Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».
методическая разработка по окружающему миру
Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс. | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».
Воспитатель: Малюкова Е.В.
Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.
Добрый день, уважаемые коллеги. Начать нашу встречу мне бы хотелось словами Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Наша природа величественна, многообразна, все в ней взаимосвязано. Дать детям элементарные знания об окружающем мире, научить наблюдать за явлениями и объектами природы наша задача. И решить эту задачу поможет игра. Игра способна творить чудеса: «Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем, - отмечал, известный специалист по детской игре,- словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».
- Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.
Начнем с отгадывания загадок и ответов на познавательные вопросы.
Игра «Шарики с загадками»
Зрителям предлагается взять шарик и зачитать и отгадать загадку.
Загадки:
Разбежались по лужайке Злая, как волчица,
Беззаботной легкой стайкой, Жжется, как горчица!
Словно девочки-подростки. Что это за диво?
Белоствольные…(березки). Это же…(крапива).
Голодная – мычит, сытая – жует, Явился в желтой шубке,
Всем ребятам пить дает. Прощайте, две скорлупки.
(Корова.) (Цыпленок.)
Познавательные вопросы:
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
- Когда с деревьев падает листва?
- Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?
- Сок, какого дерева полезен людям?
- Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей младшего возраста, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям постарше для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.
Игра «Кубики с картинками»
- Прошу выйти 2-х человек. На столе перед вами кубики с картинками, одному нужно выбрать картинки на кубиках с изображением Мамы и детеныша домашних животных и называть их, другому с изображением Мамы и детеныша диких животных и назвать их.
Пока игроки выполняют задание, поиграем в игру, которая называется «ОН – она»
Игра «Он – она»
Выполнение заданий этой игры требует внимания. Я называю самца, какого – либо животного, а вы должны назвать его пару – самку.
· Селезень – утка
· Осел – ослица
· Бык – корова
· Баран – овца
· Конь – кобыла
· Лис – лиса
· Воробей – воробьиха
· Лебедь – лебедушка
· Аист – аист
· Гусь – гусыня
· Ворон – ворониха
• Скворец – скворчиха.
Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.
В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть диких и домашних животных, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Кто чем питается», «Домашние животные», «Дикие животные», «Гласные, согласные» и т.п.
Игра «Фотоохотник»
- Для участия в следующей игре прошу выйти 2-х участников. Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (волк, заяц, петух, лягушка и т. д.).
Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.
Игра «Аукцион»
- А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион».
Не сидите, не скучайте,
Все о фруктах вспоминайте!
- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.), начальная цена – фрукт… Ваши предложения.
Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.
Игра «Какое время года?»
Играть будем в игру «Какое время года?». Прошу выйти четверых человек.
На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.
На полянки, у тропинки И светла, и широка
Пробиваются травинки. Наша тихая река.
С бугорка ручей бежит, Побежим купаться,
А под елкой снег лежит. С рыбками плескаться…
(Весна) (Лето)
Вянет и желтеет Под голубыми небесами
Травка на лугах, Великолепными коврами,
Только зеленеет Блестя на солнце, снег лежит;
Оземь на полях Прозрачный лес один чернеет,
Туча небо кроет, И ель сквозь иней зеленеет,
Солнце не блестит, И речка подо льдом блестит.
Ветер в поле воет, (Зима)
Дождик моросит.
(Осень)
Дети чутко реагируют на поэтическое слово, оно вызывает у них эмоции, чувства. Следует подбирать доступные и понятные детям стихи. Информация, заложенная в стихах, должна формировать в сознании малыша яркие, зримые, конкретные образы. В этой игре закрепляется у детей умение соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, а также развивает слуховое внимание.
Игра « Самый сообразительный»
· Сколько ушей у двух мышей?
· Сколько лап у двух медвежат?
· Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
· Чем питается еж зимой?
· Под каким кустом сидит мокрый заяц?
Цель данной игры – развитие логического мышления, сообразительности.
Помимо игр при ознакомлении с окружающим миром так же не забываем о развитии познавательного интереса через опытно – экспериментальную деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Китайская пословица говорит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Больше возможностей для познавательной деятельности мы открываем перед детьми, приобщая их к миру природы. А знания, добытые самостоятельно являются более осознанными и прочными.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, начнём нашу специально организованную деятельность. Какие явления природы вы знаете?
1. Итак, загадка
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это. (Лёд)
Опыт со льдом. Перед вами стакан с водой, нитки, лёд, соль. Предлагаю вам достать лёд из стакана с водой при помощи нитки. ( Нитку положить на льдинку. Сверху на ниточку насыпать соль и подождать. Затем можно вытаскивать).
Почему так произошло: когда соль попадает на лед, она немного подтапливает его. В течение нескольких минут соль успевает раствориться в воде, а вода на поверхности льда замораживается вместе с ниткой. Поэтому вы можете поднять кубик льда ниткой.
2. Слушайте вторую загадку
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег)
Опыт. Я вас научу, как сделать искусственный снег.
Для этого нам понадобится: клеёнка, памперс, миска, вода. ( берем памперс, вынимаем содержимое, складываем в ёмкость и медленно заливаем водой).
Почему так произошло: этот опыт демонстрирует свойства впитывающего воду наполнителя.
3. Слушайте следующую загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Опыт. Сейчас мы сделаем облако и дождь в стакане. Для этого нам понадобится: Стакан с водой на каждого участника, пена для бритья, гуашь разведённая синего цвета. На воду наносят пену для бритья, с помощью пипетки капают на пену. Ждут, когда пена осядет сквозь пену, и просочатся капли. Вот такой замечательный дождь у нас получился.
Почему так произошло: вода накапливается в пене и начинает струйками просачиваться в воду, имитируя дождь.
Заключение
К сожалению, в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны. Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, не способствует развитию познавательной активности. Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу.
Включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее.
- Большое спасибо участникам игр. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"
Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....
Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"
Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим интеллектуальной активности детей, является пр...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
консультация для воспитателей...
Мастер - класс«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».
Использования информационных технологий в работе с дошкольниками...
развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой
laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....
развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой
laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....
Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в ходе ФЭМП»
: Расширение знаний педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе образовательной деятельности...