План самообразования по теме:
материал по окружающему миру (средняя группа)
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через макетирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через макетирование». | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через макетирование».
Срок реализации – 1 год.
Дата начала работы над темой: 01.09.2022г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.
Актуальность темы
Мир природы удивителен и прекрасен. Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Движущие облака, яркое солнце, падающий снег- все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды- умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитание- это воспитании человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.
Актуальность моей темы заключается в том, что бы не только познакомить детей с природой родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели- это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. И помогает это сделать макетирование, которое в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию. Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности.
Цели работы:
- Формировать у детей элементов экологического сознания к природе.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Привлечь родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- Пополнить педагогическую копилку новой информацией
- Изготовить макеты, составить конспекты занятий, развлечений.
Форма самообразования: индивидуальная.
Ожидаемый результат:
- Повысить свой уровень знаний путем изучения необходимой литературы, прохождения курсов повышения квалификации;
- Создание экологически – развивающей среды в ДОУ
У детей:
- Воспитание у детей элементов экологического сознания к природе.
- Развиваются их творческие способности.
Этапы реализации программы самообразования.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы. | Сентябрь - Май | С.Н. Николаева «Экологическое воспитание в средней группе» - Мозаика- синтез, Москва, 2022 О.А.Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа» Мозаика- синтез, 2017 Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»- Мозаика- Синтез, 2017 Е.Е.Крешенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»- Мозаика- Синтез, 2016 Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников»-Мозаика –Синтез,2017 Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Мозаика- Синтез,2016 | Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. |
Раздел | Работа с детьми | ||
Сроки | Тема. | Содержание работы. | Практический выход. |
Сентябрь | Определение уровня экологической воспитанности детей. | «Диагностический журнал» Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. | Заполнение диагностических карт. |
Сентябрь | Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми название цветов, их строение, размер, особенности окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. | Дети самостоятельно собирают цветок из частей с помощью двухмерной модели и рассказывают о нем, употребляя эпитеты и оценивая его. |
Наблюдение «Что появляется на растение после цветов?» | Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются(растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь все иначе, цветы увядают, на их месте образуются семена). | Сбор семян цветов для посадки в следующем году и ягод (рябины) для зимней подкормки птиц. | |
Занятие «К нам приходит Айболит» | Воспитывать у детей стремление поддерживать свое здоровье с помощью полезной, содержащей витамины пищи- овощи и фрукты | Коллективная работа: плакат «Витами для здоровья!» | |
Октябрь | Занятие «Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в наклеивании готовых форм. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | Пособия своими руками для игры «Вершки и корешки» |
Занятие «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе ( в лесу растут разные деревья, кустарники, ягоды, грибы; в лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами) | Двухмерная модель «Лес» | |
Ноябрь | Занятие «Кто живет в лесу?» | Расширять представление детей о лесе ( в лесу живут разные животные – заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь; все они могут жить в лесу потому что находят там пищу) Учить детей различать животных по особенностям внешнего вида | Макет «Лес» |
Занятие «В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с домашними животными: коровой, свиньей и козой. Дать представления о том, чем кормят животных, как за ними ухаживают, что от них получают. | Дети с помощью мнемотаблиц рассказывают о домашних животных. | |
Занятие «В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с лошадью и овцой) | Закреплять представления детей об известных им домашних животных- корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью. Развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | Самостоятельные игры с экосистемой «Скотный двор» | |
Декабрь | Занятие «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них- кормит, ухаживает, ласкает). Закреплять умение аккуратно закрашивать рисунки. | Выставка детских работ: «Мой четвероногий друг». |
Занятие «Коллективное изготовление альбома «Елочка»» | Уточнить представление детей о бумаги и изделий из нее; упражнять детей в аппликации- умение составлять и склеивать предметы из частей | Выставка детских работ: «Коллективное изготовление альбома «Елочка»» | |
Экологическая акция «Подкормка зимующих птиц» | Формирование практических навыков по созданию необходимых условий для птиц на участке. | Расчищаем место для «Птичьей столовой» и подкормка птиц сушёными ягодами и семенами, крошками хлеба. | |
Январь | Занятие «В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с птичьем двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях. | Самостоятельный рассказ детей по мнемотаблице о домашней птице |
Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?» | Уточнить название птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка. Учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам. Познакомить детей с журналом наблюдения за птицами. | Журнал наблюдения за птицами. | |
Февраль | Занятие «Путешествие в зимний лес» | Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся. Развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия) | Создание вместе с детьми -Плакат «Зима в лесу» Самостоятельная игра с экосистемой «Лес» |
Занятие «Айболит в гостях у детей» | Продолжать развивать у детей представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие. Объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, щитовнике, зеленом луке. Учить сажать лук | Живой макет «Огород на подоконнике» (начало) | |
Март | Выращивание овса | Формируем навыки выращивания растений | Живой макет «Огород на подоконнике» Дополняем новым растением – овес. |
Наблюдения за ветками деревьев в вазе | Развивать наблюдательность. Познакомить как вести дневник наблюдения. Предложить детям самостоятельно сделать зарисовки в дневнике наблюдения | Дневник наблюдения за ветками деревьев в вазе. | |
Апрель | Проращивание семян для выращивания цветов | Закреплять практические навыки выращивания растений из семян. | Живой макет «Огород на подоконнике» Дополняем новым растением – рассада цветов. |
Занятие «Весна в лесу» | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать реалистичные представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию. | Создание вместе с детьми -Плакат «Весна в лесу» Самостоятельная игра с экосистемой «Лес» | |
Май | Занятие «Рисуем животных- создаем книгу по мотивам рассказов Е. Чарушина» | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказать, их можно красиво отображать в рисунках. Уточнить представления о Е. Чарушина как писателе и художнике. Воспитывать желание учувствовать в общем деле- создании интересной книге о природе. | Книга о природе по мотивам рассказов Е. Чарушена |
На пруду | Познакомить детей с водоемом и его обитателями. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы. Рассказать о правилах поведения возле водоема. | Создание вместе с детьми -Плакат «На пруду» Самостоятельная игра с экосистемой «Пруд» | |
Диагностирование творческих способностей детей | «Диагностический журнал» Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. | Заполнение диагностических карт. | |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Работа с родителями | Сентябрь | Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольника» | Анкета позволяет определить степень экологического воспитания дошкольника |
Октябрь | Консультация для родителей –«Овощи и фрукты- полезные продукты» | Привлечь внимание родителей к правильному питанию- Полноценное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма ребенка. | |
Ноябрь | Привлечь родителей к знакомству детей с животными родного края | Создание с родителями макет «Красная Книга Нижегородской области» | |
Декабрь | Привлечь родителей для создания кормушек для птиц. | Кормушки для птиц | |
Январь | Привлечь родителей к созданию макета «Огород на подоконнике» | Семена для посадки. | |
Февраль | Консультация для родителей -«Наш здоровый образ жизни» | Семейная творческая газета «Наш здоровый образ жизни» | |
Март | Привлечь родителей к акции «Дом для птичьей семьи» | Скворечники для птиц. | |
Апрель | Трудовой десант «Чистота- залог здоровья. Порядок прежде всего!» | Субботник на участке группы.. | |
Май | Предложить родителям почитать детям в майские праздники рассказы Е. Чарушина | Посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным. | |
Самореализация | В течении всего периода | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования ns portal.ru | Пополнение странички в интернет сообществе. |
Наглядная агитация | 1.Оформление родительских уголков по теме «Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето» 2. оформление папок передвижек на темы: «Не причиняй вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чем расскажут растения» | ||
Выступление на педагогическом совете | «Экологические сказки» | ||
Отчет о проделанной работе по теме самообразование на итоговом педсовете. | Выступление на педагогическом совете. |
Вывод
Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые впервые познакомились с экологическим воспитанием через макетирование, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
У большинства детей наблюдается стойкий интерес к экологической культуре, они правильно пользуются полученными на занятиях знаниями, проявляют интерес к природе.
Низкий уровень в начале года, объясняется, недостаточным владением знаний о экологической культуре, оно было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.
Таким образом, игры с макетами и моделями, это - экологически
ориентированный вид деятельности, который, формирует целостное
представление детей о природе, способствует пониманию детьми
взаимосвязей в природе, и с природой. Позволяет трансформировать
усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и
стимулируя детское творчество.
Работу в данном направление, следует проводить и следующей возрастной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему “Успешный папа – успешный ребенок”
Показать роль и значение отца в воспитании ребенка...
План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"
Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...
План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"
Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...
план самообразования по теме: «Формирование социальной безопасности дошкольников через игру».
план по самообразованию...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...