Дикие животные
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность:краткосрочный.
Участники: педагоги, дети и родители разновозрастной группы.
Возраст воспитанников :4-6 лет.
Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том как они готовятся к зиме в лесу .Дети не владеют общим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова.
Цель:
Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных.
Задачи:
- Закрепить знания детей о диких животных;
- Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Пополнить развивающую среду по теме проекта;
- Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
.
Целевые ориентиры:
- Дети научаться классифицировать животных (лежаться в спячку, не лежаться в спячку)
- Познакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников, писавших о животных;
- Приучать заботиться о диких животных ближайшего окружения;
- Появится умение устанавливать причинно-следственные связи, научаться делать выводы;
- Составлять альбом: «Животные наших лесов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_optimalnyy_dikie_zhivotnye.docx | 78.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность:краткосрочный.
Участники: педагоги, дети и родители разновозрастной группы.
Возраст воспитанников :6 -7 лет.
Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том как они готовятся к зиме в лесу .Дети не владеют общим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова.
Цель:
Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных.
Задачи:
- Закрепить знания детей о диких животных;
- Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Пополнить развивающую среду по теме проекта;
- Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
.
Целевые ориентиры:
- Дети научаться классифицировать животных (лежаться в спячку, не лежаться в спячку)
- Познакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников, писавших о животных;
- Приучать заботиться о диких животных ближайшего окружения;
- Появится умение устанавливать причинно-следственные связи, научаться делать выводы;
- Составлять альбом: «Животные наших лесов»
Подготовительный этап:
Деятельность педагога: создание перед детьми проблемной ситуации, определение целей и задач.
Деятельность детей: принимают цели и задачи, предложенные воспитателем, предлагают свои пути реализации поставленной задачи. Чтение стихов и рассказов о диких животных. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением диких животных, просмотр видеофильмов о диких животных, слушание аудиозаписи с голосами диких животных. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.
Результат (продукт) проекта:
- Расширение знаний детей о диких животных.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Речевое творчество детей;
- Дидактические игры и пособия.
- Совместная работа детей и родителей в подготовке информации о диких животных.
- Гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю.
Заключительный этап проекта:
- Совместные работы родителей и детей;
- Создание альбома «Животные наших лесов»
- Игра-викторина по теме «Дикие животные».
Список используемой литературы:
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 –102с.
Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003–160с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 – 143с., илл.
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007 – 48 с. Ушакова О.Д. Красная книга России. Животные/ Словари справочник школьника. – СПб.:
Основной этап.
НОД «Дикие животные наших лесов»
Цель: Уточнение и систематизация знаний у детей о диких животных.
Задачи:
- формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных;
- учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными;
- закрепить умения детей в образовании родственных слов;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности;
- воспитывать в детях доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, их детенышей,
-карточки с силуэтами животных без хвостов, силуэты хвостов животных,
- мягкая игрушка «старичок Лесовичок»,
- фигурки диких животных, «чудесный мешочек»,
- предметные картинки: кость, трава,
- игра «Четвертый лишний»,
- аудиозаписи голосов диких животных.
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
1 Организационный момент (сюрпризный момент)
- Ребята, обратите внимание, к нам в гости пришел старичок Лесовичок. И он хочет вас познакомить с обитателями своего леса, а с кем, вы должны отгадать. Послушайте загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёж)
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...(Лиса)
Эта кошка очень злая.
Не мурлычет, но кусает.
Ей не крикнешь грозно «брысь!»
Это кошка леса — ...(Рысь)
Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий...(Лось)
2 Артикуляционные упражнения.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим
«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как можно назвать всех этих животных вместе? (Дикие животные)
- Где живут дикие животные? (в лесу)
- Чем питаются дикие животные? (мясом, растениями)
- Правильно, существуют хищные животные и травоядные.
Давайте разложим животных по способу питания: хищных напротив косточки, травоядных напротив травы.
- Кто из животных делает запасы на зиму? Какие это запасы? Белка (лесные орешки, шишки, грибы); мышь (зерно); барсук (корни растений, желуди, семена); бобр (зимой он плавает под водой и ест корни водных растений и припасенные с осени ветки); медведь (жировые запасы).
- Мы с вами знаем, что у нас сейчас время года зима. Ребята, скажите, кто из диких животных зимой меняет цвет меха? (заяц был серым, стал белым, белка была рыжая, стала серая)
- Все верно, вы молодцы.
- Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
3. Пальчиковая гимнастика
Мальчик с пальчик,
Где ты был? (четыре раза сгибать палец правой руки )
Долго по лесу бродил (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках (большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку (большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил(четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются)
4. Игра: «Чудесный мешочек»
- Старичок Лесовичок пришел к нам с мешочком, а что в мешочке давайте, мы с вами посмотрим.
- Каждый из вас достает из мешочка животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)
- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.
Пасть - (у животных) живот – (у людей) шерсть – (у животных)
Руки – (у людей) хвост – (у животных) когти – (у животных) ногти – (у людей) уши – (у людей и животных)
5. Дидактическая игра «Чей хвост?»
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост) у волка – (волчий хвост)
У зайца – (заячий хвост) у медведя – (медвежий хвост)
У белки – (беличий хвост) у оленя – (олений хвост)
У рыси – (рысий хвост) у лося – (лосиный хвост)
- Мы с вами потрудились, теперь пришла пора немного размяться.
6. Физкультминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
7. Дидактическая игра «Найди и назови детеныша дикого животного»
- Ребята, перед каждым из вас лежат картинки животных, необходимо подобрать детеныша животного и назвать его. Например:у барсука детеныш барсучонок.
8. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на экран, назовите одну лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.
Использование мультимедийного оборудования, показ слайдов.
9.Дидактическая игра «Кто как голос подает»
- Ну а теперь послушайте голоса диких животных и попробуйте отгадать, какое это животное.
Использование мультимедийного оборудования: показ слайдов, аудиозапись голосов диких животных.
- Все ребята сегодня справились с заданиями, молодцы. Спасибо, вам, ребята.
Лесовичок приготовил для вас угощение. Угощайтесь, пожалуйста.
Основной этап.
НОД «Дикие животные Новосибирской области»
Цель: Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
• Уметь различать хищных и травоядных животных;
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе;
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
• Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физкультминутки
1 Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: -Заяц
Воспитатель: Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети: Медведь
Воспитатель: Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети: Волк
Воспитатель: Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети: Лиса
Воспитатель: Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети: Белка
Воспитатель: Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети: Еж.
2 Основная часть.
Воспитатель: Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети: Животные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель: Где живут эти животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как они называются?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Сами себе добывают пищу
Воспитатель: А, как еще по-другому их называют?
Дети: Звери.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: Дупло
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель: Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: А, кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети: Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети: Серого.
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать,обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос?
Дети: - Это лиса
Воспитатель: -лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: а кто, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: Послушайте еще один голос.
Воспитатель: - Кто это?
Дети: Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк.
Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: - В логове
Воспитатель: Но, есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют,
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: Жилище у бобров называется так интересно – хатка.
Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством норок и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: А как называют детенышей бобра?
Дети: Бобрята.
Воспитатель: Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. животные.
Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках
Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – знает для чего лосю рога?
Дети: Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети: Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.
Физкультминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
Воспитатель: А, вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: А, почему?
Воспитатель: Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: Где живет волк?
Дети: в логове
Воспитатель: С кем он живет?
Дети: С волчатами.
Рефлексия.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?
НОД рисование по теме: «Животные нашего леса».
Цель:
Способствовать развитию умения создавать панорамную
картину в соответствии с замыслом.
Задачи:
-обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения;
- формировать умение создавать панорамную картину в соответствии с замыслом,
передавать среду обитания (лес с изображением деревьев разных пород, кусты, дупло, берлогу и т. д.) при помощи красок, бросового и природного материала;
- формировать навыки монологической речи, умения составлять связный рассказ, выслушивать высказывания воспитанников, дополнять их.
Материал: фонограмма со звуками леса, набор картин с изображением животных, листы для рисования, изобразительные материалы (восковые мелки, гуашевые краски),
палитры, салфетки, кисти беличьи, жесткие щетинные, природный и бросовый материал, клей, ножницы, вылепленные животные, лист картона для создания панорамы.
1 Организационная часть. Ситуативный разговор о животных.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями
дикими животными.
Загадывает загадку:
У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)
Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от врагов. Есть у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:
К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)
Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей).
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит. Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Следующая загадка:
Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою,
Дом ищу себе в лесу,
Крепко выспаться хочу. (Медведь)
Воспитатель: «Расскажите, как готовится к зиме медведь».
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это
время он обходится без пищи.
Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе? (Читает рассказ)
«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты». И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:
- Я ем жучков. Угадай, кто я…
- Ну, тогда ты дятел- жукоед.
- А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.
- Тогда ты грызун
- Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.
- Наверно, ты – куница
- Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды
- Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.
И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.
Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»
У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.
Физкультминутка:
«Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте,
разводят руки в стороны)
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)
Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся (кружатся, приседают)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)
Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)
2 Основная часть. Обобщение ответов детей. Создание макета «Панорама леса»
Воспитатель: Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и
ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, и в сильные морозы прячутся в дупла и спят,
свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей, выгоняет их из нор и бродит по лесу злой и голодный волк. Только все звери попрятались в норы, зарылись в снег, трудно волку отыскать добычу. Но, несмотря на трудности, звери выживают в лесу.
Предлагаю вам сегодня сделать панораму зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили.
Дети выбирают материал для изготовления макета и выполняют коллективную работу по изготовлению макета. Затем «заселяют» лес слепленными ранее животными.
3 Итог занятия:
Воспитатель: «Какой у нас дремучий лес получился:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?»
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)
Дидактические игры по теме «Дикие животные»
Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
Подвижные игры по теме «Дикие животные»
«Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
«Лиса в курятнике»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».
На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
«Зайцы и волк»
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
«Охотник и зайцы»
Цель: учить метать мяч в подвижную цель.
Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
«Охота на зайцев»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.
Ход игры: Все ребята «зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.
Воспитатель: -
Никого нет на лужайке.
Выходите, братцы-зайки,
Прыгать, кувыркаться!..
По снегу кататься!..
«Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.
«Зайцы и медведи»
Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.
Ход игры: Ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» встает, отвечает:
Я медком не угостился
Вот на всех и рассердился.
1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!
После этого «медведь» ловит «зайцев».
«У медведя во бору»
Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.
Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2—3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие — дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру А, медведь сидит и на нас рычит».
Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2—3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.
«Мышеловка»
Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.
Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их – просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот захлопнем мышеловку,
И поймаем сразу вас!
Конспект занятия по лепке «Кто живет в лесу»
Цели: Познакомить детей с приёмами лепки животных в движении, вызвать интерес к составлению коллективной композиции из вылепленных лесных животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка)
Задачи:
•Учить детей планировать свою работу:
• Задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки;
• Вызывать интерес к жизни диких животных;
• Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения (ходит, бегает, прыгает, летает);
• Учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщенной формы из цилиндра (валика) конуса или овала (яйца)передавать несложное движение;
• Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук;
• Воспитывать интерес к сотрудничеству;
• Формировать желание доводить работу до конца;
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой
Материал: Пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки, спички или зубочистки.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о диких животных, чтение художественной литературы, заучивания стихотворений, чтение, рассматривание иллюстраций с дикими животными, фотографий, рисование .
Ход занятия:
1 Отгадывание загадок про животных.
1. Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его. (медведь)
2. Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица).
3. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк)
4. На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит. (ежик)
5. Это что за зверь такой?
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает. (крот)
6. Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишка)
7. Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
(Белка).
2 Задание «Продолжи описание».
(воспитатель показывает изображение дикого животного, дети должны дать подробное описание и назвать кто это.)
Еж.
Колобок - колючий бок. Кто это такой? Правильно, ежик. У него на спине много колючих, острых иголок. А зачем ежику такая колючая шубка? Ими он защищается от врагов. В случае опасности сворачивается в клубок: мало найдется желающих уколоть нос или лапу.
Лисица
Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым. Хвост тоже рыжего цвета, а кончик может быть темным или белым. Когда лиса бежит или прыгает, хвост помогает ей сохранить равновесие.
Бурый медведь.
Медведь живет в лесу, он большой и сильный. Густая теплая шуба темно - коричневого, бурого цвета. Он герой многих сказок, в которых его величают то Михаилом Иванычем , то топтыгиным, то косолапым. У многих детей любимая игрушка - плюшевый медведь. Большой медведь кажется неуклюжим, косолапым. Но это совсем не так. Бурый медведь - сильное и очень ловкое животное. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать.
Волк.
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Относится к семейству псовых. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен.
2.Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Ребята теперь я предлагаю вам слепить наших лесных животных и сделать с вами выставку наших работ.
Краткое описание как лепить животное.
1 Медведь.
1. Скатайте два шарика из коричневого пластилина, лишь немного отличающиеся по размеру.
2. Более крупный шарик вытяните в каплю, затем проткните острую часть спичкой.
3. Наденьте второй шарик-голову на свободный конец спички. Таким образом, получится тело и голова медвежонка.
4. Небольшую лепешку оранжевого пластилина прикрепите вместо носа, оснастив кончик черной точкой. Над носовой частью расположите глаза.
5. Следующие детали – верхние и нижние лапы. Их лепка также не вызовет никаких затруднений. Сначала это будут две лепешки и две продолговатые колбаски, с помощью небольших оранжевых точек и стеки их можно превратить в нужные элементы.
6. Прикрепите конечности на свои места. При этом сделайте, по желанию, чтобы мишка сидел или стоял.
7. Мишка уже почти готов, не забудьте о круглых ушках, которые обязательно нужно разместить на макушке
8. Из желтого цилиндра соорудите бочонок, ведь зверя просто необходимо угостить душистым мёдом.
2. Заяц
1. Возьмите брикетик пластилина и разделите его на 2 части.
2. Из 1 части скатайте шар, немного овальной формы. Вторую половину пластилина разделите на 4 части. Овальная форма это тело, оставшиеся 4 части – заготовки для всего остального.
3. Возьмите два маленьких кусочка и разделите каждый на двое. Итог у нас получиться 4 квадратика. Из третьего кусочка нужно сделать 2 длинных приплюснутых колбаски- это будут ушки. Четвертый кусочек скатайте в шарик.
4. В овальный шарик воткнем зубочистку или спичку, затем на неё будем сажать голову что бы все крепко держалось.
5. Из 4 одинаковых квадратиков сделайте лапки, уши прилепите к голове зайца.
6. Теперь прилепите лапки к телу и прикрепите к нему голову. Сформируйте на задней части тела хвост.
7. Возьмите черный пластилин и прикрепите глаза к голове. Затем возьмите нож для пластилина и нарисуйте на лапках когти.
3.Ёж.
1. Размяв идеально немного коричневого пластилина в руках, сформируйте шарик.
2. Вытяните носовую часть ежика. Само тельце можно оставить круглым, ведь он часто превращается в колючий шарик, скрываясь от врагов.
3. На самый кончик носа прикрепите коричневую капельку. Добавьте маленькие глазки со зрачками.
4. Начинайте крепить семечки вместо колючек. Вставляйте их в пластилин задней частью и придавливайте пальцами. У самой головы налепите первый ряд колючек-семечек. Затем добавьте второй слой, располагая семечки в просветах между первым слоем, полностью заполняя пустое пространство. Сформируйте колючки на спинке ежика, заполнив семечками пустые места на пластилине.
4. Лиса.
1. Из небольшой порции оранжевого пластилина скатайте шарик.
2. Аккуратно вытяните одну часть шарика, чтобы получилась капелька. Теперь обычная деталь превращается в голову лисички-сестрички.
3. На кончике носа поместите коричневую капельку, которым зверек будет все обнюхивать. Добавьте хитрые глаза и брови, чтобы лиса могла видеть все, что происходит вокруг.
4. Закончите лепку головы добавлением острых ушек на макушку и маленькой челки. Любопытную мордочку можно пока отложить в сторону.
5. Туловище лисицы должно быть изящным, поэтому для его создания следует вылепить из оранжевого пластилина тонкую колбаску.
6. Прикрепите к подготовленной детали передние и задние лапки, ведь животное все время бегает по лесу в поисках пищи.
7. На кончики лапок добавьте желтые кисточки, в переднюю, часть туловища вставьте крепежную палочку.
8. Соедините туловище и голову.
9. Остатки оранжевого пластилина потратьте на создание пушистого лисьего хвостика. Налепите на кончик немного желтого материала и задайте рельеф ножом.
Дальше предлагаем детям начать делать работы. Помогает в индивидуальном порядке тем, кто затрудняется слепить ту или иную фигуру. Подводит итог готовых работ. Дети ставят свои работы на выставку. Все молодцы. Вот каких животных мы с вами сего слепили.
Стихи о диких животных Медведь. |
Запасливая белка. |
Заяц
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон!
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера-зеркала
Из зеленого стекла.
Зябнут птицы.
Зябнут звери.
Запирают в норах двери,
Залезают в дупла, в гнезда..
В синем небе звезды мерзнут,
Затухают на заре -
Ух морозно в январе!
Только заяц не боится -
Возле озера резвится,
Зорьке улыбается.
Заяц закаляет
Ходит-бродит серый волк
Ходит бродит серый волк,
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волку?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на б И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волку?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
По болоту - чап-чап-чап -
Ходит вешалка для шляп.
Догадаться удалось?
Это длинноногий лось.
Рядом с ним пасётся тихо
Длинноногая лосиха.
Вместе с мужем - чап-чап-чап,
Но без вешалки для шляп...
Конспект НОД по нетрадиционной технике аппликации по теме "Зайчик" для детей подготовительной группы
Цель – создание условий для развития творческих способностей дошкольников.
Задачи:
Обучающие задачи:
– закрепить представления о приспособлении животных к зиме;
– закрепить знания о нетрадиционной технике аппликации – аппликацией из ваты и ватных дисков.
Развивающие задачи:
– развивать творческие способности детей;
– развивать познавательный интерес, бережное отношение к животным;
– развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
– воспитать сдержанность, усидчивость;
– воспитать чуткость к восприятию красоты живой природы.
Планируемый результат:
– уметь применить усвоенные знания;
– уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
– уметь выполнять работу по заданному алгоритму.
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: коллективная, индивидуальная.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Учебно-методический комплект:
Средства:
наглядные – письмо, картинки животных, образцы выполненных работ;
материалы – картон, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, вата, ватные диски, цветная бумага.
Ход занятия
Создание проблемной ситуации
Воспитатель привлекает внимание детей и показывает письмо.
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо из леса от зайчика. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы все уже ждете прихода весны. А мне очень хочется, чтобы Зимушка не уходила. Она подарила мне такую красивую белую шубку. Хочу походить в ней подольше. А у моих друзей тоже новые шубки, вы знаете, какие шубки носят звери зимой и зачем? Ваш друг Зайчик».
Действительно, а зачем Зима дарит животным новые шубки?
Ответы детей.
Актуализация знаний детей
Воспитатель. Хорошо, а теперь давайте посмотрим, какие шубки есть у лесных животных.
Воспитатель. Чем отличаются летние шубки от зимних? /цветом/
Воспитатель. А еще зимние шубки пушистее и теплее, чем летние. Вот почему Зимушка дарит их животным, чтобы они не замерзали. Но у зайчика и цвет шубки меняется, потому что на белом снегу зимой он становится незаметным и может так прятаться от хищников. А кто охотится на зайчика? /лиса, волк/
Воспитатель. Бедный зайка! Трудно ему живется.
Двигательная деятельность
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Зайчик и лиса». Вы будете зайчиками, а я – лисой. По команде вы будете убегать от лисички, кого она поймает – выходит из игры.
На лесной лужайке разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Сели зайки на лужок,
Роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит: «Где же, где же зайки? Ах, вот вы где!»
Играют с воспитателем.
Продуктивная деятельность
Воспитатель. Да, действительно зайчику трудно жить в лесу. А давайте порадуем нашего зайчика и сделаем ему зимний портрет? Хотите? Ребята, давайте присядем за столы. Посмотрите, у нас на столах лежит вата, очень похожа на шубку зайчика.
Воспитатель объясняет ход выполнения работы.
Воспитатель. Для работы нам нужен лист картона, ватные диски, ножницы, цветная бумага и клей.
Воспитатель. Сначала нужно приклеить ватный диск правее середины листа, это будет туловище.
Воспитатель. Далее вырезаем из диска голову, которая должна быть меньше чем туловище. И приклеиваем слева от туловища, заходя немного на него.
Воспитатель. Передние лапки меньше головы. Приклеиваем их снизу от головы.
Воспитатель. Далее делаем ушки из двух ватных дисков. Размещаем их над головой.
Воспитатель. Делаем мордочку и хвостик.
Воспитатель. На мордочке должны быть глазки, носик, ротик. Вырезаем их из цветной бумаги.
Воспитатель. Далее сделаем елочку, занесенную снегом. Ее части это трапеции и сверху треугольник. Приклеиваем слева от зайчика.
Воспитатель. Из остатков ватных дисков делаем большие сугробы и снег.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, вам понравилось, как мы сегодня с вами провели время? Чем мы занимались сегодня? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось?
Игра по теме «Дикие животные».
Сами пищу добывают
Сами деток охраняют
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Письмо-задание от лесных жителей: РЕБЯТА, ВЫПОЛНИТЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ И НАЙДЕТЕ ГОСТИНЦЫ, КОТОРЫЕ МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС. ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДРУЖНОЙ КОМАНДОЙ И ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯ.
1.Игра с мячом игра «Назови семью»:
папа – медведь, мама – медведица;
папа – волк, мама – волчица;
папа – заяц, мама – зайчиха;
папа – еж, мама – ежиха
2.Развитие зрительной памяти.
«Кого не стало?». Дети запоминают картинки на наборном полотне, затем закрывают глаза, убирается одна картинка. Дети открывают глаза и называют картинку, которой не стало.
(собраться у самой высокой ближайшей ели)
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- У зайца хвост короткий, а уши... длинные.
- Ёж маленький, а медведь... большой.
- Белка живёт в дупле, а лисица ... в норе
- Заяц пушистый, а ёж... колючий.
- Заяц летом серый, а зимой... белый.
- У лисы хвост длинный, а у медведя... короткий.
4.Д/упр. «Кто что делает?».
(Охарактеризовать животное его действием глаголами: прыгает, бегает, спит, стоит, пыхтит, сворачивается, прячется, охотится.)
5.Д/упр. «Назови ласково».
Учите детей образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных.
6.Д/упр. «Кто где спрятался».
Закреплять понимание предлогов за, у, под, около.
Пальчиковая игра.
Бежала лесочком - «шагают» пальчиками по столу
Лиса с кузовочком. - показывают «ушки»
- А что в кузовочке? - соединяют руки, образуя круг
- Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки - одной рукой делают кулак, а другой накрывают его ладошкой
Для сына и дочки. - поглаживают живот
(собраться на серединке полянки)
7.«Зайка». (выполнять движения в соответствии с текстом)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг и убежал.
8. Викторина «Лесные звери»
■ Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
■ Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)
■ Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)
■ Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
■ Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
■ Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
■ Кто зимой — белый, а летом — серый? (Заяц.)
■ Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
■ Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
9.Подвижная игра – найди свою норку (как закончится музыка, занять свою «норку»)
10.Сыграйте в игру "Кто где живет".
Дикие животные:
Белка - ... (в дупле)
Лиса - ... (в норе)
Медведь - ... (в берлоге)
Заяц - ...
Ёж - ...
Волк - ... и т.п.
Чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Белка»; «Сказка про храброго зайца – длинные уши», С. Козлов; «Приключение Мишки – ушастика», И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»; «Лиса Патрикеевна», р. н. с.,.К. Ушинский; «Волчишко», Е. Чарушин «У страха глаза велики».
Конспект ООД по конструированию в технике оригами в старшей группе «Дикие животные. Лиса»
Цель: научить конструировать лису, закрепить навык работы по показу, умение сгибать и складывать бумагу.
Задачи:
- Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях
- Развивать глазомер
- Воспитывать усидчивость, аккуратность
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций, чтение рассказов, сказок, стихотворений и отгадывание загадок по теме.
Материал и оборудование.
Телевизор
Бумага: квадраты оранжевого цвета , фломастеры
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса.
Этот зверь лесной - ….
На экране телевизора картина с изображением лисы.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину с изображением лисы и предлагает рассказать, кто изображен на картине и что они знают про лису.
2.Беседа с детьми. Обобщение педагога.
Лисица – красивое животное. Тело ее покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У нее короткие сильные ноги . Острая мордочка. Глазки у лисы бусинками.
Лисица питается мышами, зайцами, птицами, рыбой
Вспомним, кто у лисы соседи..
3.Физпауза.
Медвежонок-топ-топ (Дети сначала топают правой ногой, затем левой )
А ежонок- хлоп- хлоп ( Хлопают обеими руками)
А волчонок- щелк-щелк( Щелкают сначала правой рукой, затем левой )
А зайчонок- скок- скок (Прыжок вправо, затем влево)
А лисенок- шмыг- шмыг (Шаркнуть сначала правой ногой , затем левой)
А лосенок- брык- брык ( «Брыкнуть правой ногой, затем левой)
А рысенок- прыг- прыг ( Прыгнуть на правую, затем на левую ногу)
И бельчонок- прыг- прыг
-О рыжей красавице придумано много сказок.
Какие только прозвища не получала она: и «рыжая плутовка», «лиса Патрикеевна», «лиса -воровка»
Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам , а лисичек там нет.
- Нужно срочно помочь сказочникам из волшебной страны сказок! Дети, вы готовы помочь вернуть лисичек в сказки?»
- Давайте сделаем лисичку из бумаги сами. Согласны?
Но сначала разогреем наши пальчики
4.Пальчиковая гимнастика.
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
1,2,3,4,5
(загибаем пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и лесу
(Перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны.)
Видели они лесу
(Над головой делаем острые «ушки» как у лисички.)
Пальчики пришли домой
(Шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой!
(Указательным пальчиком одной руки прижимаем большой пальчик другой руки)
5.Практическая часть.
Создание лисицы в технике оригами
- Сегодня мы с вами будем делать лисичку, используя квадратный лист бумаги оранжевого цвета.
Сложите его по диагонали. Затем, сложите треугольник по диагонали ещё раз пополам, не разворачивая квадрат. Теперь снова разверните треугольник, поверните его углом к себе. Загните левый и правый углы треугольника к середине (к сгибу). Теперь сложите получившийся квадрат по диагонали. Получился треугольник. Первый уголок треугольника отгибаем, проглаживаем. Также и второй уголок отгибаем, а затем раскрываем: мордочка лисы. Загибаем острый уголок –хвост. Осталось нарисовать глаза и носик
ИГРА-ВИКТОРИНА
Тема: «Дикие животные»
Цель: выявить имеющиеся у детей знания о диких животных.
Программное содержание:
- Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных, способах их самозащиты от врагов.
- Учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные».
- Закрепить умение детей давать развернутые высказывания.
- Развивать фантазию, воображение.
- Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы. Желание охранять и оказывать ей посильную помощь.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о диких животных, отгадывание загадок, рассматривание картинок.
Оборудование: разрезные картинки с животными, рисунки хвостов и ушей диких животных, запись голосов диких животных, картинки с изображением следов диких животных, картинки с изображением семей диких животных, фишки.
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем играть в игру «Викторина» на тему: «Дикие животные». Сначала у нас будет небольшая разминка. Отгадайте загадки:
В одежде богатой, | Косолапый и большой, |
Да сам слеповатый, | Спит в берлоге он зимой. |
Живет без оконца, | Любит шишки, любит мёд, |
Не видывал солнца. | Ну-ка, кто же назовет? |
(крот) | (медведь) |
За деревьями, кустами | Лежала между ёлками |
Промелькнуло быстро пламя. | Подушечка с иголками. |
Промелькнуло, пробежало, | Тихонечко лежала, |
Нет ни дыма, ни пожара. | Потом вдруг убежала. |
(лиса) | (ёж) |
Теперь делимся на 2 команды. Первая команда будет называться «Зайчата», а вторая -«Бельчата».
Девиз бельчат:
Мы весёлые бельчата,
Есть мальчишки и девчата,
Здесь мы учимся считать, Прыгать вместе и играть.
Девиз зайчат:
Мы зайчата не простые,
Мы зайчата озорные.
Любим петь и танцевать,
Вместе бегать и скакать.
Конкурсы.
1 конкурс. «Отгадай-ка».
Воспитатель:
Командам нужно отгадать животное по словам, характеризующим его. За каждую подсказку снимается фишка. За полный правильный ответ - две фишки, за неполный ответ - одна фишка.
*рыщет, хищник, логово (волк).
*ест муравьев, неуклюжий, берлога (медведь).
*мышкует, лукавая, нора (лиса).
*ловкая, грызёт, дупло (белка).
2 конкурс «У кого какое жилище?».
Первой команде надо назвать жилище волки и зайца. Второй команде - лисы и белки.
3 конкурс. «Назови семью».
Первой команде нужно перечислить членов семьи зайцев и лис. Второй команде - ежей и волков.
4 конкурс. «Подготовка к зиме».
Первой команде нужно сказать, как готовится к зиме заяц и лиса. Второй команде нужно сказать, как готовится к зиме белка и волк. Физкультминутка «Волк и заяц»
Раз, два, три, четыре — (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Зайка уши оттопырил (Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши»)
Вот он серый волк, волк
Он зубами щелк, щелк! (Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами)
Зайка, я, зайка, ты, (Пружинящие полуприседания.) Быстро прячемся в кусты.
5 конкурс. «Кто лишний?».
Воспитатель: Команды должны собрать разрезную картинку и определить, какое животное на ней лишнее.
Побеждает команда, первая сложившая картинку и определившая. Кто лишний.
6 конкурс. «Чьи уши и хвосты?».
Воспитатель:
Первой команде нужно определить, картинки с чьими хвостами лежат на столе.
Второй команде нужно определить, картинки с чьими ушами лежат на столе.
7 конкурс «У кого какие следы?».
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Нужно определить, чьи следы изображены. Потом тихо скажите членам жюри свои ответы.
Попросим членов жюри зачитать ответы и сравним их.
8 конкурс. «Чей это голос?».
Воспитатель: Командам по очереди нужно будет распознать голоса диких животный.
* * *
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри считает фишки и подводит итоги, я хочу вас спросить: ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных? (ответы детей).
Подведение итогов, награждение. Использованная литература:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Тема недели: «Дикие животные» Тема дня: «Кто живет в лесу» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные. Помочь усвоить н
Средняя группа. №3 «Подсолнушек» Понедельник 18.11.2019...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...
Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».
Дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети учатся различать голоса и внешний вид диких животных. Учатся соо...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....