Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».
методическая разработка по окружающему миру

Малюкова Елена Вячеславовна

 Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер- класс.24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Воспитатель: Малюкова Е.В.

Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.

Добрый день, уважаемые коллеги. Начать нашу встречу мне бы хотелось  словами Л. Дайнеко:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Наша природа величественна, многообразна, все в ней взаимосвязано. Дать детям элементарные знания об окружающем мире, научить наблюдать за явлениями и объектами природы наша задача. И решить эту задачу поможет игра. Игра способна творить чудеса:  «Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим,  неумелого – умельцем, - отмечал, известный специалист по детской игре,- словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным,  скучным, надоевшим».

- Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.

Начнем с отгадывания загадок и ответов на познавательные вопросы.

Игра «Шарики с загадками»

Зрителям предлагается взять шарик и зачитать  и отгадать загадку.

Загадки:

Разбежались по лужайке                                                                      Злая, как волчица,

Беззаботной легкой стайкой,                                                              Жжется, как горчица!

Словно девочки-подростки.                                                                Что это за диво?

Белоствольные…(березки).                                                                  Это же…(крапива).

Голодная – мычит, сытая – жует,                                                          Явился в желтой шубке,

Всем ребятам пить дает.                                                                         Прощайте, две скорлупки.

(Корова.)                                                                                                                                (Цыпленок.)

Познавательные вопросы:

- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

- Когда с деревьев падает листва?

- Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?

- Сок, какого дерева полезен людям?

- Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей младшего возраста, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям постарше для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.

Игра «Кубики с картинками»

- Прошу выйти  2-х человек. На столе перед вами кубики с картинками,  одному нужно выбрать картинки на кубиках с изображением Мамы и детеныша домашних животных и называть их,  другому  с изображением Мамы и детеныша диких животных и назвать их.

Пока игроки выполняют задание, поиграем в игру, которая называется «ОН – она»

Игра «Он – она»

Выполнение заданий этой игры требует внимания. Я называю самца, какого – либо животного, а вы должны назвать его пару – самку.

·  Селезень – утка

·  Осел – ослица

·  Бык – корова

·  Баран – овца

·  Конь – кобыла

·  Лис – лиса

·  Воробей – воробьиха

·  Лебедь – лебедушка

·  Аист – аист

·  Гусь – гусыня

·  Ворон – ворониха

 • Скворец – скворчиха.

Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.

В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть диких и домашних животных, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Кто чем питается», «Домашние  животные», «Дикие  животные», «Гласные, согласные» и т.п.

Игра «Фотоохотник»

- Для участия в следующей игре прошу выйти 2-х участников. Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (волк, заяц, петух, лягушка  и т. д.).

Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.

        

Игра «Аукцион»

- А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион».

Не сидите, не скучайте,

Все о фруктах вспоминайте!

- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.), начальная цена – фрукт…   Ваши предложения.

Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.

Игра «Какое время года?»

 Играть будем в игру «Какое время года?».  Прошу выйти четверых человек.

На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.

На полянки, у тропинки                                              И светла, и широка

Пробиваются травинки.                                              Наша тихая река.

С бугорка ручей бежит,                                               Побежим купаться,

А под елкой снег лежит.                                            С рыбками плескаться…

                             (Весна)                                                                  (Лето)

Вянет и желтеет                                                           Под голубыми небесами

Травка на лугах,                                                           Великолепными коврами,

Только зеленеет                                                            Блестя на солнце, снег лежит;

Оземь на полях                                                                Прозрачный лес один чернеет,

Туча небо кроет,                                                              И ель сквозь иней зеленеет,

Солнце не блестит,                                                          И речка подо льдом блестит.

Ветер в поле воет,                                                                                                (Зима)

Дождик моросит.

(Осень)

Дети чутко реагируют на поэтическое слово, оно вызывает у них эмоции, чувства. Следует подбирать доступные и понятные детям стихи. Информация, заложенная в стихах, должна формировать в сознании малыша яркие, зримые, конкретные образы. В этой игре закрепляется у детей умение соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, а также развивает  слуховое внимание.

Игра  « Самый  сообразительный»

·  Сколько ушей у двух мышей?

·  Сколько лап у двух медвежат?

·  Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

·  Чем питается еж зимой?

·  Под каким кустом сидит мокрый заяц?

Цель данной игры – развитие логического мышления, сообразительности.

Помимо игр  при ознакомлении с окружающим миром  так же не забываем о развитии познавательного интереса через опытно – экспериментальную  деятельность. Дети очень  любят экспериментировать. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

 Китайская пословица говорит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Больше возможностей для познавательной деятельности мы открываем перед детьми, приобщая их к миру природы. А знания,  добытые самостоятельно являются более осознанными и прочными.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

Практическая  часть.

Уважаемые коллеги, начнём нашу специально организованную деятельность. Какие явления природы вы знаете?

1. Итак, загадка

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это.  (Лёд)

Опыт со льдом.  Перед вами стакан с водой, нитки, лёд, соль.  Предлагаю вам  достать лёд  из стакана с водой при помощи нитки. ( Нитку  положить  на льдинку.  Сверху на ниточку насыпать соль и подождать.  Затем  можно  вытаскивать).

Почему так  произошло:  когда соль попадает на лед, она немного подтапливает его. В течение нескольких минут соль успевает раствориться в воде, а вода на поверхности льда замораживается вместе с ниткой. Поэтому вы можете поднять кубик льда ниткой.

2. Слушайте вторую загадку

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.    (Снег)

 Опыт. Я вас научу, как сделать искусственный снег.

Для этого нам понадобится: клеёнка,  памперс, миска, вода.  ( берем  памперс,  вынимаем содержимое, складываем  в ёмкость  и медленно  заливаем  водой).

Почему так  произошло:  этот  опыт демонстрирует свойства впитывающего воду наполнителя.

3. Слушайте следующую загадку.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.   (Дождь)

Опыт. Сейчас мы сделаем облако и дождь в стакане.  Для этого нам понадобится: Стакан с водой на каждого участника, пена для бритья, гуашь разведённая синего цвета. На воду наносят пену для бритья, с помощью пипетки капают на пену. Ждут, когда пена осядет сквозь пену,  и просочатся капли.  Вот такой замечательный дождь у нас получился.

Почему так  произошло:  вода накапливается в пене  и начинает струйками просачиваться в воду, имитируя дождь.

Заключение

К сожалению, в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны. Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, не способствует развитию познавательной активности. Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу.

Включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее.

- Большое спасибо участникам игр.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в ходе ФЭМП»

: Расширение знаний педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе образовательной деятельности...