Приметы осени
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Изучение признаков осени, ее примет, изменений в природе, тренировка памяти, внимания через игровой процесс, воспитание любви к природе, заботливого отношения к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primety_oseni.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
на тему : «Осень»
Подготовила: воспитатель Бабарыкина Оксана Сергеевна.
Цель: закрепить представления детей о приметах осени и ее явлениях.
Задачи:
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы.
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласили в путешествие, а кто пригласил, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
- Стали дни уже короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг.
Дети: Осень.
- Пришла без красок И без кисти, И перекрасила все листья.
Дети: Осень.
- Лес разделся, Неба просинь, Это время года – …
Дети: Осень.
- Растут — зеленеют, Упадут — пожелтеют, Полежат — почернеют.
Дети: Листья.
- Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно…
Дети: Листопад.
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришел зайчик. Он принес нам письмо:
Здравствуйте. ребята!
На заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые или еще рано? Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила так как стало холодно. Мы не знаем , что делать расскажите нам пожалуйста про осень. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что такое осадки?
Дети: Дождь, снег, туман.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Погода осенью»
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:
• Если идет дождь? (дождливая)
• А когда дует ветер? (ветреная)
• А когда холодно? (холодная)
• А если на улице пасмурно? (пасмурная
• А если сыро? (сырая)
• Если хмуро? (хмурая)
• Ну, а если ясно? (ясная)
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Игра «ДА – Нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Дети: - Куртки, шапки надевать.
Воспитатель: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя
Воспитатель: Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?
Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Когда я вам буду рассказывать вы смотрите на экран и слушайте меня.
Приметы осени
Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.
Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета
Школьная рубашка,
Купленная летом.
Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.
Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да
Воспитатель:
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.
Пословицы
Сентябрь холоден, да сыт.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загвазживает.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Осень — это время собирать урожай.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
От осени к лету поворота нету.
Осень — погоды перемен восемь.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Осенью и воробей богат.
Осенью и у воробья пир.
Приметы
• Осенью паутина на ясную погоду.
• Гром в сентябре – теплая осень.
• Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
• Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Стихотворение «Осень»
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит березка тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему березка плакала?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем вместе с вами. Хотите превратится в листочки?
Дети: Да
Воспитатель: Вправо, влево повернись и в листочки превратись
Физкультминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель: Ой, как много на ковре листочков. А теперь давайте встанем. Вправо, влево повернись и в ребяток превратись.
Игра раскрась листья в соответствии с символами.
А осень нам с вами приготовила очень интересное задание. Она предлагает вам разукрасить осенние листочки. Вы сейчас подходите с своим столам и садитесь, а я вам расскажу, что нам нужно будет делать. У вас на столах у каждого лежат заготовки – контуры кленовых и березовых листочков. А а так же значки подсказки, как вы думаете что они нам подсказывают?
Дети: Цвет листочков.
Воспитатель: Желто – оранжевые – это подсказка для каждого листочка?
Дети: Для кленового
Воспитатель: А зелено – желтые – для какого листочка?
Дети: Для березового
Воспитатель: А теперь выберете себе листочки и возьмите себе символы подсказки. Но прежде чем закрашивать листочки обведите контуры. А другие ребятки будут раскрашивать листочки не карандашами, а пластилином. Выполняем задание.
Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились. Теперь я поняла, что осень вам нравится. А какие красивые слова вы можете сказать про осень?
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам?.
Дети: Осень наступила. Но менять шубки серые на белые еще нельзя, а то лиса или волк заметят вас и съедят.
Воспитатель: Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»
Тема "Осень. Приметы осени"....
«Осень. Приметы осени»
Тема: «Осень. Приметы осени»Период: с 28. 09 по 09.10 .15 г.Задачи: Способствовать формированию представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»
Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....
«Планирование воспитательно-образовательного процесса» НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ Тема периода "Осень. Приметы осени"
Осень. Приметы осени(ягоды, хлеб, деревья, листва, части деревьев)Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного по...
Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"
С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...
Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»
Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...