лексические темы
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
В материале представлены лексические темы: Осень,, фрукты, Овощи, домашние и перелетные тицы. Маиериал можно использовать как подсказка для начиняющих воспитателей, так и для распечатки в раздевалку как5 папка передвижка для родителе по закреплению темы недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 537.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «ОСЕНЬ»
Дети должны усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг). Лексический материал (словарь): осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.
Задания:
1. Уточнить у детей, какое время года наступило; обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идёт дождь).
2. Обсудить с ребёнком признаки осени. Сравнить их с признаками других времён года. Установить последовательность смены времён года.
3. Попросите ребенка называть как можно больше прилагательных: Листья какие? (жёлтые, лёгкие, сухие, шуршащие и т.д.) Тучи какие? (тёмные, тяжёлые, и т.д.) Дождь какой? (мелкий, холодный, сильный, моросящий и т.д.) Осень какая? (яркая, тёплая, солнечная, дождливая, разноцветная и т.д.)
4. Вместе с ребенком подберите глаголы к существительным:
∙ Осенью: деревья что делают? (готовятся к зиме, сбрасывают листву и т.д.); ∙ Листья что делают? (желтеют, облетают и т.д.)
∙ Птицы что делают? (…..)
∙ Животные что делают? (….) ∙ Люди что делают? (…)
5. Повторить стихотворение, чётко проговаривая все слова и звуки (по возможности):
Здравствуй осень, Здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим
- Что в подарок принесла?
6. Попросите рассказать ребенка, что осень принесла нам в подарок. Как собирают урожай.
Тема «ОВОЩИ»
Дети должны знать: названия овощей, иметь представления о том, что такое корнеплоды и плоды, где и как произрастают, способ уборки урожая (срывают, вытаскивают, выкапывают). Уметь составить небольшой описательный рассказ по одному из них.
Задания – игры для закрепления материала:
1. Посетить рынок или магазин, рассмотреть различные овощи. Знать, откуда они берутся: их выращивают в огороде на грядке, многие овощи выращивают в теплицах.
2. Игра «Назови ласково» - назвать овощи с применением уменьшительно- ласкательных суффиксов: лук – лучок, капуста – капустка, помидор - помидорка и т.д.
3. Игра «Что из чего и какое?». Образовать относительные прилагательные от названий овощей: салат из капусты – капустный салат; суп из лука – луковый суп; сок из моркови – морковный сок; икра из кабачков – кабачковая икра и т.д.
4. Игра «Кто больше?» Подбор слов-определений к различным овощам, например: тыква – большая, круглая, сладкая, зрелая, оранжевая, полезная, тяжелая, красивая, гладкая, ароматная и т.д.
5. Игра «Добавь действие». Взрослый составляет предложение с пропущенным словом-действием, а ребенок добавляет пропущенное слово, проговаривая все возможные предложения, например: Миша …. огурец. Варианты ответа: Миша сорвал огурец; Миша съел огурец; Миша помыл огурец; Миша порезал огурец; Миша почистил огурец и.т.д.
6. Игра «Один много». Взрослый говорит у меня один огурец, ребенок…..
Тема «ФРУКТЫ»
Дети должны усвоить: названия фруктов, место произрастания их отличительные особенности. Уметь составить небольшой описательный рассказ. Уметь согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать прилагательные от существительных.
Задания - игры для закрепления материала:
1. Игра «Что из чего и какое?». Образовать относительные прилагательные от названий фруктов: компот (сок) из сливы – сливовый, из яблок – яблочный..
2. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье». Я хочу яблочный… (сок), сливовое … (варенье), грушевое (грушевый) …
3. Попросите составить описательный рассказ – загадку об одном из фруктов.
(Это фрукт, он растет на дереве, он круглый, бывает красного, желтого, зеленого цвета, оно сладкое, сочное, из него варят компот или едят так..)
4. Поиграйте с пальчиками - поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, показывают ладошками вокруг и на себя.
“Фруктовая ладошка”
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: “Ну-ка, скушай! ”
Этот пальчик — ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Дети должны усвоить: Представления о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц. Знать названия перелетных птиц. Почему птиц называют перелетными.
Задания - игры для закрепления материала:
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;
— назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;
Задание 2. Д/ игра «Четвертый лишний»:
Ворона, утка, голубь, воробей (лишний воробей т.к. он зимующая птица)
Задание 3. Д/ игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).
Нет (кого?) — нет лебедя, утки... .( в единственном числе)
Нет (кого?) — нет лебедей, уток... .(множественное число)
Задание 4. Д/ игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):
Утка — утки, лебедь — лебеди ....
Задание 5. Вспомнить стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек — стайка»
Пойка, подпевайка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Дети должны знать: Названия птиц и их детенышей уметь показать их на картинке. Где и почему там живут, чем питаются. Уметь пользоваться Существительными: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.
Прилагательными: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.
Глаголами: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.
1.Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц, пусть ребенок покажет и назовет их: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть птиц и их детенышей.
2.Пусть ребенок объяснит почему птицы домашние: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.
3.Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.
4.Выучите вместе с ребенком:
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился.
Сгоряча затопал,
Крыльями захлопал.
Весь раздулся, словно шар
Или медный самовар,
Затряс бородою
Понесся стрелою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"
Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...