Конспект НОД по опознавательному развитию на тему: «Народные промыслы» для детей от 6 до 7 лет
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка: практикум. Практическое занятие по познавательному развитию с целью усвоения нароного творчества России у детей подготовительной группы.
Цель: Закрепить формирование представления детей о русско-народных промыслах Центральной России.
Задачи:
- Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
- Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации; образцы для рисования; компьютер, экран, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Народные промыслы» для детей от 6 до 7 лет
Воспитатель: Бирюкова Полина Сергеевна
Цель: Закрепить формирование представления детей о русско-народных промыслах Центральной России.
Задачи:
- Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
- Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации; образцы для рисования; компьютер, экран, проектор.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у нас на столах? (Ответы детей) Правильно, это изделия народного промыслы? А что такое народные промыслы? (Это то, что мастерили люди на Руси)
В.: Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: гжель, филимоновские игрушки, деревянная посуда расписанная узором хохломы, и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Ну что, готовы узнать больше о народных промыслах? Тогда отправляемся в прошлое.
- Основная часть:
В.: Самым распространенным (часто встечающимся) материалом является глина, вы знаете из чего, и как делают глину? (Ответы детей) Правильно, после изготовления глины, из нее вылепливают различные игрушки и предметы быта, после чего высушивают в течении 3-4 дней, а затем раскрашивают.
Первой остановкой на нашем пути стали изделия из глины.
Дымковская игрушка.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Какой узор характерен для дымковской игрушки? (Кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии)
Дальше мы узнаем о Филимоновской игрушке. Что вы можете о ней рассказать? (Ответы детей)
Чтоб немного потрудиться
И работой насладиться,
Выходила молодица
С коромыслом за водицей.
Пусть немного молодится
Белолица молодица,
Но нельзя не надивиться
На такую на девицу.
В Филимонове девицу
С соблюдением традиций
Создавала мастерица,
Будем ею мы гордится!
Филимоновский промысел пришёл к нас из деревни Фелимоново. В этой деревне лепили посуду из глины, а потом очень-очень долго обжигали ее в специальной печи. После чего, она меняла цвет. Между посудой, мастера выкладывали вылепленные игрушки. Форма у игрушек вытянутая. Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)
Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
Дыхательная гимнастика «Свистульки» (Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист).
После Филимоновской игрушки мы узнаем о Гжели.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
В.: Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (Синим и голубым)
В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Следующая остановка роспись по дереву.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (Из травки, листочков, ягод.)
В.: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»
Дальше с вами мы узнаем о Полхов – Майданская росписи.
В.: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полховский - Майдан. Рядом с селом находиться большое количество лесов, а в лесах растет много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот так и появилась Полхов – Майданская роспись.
Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана? (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
Элементами росписи являются яркие и разноцветные ягодки и цветочки.
В Богородске-городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Это стихотворение про Богородскую игрушку, что вы можете мне про нее рассказать? (Ответы детей, помощь воспитателя в составлении рассказов)
Правильно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Изначально игрушки были неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Посмотрите ребята, как «волшебно» двигаются курочки на нашей игрушке, как будто клюют зернышки. В наше время игрушки могут раскрасить, но узорная резьба, как мне кажется, интереснее и необычнее.
Физминутка.
Отправляемся дальше, посмотрите какие красивые и необычные предметы декора. Такие вещи мастерили из папье-маше, все вы знаете, что это такое, мы в прошлом году мастерили вазу для мам. После создания формы и высушивания, грунтуют специальной глиной, позже предметы раскрашивали, а затем покрывали лаком, чтобы изделие блестело. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами. Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне. На изготовление предметов из папье-маше уходило 2 месяца, очень долгий срок.
Вот и заканчивается наше путешествие, ребята в следующий раз я расскажу вам о других народных промыслах: Жостовский промысел, Кружевоплетении, Павло-Посадские платки и о резьбе по кости.
- Заключительная часть
Д/игра «Закончи узор»
В.: А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
В.: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....
Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»
Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...
Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе - тема Народные промыслы
Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе - тема Народные промыслы...
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "
Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...