конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ивлева Юлия Викторовна

: Создание и внедрение в образовательный процесс макета «Экологическое дерево». Обобщение и систематизация знаний о природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivleva_zanyatie_attestatsiya_1.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка»г. Тайшет

Конспект   познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы

«Времена года. Изготовление макета «Времена года»

        Составила:

Ивлева Юлия Викторовна,

 Воспитатель МКДОУ «Белочка»

Технологическая карта занятия.            

Тема занятия: Времена года. Изготовление макета «Времена года».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Культурная практика: продуктивная и игровая деятельность.

Культурно-смысловой контекст: изготовление макета «Времена года»

Цель: обобщение знаний о природе в процессе изготовления макета «Времена года».

Программные задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить представления о природе в процессе отбора дидактического материала для оформления макета, закрепить знания об особенностях всех времен года, о перелетных и зимующих птицах, об образе жизни животных во все времена года, о пищевых цепочках животных, об охране природы.

Развивающие задачи: Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности. Расширять и активизировать словарь, развивать связную речь в процессе создания макета.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в группе, доводить начатое дело до конца. Воспитывать эмоционально - положительное отношения к процессу изготовления макета, повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.  Воспитывать у детей сотрудничество в игровой деятельности.  Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать бережное отношение к природе.


Словарная работа:
активизировать словарь детей: хищники, травоядные, всеядные, хвойные, лиственные, зимующие, перелетные.

Планируемые результаты: Вызвать у детей   интерес к природе, к созданию макета, формирование умения анализировать, обобщать в процессе работы с дидактическим материалом. Обогащение активного словаря детей, развитие связной речи.

Методы и  приемы: игровые, словесные (беседа), практические.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, альбомах «Животный мир»,  прослушивание CD с записью голосов птиц, чтение художественных произведений о животных, разучивание подвижной игры «Зарядка в лесу».


Материалы и оборудование: макет «Экологическое дерево», карточки «приметы времен года», карточки с изображением птиц, животных, с изображением животных для составления пищевых цепочек, панно с карточками для игры «Польза-вред».

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

  1. Организационно-мотивационный этап- 4 мин.

  1. Основной этап- 22 мин.

3  заключительный этап – 4 мин.

Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года? Правильно, осень! Время, когда природа готовится к зиме. Вот и я сегодня по дороге в детский сад шла и любовалась красотой природы нашего города и вспоминала все времена года. А так хочется, чтобы зайдя в группу, можно было увидеть сразу все четыре времени года. А вы хотели бы? Как это можно сделать? У меня тоже есть предложение. Давайте сделаем макет «Времена года». Что можно взять в качестве макета? А если возьмем вот это дерево? Сколько вы знаете времен года?  У этого дерева тоже  четыре стороны, как четыре времени года. Ну, что будем делать макет? Чтобы удобнее было делать макет, разделимся на четыре группы, так как у нас четыре времени года. У меня на столе лежат кружки желтого, синего, зеленого, белого цвета, обозначающие времена года. Возьмите тот кружок, какое время года вы хотели бы сделать на макете. Молодцы, теперь вы знаете, какое время года будете делать.

 У меня есть карточки – приметы времен года, поиграем в игру «Размести правильно». Правда, они все перепутались, их нужно разместить правильно на нашем дереве. Молодцы, как красиво получилось (воспитатель интересуется в ходе игры, какое время года обозначает данная примета). Вот и лето, осень, зима, весна, солнце, небо, осадки, растения появились на нашем дереве, но все-таки чего тот не хватает. А чего не хватает, мы узнаем если отгадаете загадку (читаю загадку) «Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом, это – (птицы)». Конечно, в нашем лесу нет птиц. Скажите, ребята, где мы живем, в каком краю? Да, мы живем в Сибири. А птиц нашего края знаете? Посмотрите, у меня есть карточки с изображением птиц, правда они также все птицы перепутаны. Поиграем в игру «Зимующие и перелетные». Надо разместить карточки с птицами на нашем дереве. Ребята, почему именно этих птиц вы разместили в зимнем  лесу? Почему в летнем? (зимний лес, значит зимующие птицы; летний лес, значит перелетные). Какие птицы остались лежать на столе? Почему? (других континентов). Вот и птицы появились на нашем дереве.

Узнать, кого еще необходимо разместить на нашем дереве, поможет веселая гимнастика!

Раз присядка, два прыжок. Это заячья зарядка.А лисята, как проснуться, любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть. А волчата, выгнуть спинку, обязательно подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы, то одну, то обе вместе, долго топчется на месте. А кому зарядки мало, начинайте все с начала.

Без кого еще невозможно существование природы? Конечно, без животных. Выберите карточку животного с его образом жизни во время года, которое на макете вы представляете. Давайте посмотрим, действительно медведь зимой спит, заяц летом серый, зимой белый, волк в любое время года серый, ежик зимой спит, свернувшись в клубок…Молодцы!

А какие животные бывают по типу питания? Правильно, травоядные, хищные, всеядные. Поиграем в игру «Цепочка питания». Перед вами конверты, в них находятся карточки, с помощью которых нужно выложить правильную цепочку питания в лесу. Прикрепите ваши конверты с пищевыми цепочками на наш макет, вы всегда можете их достать и посмотреть. Проверяю решение детей. Отлично, вот и живая природа появилась у нас!

Ребята, вижу вы очень любите природу, многое о ней знаете. А теперь поиграем в игру «Загадки - отгадки». «Не птица, а с крыльями? (бабочка). Какие животные впадают в спячку? (барсук, еж, медведь, суслик). Назовите хвойные деревья нашего края? (сосна, ель, лиственница). Какая птица не вьет гнезда? (кукушка). Дерево, у которого белый ствол? (береза). Кого называют лесным доктором? (дятел)». Молодцы.  Многие из вас уже умеют читать, и эти загадки я тоже размещу на макете.

Во все времена года надо охранять природу. Сейчас поиграем в игру «Польза - вред».

А теперь давайте посмотрим на наш макет. Кому его можно показать? Что было интересного на занятии? Как изменился наш макет? Почему? Что вы сделали для этого?

А я в свою очередь, смотря на наш макет, хотела бы сказать словами Е. Смирновой

«Запомните, ребята: природа это чудо, которое нужно беречь и уважать! Давайте вместе землю украшать, сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе землю уважать. И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна. Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная, хоть лето, хоть зима. Она у нас одна, одна такая!»

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Дети   отвечают на вопросы воспитателя

Предлагают варианты изготовления макета.

Соглашаются сделать макет «Времена года», по желанию выбирают кружки, изображающие времена года, разбиваются на четыре группы.

Располагают на дереве карточки с изображением признаков времен года.

Отвечают на вопросы педагога.

Распределяют карточки с изображением птиц на макете.

Отвечают на вопросы.

 Дети выполняют гимнастику.

Дети проходят за столы, выбирают карточки с изображением образа жизни животных в определенный отрезок времени года, размещают на макете, отвечают на вопросы.

Рассматривают карточки, составляют пищевые цепочки, обсуждают их, объясняют правильность выбора в пищевой цепочке.

Отгадывают загадки.

Работа с наглядным панно «Лес». Дети убирают карточки с изображением различного мусора, заводов, машин, пр.

Дети рассматривают макет, делятся впечатлениями.

Создан положительный эмоциональный настрой, мотивация, привлечено внимание детей.

Отвечают на вопросы простыми и сложными предложениями, умеют высказывать предположения, внимательно слушать взрослого, слушать высказывания других детей, не перебивая друг друга. Развит познавательный интерес.

Уточнены представления о временах года.

У детей обогащается активный словарь в процессе изготовления макета.

Умеют работать в коллективе, помогают и уважают друг друга. Имеют представление о птицах, классифицируют их.

Умеют соотносить движения с текстом.

Развито внимание, дают полный ответ.

Знают поведение животных в разные времена года.

Имеют представление о цепочке питания, классификации животных.

Внимательно слушают, не перебивают друг друга, уважительно относятся к окружающим. Поправляют неправильный ответ.

Умеют устанавливать причинно-следственную связь, проявляют инициативность

Отвечают на вопросы.
Умеют анализировать результаты своей деятельности.
Получают удовольствие от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».Задачи: 1....

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группе " Детские исследования. Живые барометры зимы."

 В занятии используется  технология А.И.Савенкова "Учебные исследования". Дети  знакомятся с  чувашском народным гигроскопом, прибором определяющим влажность возду...

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы с использованием цифровой лаборатории Наураша "Электричество и электроприборы"

Цель:- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения с электрическими приборами.Задачи:-  Расширить знания об электричестве и электроприборах...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»

Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России     Задачи:образовательные-  дать представление о самом почитаемом дереве...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!»

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя- логопедадля детей подготовительной к школе группы«Скоро в школу!»Интеграция образовательн...

Конспект познавательного занятия «Транспорт» в подготовительной к школе группе

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Транспорт»Цель: обобщить и закрепить знания о транспорте....