методической копилки.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Перспективное планирование.
Образовательные области | Мероприятия | Оборудование, дидактический материал |
Познавательное развитие | - Наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле, снег) - НОД «Что такое снег?» (по ТРИЗ: моделирование маленьких человечков) - Опыты со снегом, льдом - Просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?» - Чтение: В.Бианки «Книга зимы», Г. Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб» | - Приборами-помощниками: одноразовые тарелочки, стаканчики прозрачные, лупа, черный лист картона на каждого ребенка, термометр, формочки и др. - ИКТ - Модели: снежинка, вода, лёд |
Речевое развитие | - Составление описательных рассказов по картинам - Заучивание стихотворения Н.Некрасов «Снежок» - Драматизация сказки «Заюшкина избушка» - Словесные игры: «Слова родственники» (от слова «снег»), «Назови зимние слова», «Объясни», «Закончи предложение», «Сколько их?», «Подбери признак к предмету» - Использование пословиц, поговорок о снеге, объяснение их смысла. - Пальчиковые игры «Снежинки», «Выпал беленький снежок» | - Хрестоматия - Настольный театр «Заюшкина избушка» - Нищева Н.В. альбом «Четыре времени года» |
Социально-коммуникативное развитие | - Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки» - Труд: расчистка прогулочного участка от снега. | - д/игры - Деревянные лопатки, метёлки, ведёрки, корзина |
Художественно - эстетическое развитие | - Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко»; В.Одоевский «Мороз Иванович»; - Знакомство с русской поэзией: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Н. Некрасов «Снежок», С. Есенин «Береза»; И. Демьянов «Первый снег»; - Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей; - Импровизированный танцы «Вальс снежинок»; - Слушание А. Вивальди «Времена года» (зима); - Вырезание снежинок - Рисование «Какого цвета снег?»; - Лепка «Снеговики»; - Пластилинография «Деревья в снегу»; - Граттаж «Снежинки»; - Постройки из снега: снежная баба, снежная крепость, горка; -Рисование на снегу; - Нетрадиционная аппликация (из ткани и ватных дисков) «В деревне зимой»; - Графическое рисование «Снежные комочки», «Большая гора», «Полёт снежинки»; - Печатание на снегу. | - Репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» - Хрестоматия - ИТК - Художественный материал: пластилин, акварельные краски, гуашь, клей, цветная бумага и др. - Формочки, печатки, совочки, ведёрки, нитки, ткань, деревянные лопатки - Прописи |
Физическое развитие | - Беседы: «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!»; - Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель», «Заморожу – разморожу»; - Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»; - Дыхательная гимнастика с нетрадиционным оборудованием «Сдуваем снежинки», «Снежная буря», «Снегопад»; - Гимнастика для глаз «Снежинки» - Игры в снежки, катание на санках. | - Бубен, санки, снеголепы; - Атрибуты для подвижных игр - Нетрадиционное оборудование для дыхательной гимнастики
|
Взаимодействие с родителями.
- Постройки снежных фигур и горки на прогулочном участке;
- Консультация «Веселые игры на заснеженном дворе», «20 января – всемирный день снега»;
- Буклет «Экспериментируйте с детьми дома!».
Продукт проектной деятельности:
- Снежный городок на прогулочном участке;
- Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом;
- Организация творческой мастерской на тему: «Моя снежинка не растает».
Используемая литература.
- Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
- Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
- Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»
Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....
Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".
Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Педагогический проект «Воспитание столового этикета у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проект«Воспитание столового этикетау детей старшего дошкольного возраста» Екатеринбург 2015Тема проекта: «Воспитание столового этикета у детей с...
педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....
Педагогический проект "Речевой ручеёк" (развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора)
Проект: "Речевой ручеёк"...
Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»
Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...