Занятие НОД по опытно -экспериментальной деятельности "Песок природный фильтр"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

расширение знания детей о свойствах песка  и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elisheva_t.v._pesok_prirodnyy_filtr.docx317.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное            образовательное учреждение          дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего    вида с приоритетным                         осуществлением физического        развития детей «Сказка»

 

Конспект НОД по опытно- экспериментальной деятельности

по теме самообразования

Тема: « Песок природный фильтр»

                      Возрастная группа: подготовительная

                                              Воспитатель: Елишева Т.В  

 Цель:  расширение знания детей о свойствах песка  и его применении через исследовательскую деятельность, используя опыты

Задачи:

Образовательные:

1.   Обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

2. Упражнять  детей через игры и опыты определять физические свойства      песка и делать выводы по результатам обследования

Развивающие
1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать;
2.  Формировать у детей познавательную и речевую активность;
3. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Воспитательные задачи:
1. Формировать коммуникативные навыки в работе парами;
2.       Воспитывать бережное отношение к природным материалам

Предварительная работа: 

рассматривание книг,  иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.

Виды деятельности:

 беседа, опыты, показ

Материалы и оборудование: 

Сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой,  пластиковые ложечки,  посуда для песка, салфетки.

Ход занятия.

        1.Орг. момент

Сюрпризный момент (воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль)

Воспитатель: Послушайте загадку:

Из  камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, что же это?

Дети: Песок

        2. Беседа «Как появился песок»

Воспитатель: Как вы думаете, откуда появился песок в природе?

Дети: ответы

Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше.  Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.   

Воспитатель: Где используют  песок?

Дети:  Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.

        3. Экспериментирование

Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. Чтобы лучше узнать свойства песка нужно как любым ученым составить план исследований.

Я предлагаю вам пройти к столам и прежде, чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила безопасности в работе:
1. Нельзя бросаться песком и обсыпаться.
2. Нельзя брать песок в рот.
3 Нельзя сильно дуть на песок.
4.                   После опытов вымыть руки с мылом.

 «Свойства и качества сухого песка».

Опыт №1.

Воспитатель: Что у вас в посуде?

Дети: Песок.

Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?

Дети: Песок сыпется.

Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?

Дети делают вывод.

Дети: Песок сыпучий.

Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.

Выставляет соответствующую картинку на доску.

Опыт №2

Воспитатель:  Насыпьте немного песка на лист бумаги.

 Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети:  Песок состоит из песчинок, зернышек.

Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?

Дети:  Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.

Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?

Дети:  Нет, поэтому песок рассыпается.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.

Опыт №3

Воспитатель: Песок может двигаться?

Ответы детей.

Воспитатель:  Давайте проверим. Как это можно сделать?

Дети: ответы

Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?

Дети: Песок сдувается, двигается.  

Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?

Вывод:(Дети) песок  легкий.                                                                                                                                                                            

Воспитатель:  Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?

Дети:  Сыпучесть песка применяют  в песочных часах.

Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.

Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Воспитатель: Почему?

Дети делают вывод:

Вывод: из сухого песка нельзя лепить.

        4.Физминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!

Вверх – хлопок и вниз – хлопок

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Опыт №4 «Свойства мокрого песка»

Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Дети:  Песок стал мокрым.

Воспитатель:  Куда исчезла вода?

Дети:  Вода впиталась в песок.

Вывод: Песок впитывает воду.

 Воспитатель:  А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски.

Воспитатель: Получается?

Дети: Да

Воспитатель:  А вы знаете, почему мокрый песок лепится?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?

Дети: Песок рассыплется.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить.

 Опыт 5 «Фильтр из песка».

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?

Дети: ответы

Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?

Дети: Вода проходит медленно.  Вода очищается, течёт чистая вода.

Воспитатель:  Где остались грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.

Воспитатель показывает ватный диск.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

        Итог.

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)

Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю подойти к доске и, если ему понравилось занятие, взять цветок красного цвета и приклеить его к нашему дереву. Кому не понравилось занятие возьмет цветок желтого цвета и приклеит его к дереву.

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG_20211021_162605_1 (1).jpg

C:\Users\Uzer\Downloads\InShot_20221023_084857623.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

Конспект занятия по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе".

Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у нег...

Занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности "Секреты воды"

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой (прозрачность, вода-растворитель, отсутствие формы)Развивать навыки проведения опытовВоспитывать бережное отношение к...

Конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Предлагаю конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

Опытно-экспериментальная деятельность "Природные явления" с использованием ПуМп

Круг Луллия «Природные явления» — это дидактическое пособие, которое помогает детям лучше понять и запомнить информацию о природных явлениях. Оно представляет собой круг, разделённый...