План самообразования по теме:
материал по окружающему миру (средняя группа)

Лаптева Елена Ивановна

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через макетирование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования по теме:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через макетирование».

Срок реализации – 1 год.

Дата начала работы над темой: 01.09.2022г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023г.

Актуальность темы 

Мир природы удивителен и прекрасен. Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери. Движущие облака, яркое солнце, падающий снег- все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды- умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитание- это воспитании человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. 

Актуальность моей темы заключается в том, что бы не только познакомить детей с природой родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели- это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.  И помогает это сделать макетирование, которое  в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию. Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности.

Цели работы:

  1. Формировать у детей элементов экологического сознания к природе.
  2. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  3.  Привлечь родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи: 

  1. Пополнить педагогическую копилку новой информацией
  2. Изготовить макеты, составить конспекты занятий, развлечений.

Форма самообразования: индивидуальная.

Ожидаемый результат:

  • Повысить свой уровень знаний путем изучения необходимой литературы, прохождения курсов повышения квалификации;
  • Создание экологически – развивающей среды в ДОУ

У детей:

  • Воспитание  у детей элементов экологического сознания к природе.
  • Развиваются  их творческие способности.

Этапы реализации программы самообразования.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы.

Сентябрь

-

Май

С.Н. Николаева «Экологическое воспитание в средней группе» - Мозаика- синтез, Москва, 2022

О.А.Соломеннникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа» Мозаика- синтез, 2017

Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»- Мозаика- Синтез, 2017

Е.Е.Крешенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»- Мозаика- Синтез, 2016

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников»-Мозаика –Синтез,2017

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Мозаика- Синтез,2016

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

Раздел

Работа с детьми

Сроки

Тема.

Содержание работы.

Практический выход.

Сентябрь

Определение уровня экологической воспитанности детей.

«Диагностический журнал»

Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Заполнение диагностических карт.

Сентябрь

Наблюдение

«Все цветы разные»

Уточнить с детьми название цветов, их строение, размер, особенности окраски, формы лепестков, листьев, стебля.

Побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок.

Обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Дети самостоятельно собирают цветок из частей с помощью двухмерной модели и рассказывают о нем, употребляя эпитеты и оценивая его.

Наблюдение

«Что появляется на растение после цветов?»

Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются(растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь все иначе, цветы увядают, на их месте образуются семена).

Сбор семян цветов для посадки в следующем году и ягод (рябины) для зимней подкормки птиц.

Занятие

«К нам приходит Айболит»

Воспитывать у детей стремление поддерживать свое здоровье с помощью полезной, содержащей витамины пищи- овощи и фрукты

Коллективная работа: плакат

«Витами для здоровья!»

Октябрь

Занятие

«Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в наклеивании готовых форм. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

Пособия своими руками для игры «Вершки и корешки»

Занятие

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе ( в лесу растут разные деревья, кустарники, ягоды, грибы; в лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами)

Двухмерная модель «Лес»

Ноябрь

Занятие

«Кто живет в лесу?»

Расширять представление детей о лесе ( в лесу живут разные животные – заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь; все они могут жить в лесу потому что находят там пищу)

Учить детей различать животных по особенностям внешнего вида

Макет «Лес»

Занятие

«В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с коровой, козой и свиньей)

Познакомить детей с домашними животными: коровой, свиньей и козой.

Дать представления о том, чем кормят животных, как за ними ухаживают, что от них получают.

Дети с помощью мнемотаблиц рассказывают о домашних животных.

Занятие

«В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с лошадью и овцой)

Закреплять представления детей об известных им домашних животных- корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью.

Развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

Самостоятельные игры с экосистемой «Скотный двор»

Декабрь

Занятие

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них- кормит, ухаживает, ласкает).

Закреплять умение аккуратно закрашивать рисунки.

Выставка детских работ:

«Мой четвероногий друг».

Занятие «Коллективное изготовление альбома «Елочка»»

Уточнить представление детей о бумаги и изделий из нее; упражнять детей в аппликации- умение составлять и склеивать предметы из частей

Выставка детских работ:

«Коллективное изготовление альбома «Елочка»»

Экологическая акция

«Подкормка зимующих птиц»

Формирование практических навыков по созданию необходимых условий для птиц на участке.

Расчищаем место для «Птичьей столовой» и подкормка птиц сушёными ягодами и семенами, крошками хлеба.

Январь

Занятие

«В гостях у курочки Рябы» ( знакомство с птичьем двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях.

Самостоятельный рассказ детей по мнемотаблице о домашней птице

Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

Уточнить название птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка.

Учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам.

Познакомить детей с журналом наблюдения за птицами.

Журнал наблюдения за птицами.

Февраль

Занятие

«Путешествие в зимний лес»

Продолжать знакомить детей с лесом.

Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся.

Развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия)

Создание вместе с детьми -Плакат «Зима в лесу»

Самостоятельная игра с экосистемой «Лес»

Занятие

«Айболит в гостях у детей»

Продолжать развивать у детей представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие.

Объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, щитовнике, зеленом луке.

Учить сажать лук

 Живой макет

«Огород на подоконнике»

(начало)

Март

Выращивание овса

Формируем навыки выращивания растений

Живой макет

«Огород на подоконнике»

Дополняем новым растением – овес.

Наблюдения за ветками деревьев в вазе

Развивать наблюдательность.

Познакомить как вести дневник наблюдения.

Предложить детям самостоятельно сделать зарисовки в дневнике наблюдения

Дневник наблюдения за ветками деревьев в вазе.

Апрель

Проращивание семян для выращивания цветов

Закреплять практические навыки выращивания растений из семян.

Живой макет

«Огород на подоконнике»

Дополняем новым растением – рассада цветов.

Занятие

«Весна в лесу»

Познакомить детей с особенностями жизни леса  в весенний период. Формировать реалистичные представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

Создание вместе с детьми -Плакат «Весна в лесу»

Самостоятельная игра с экосистемой «Лес»

Май

Занятие

«Рисуем животных- создаем книгу по мотивам рассказов Е. Чарушина»

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказать, их можно красиво отображать в рисунках.

Уточнить представления о Е. Чарушина как писателе и художнике. Воспитывать желание учувствовать в общем деле- создании интересной книге о природе.

Книга о природе по мотивам рассказов Е. Чарушена

На пруду

Познакомить детей с водоемом и его обитателями.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы.

Рассказать о правилах поведения возле водоема.

Создание вместе с детьми -Плакат «На пруду»

Самостоятельная игра с экосистемой «Пруд»

Диагностирование творческих способностей детей

«Диагностический журнал»

Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Заполнение диагностических карт.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольника»

Анкета  позволяет определить степень экологического воспитания дошкольника

Октябрь

Консультация для родителей –«Овощи и фрукты- полезные продукты»

Привлечь внимание родителей к правильному питанию- Полноценное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма ребенка.

Ноябрь

Привлечь родителей к знакомству детей с животными родного края

Создание с родителями макет «Красная Книга Нижегородской области»

Декабрь

 Привлечь родителей для создания кормушек для птиц.

Кормушки для птиц

Январь

Привлечь родителей к созданию макета «Огород на подоконнике»

Семена для посадки.

Февраль

Консультация для родителей -«Наш здоровый образ жизни»

Семейная творческая газета «Наш здоровый образ жизни»

Март

Привлечь родителей к акции «Дом для птичьей семьи»

Скворечники для птиц.

Апрель

Трудовой десант «Чистота- залог здоровья. Порядок прежде всего!»

Субботник на участке группы..

Май

Предложить родителям почитать детям в майские праздники рассказы Е. Чарушина  

Посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.

Самореализация

В течении всего периода

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования ns portal.ru

Пополнение странички в интернет сообществе.

Наглядная агитация

1.Оформление родительских  уголков по теме «Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето»

2. оформление папок передвижек на темы: «Не причиняй вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чем расскажут растения»

Выступление на педагогическом совете

 «Экологические сказки»

Отчет о проделанной работе по теме самообразование на итоговом педсовете.

Выступление на педагогическом совете.

Вывод

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые впервые познакомились с экологическим воспитанием через макетирование, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

У большинства детей наблюдается стойкий интерес к экологической культуре, они правильно пользуются полученными на занятиях знаниями, проявляют интерес к природе.

Низкий уровень в начале года, объясняется, недостаточным владением знаний о экологической культуре, оно было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Таким образом, игры с макетами и моделями, это - экологически

ориентированный вид деятельности, который, формирует целостное

представление детей о природе, способствует пониманию детьми

взаимосвязей в природе, и с природой. Позволяет трансформировать

усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и

стимулируя детское творчество.

 Работу в данном направление, следует проводить и следующей  возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему “Успешный папа – успешный ребенок”

Показать роль и значение отца в воспитании ребенка...

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План самообразования по теме "Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок в средней группе"

Формирование словаря и связной речи детей;повышение своего профессионального уровня...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...