Консультация для педагогов ДОУ на тему:"«Ребенок и окружающий мир».
консультация по окружающему миру
Методическая разработка для педагогов по организации деятельности, направленной на расширение и накопление представлений дошкольников об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogo2.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов на тему:
«Ребенок и окружающий мир».
Составитель: воспитатель МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко»
Евтушенко О.А.
Дата проведения: 20.05.2021 г.
Заведующая МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко» О.Н. Бессарабова
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.
В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.
Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений, необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.
Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.
Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость. В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.
Основная задача работы по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.
Работа по ознакомлению с окружающим миром включают в себя:
• ознакомление с явлениями социальной жизни;
• ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
• ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Во время НОД детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.
В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Например, дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.
Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно- следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по познанию в старшей группе. Тема: «Ребенок и окружающие его люди»
1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных поступков. 3. Развитие к...
Консультация с педагогами ДОУ на тему: «Психологический комфорт ребенка в детском саду»
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Од...
Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет
Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: Влияние развития речи на общее развитие ребенка
Влияние развития речи на общее развитие ребенка...
Консультация педагога-психолога на тему "Ребенок кусается"
Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы &laqu...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
«Детская поисково - исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной ...
- Мне нравится (1)