Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группе " Детские исследования. Живые барометры зимы."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В занятии используется технология А.И.Савенкова "Учебные исследования". Дети знакомятся с чувашском народным гигроскопом, прибором определяющим влажность воздуха,приобщаются к чувашской народной культуре, народному опыту, знакомятся с чувашскими народными приметами определения погоды, формируется интерес к творчеству чувашских художников, уточняются представления о характерных признаках трех периодах зимы: студень, сочень, ветродуй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия гигроскоп | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 97 «Семицветик»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей
города Чебоксары Чувашской республики
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
Тема: «Детские исследования. Живые барометры зимы»
в подготовительной группе
( по чувашским народным приметам о погоде)
Составлен:
Михайловой Р.Ф.
воспитателем
подготовительной группы
Автор идеи и научный
руководитель: Т.В.Мурашкина
ст. преподаватель кафедры ДиНО ЧРИО
Дата проведения: 19.01.2016.
Чебоксары 2016
Программное содержание:
- Дать детям знания о чувашском народном гигроскопе, приборе, определяющем влажность воздуха. Научить детей составлению плана исследования.
- Закреплять у детей умение записывать информацию пиктограммами.
- Развивать у детей наблюдательность, любознательность, умение рассуждать.
- Приобщать детей к народной культуре, народному опыту. Воспитывать уважение к предкам.
- Продолжить знакомство с чувашскими народными приметами определения погоды.
- Создавать интерес к творчеству чувашских художников.
- Уточнить представления о характерных признаках трех периодах зимы: студень, сочень, ветродуй.
- Ввести в активный словарь детей слова «чувашский народный гигроскоп», «план исследования», «доклад», поры.
Оборудование и материалы:
- чувашский народный гигроскоп;
- тематические карточки с изображением лягушки, ели, одуванчика, паука, облаков, солнца, воробья, сосулек, кошки - тем исследований;
- информационные фартуки (карты-схемы с изображением методов исследования - алгоритм по А.И. Савенкову);
- материалы для опыта: маленькие куски древесины липы и дуба; салфетки, лупы, емкости для воды, фартуки;
- академические шапочки, бейджики «ученых», кафедра, мольберт;
- листочки бумаги для заметок, фломастеры, карандаши, ручки;
- 2-3 компьютера;
- книги, энциклопедии, наборы открыток, фотографии о природе;
- книга А.В.Смоленского «Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство»;
- песочные часы;
- весы;
- картины чувашских художников на тему зимних пейзажей.
Методические приемы:
- Рассматривание картин чувашских художников о зиме;
- Беседа с детьми о 3 периодах зимы;
- Показ слайдов с «живыми барометрами» с объяснением;
- Проведение исследовательской работы детьми по карточкам и картам – схемам;
- Выступления детей с «докладами» по проведенным исследованиям на научной конференции;
- Рассказ воспитателя о чувашских приметах;
- Рассказ научного сотрудника краеведческого музея о чувашском народном гигроскопе;
- Проведение опыта педагогом по измерению и взвешиванию брусков липы и дуба;
- Проведение опыта детьми по определению принципа работы гигроскопа (впитывания влаги брусками двух пород);
- Поощрение детей.
Предварительная работа:
- Изучена литература:
- Злыгостев К.В. Растения-ориентиры. Сборник работ XV Международной экологической конференции молодежи «ЭКО-2009».
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество. – Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 1998 г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, «Асар», 1996г.
- Образовательный портал:
- Предсказание погоды по растениям, животным, насекомым:
http.wwwoutdoorz.weather.land2.ru
- Салкус. Родник: хрестоматия. - Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
- Савенков А. Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. – журнал «Вестник практической психологии образования», № 1(12) , 2005.
- Смоленский А.В. «Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство».
- Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. «Тропинка в природу», С.-Пб., «Союз», 2001.
- Проведена работа с родителями:
- Совместные экскурсии в чувашский национальный музей, в парк им. Б. Гузовского.
- Изготовление чувашского народного гигроскопа.
- Пополнение РПС по познавательно-речевой деятельности: детские энциклопедии, хрестоматии, наборы открыток, фотографии о природе.
- Изготовление академических головных уборов, бейджиков.
- Участие в организации и оформлении метеостанции.
- Проведена работа с детьми:
- Просмотр видеосюжетов на тему: «Знакомство с метеорологическими спутниками Земли», «Что такое прогноз «Живые барометры»;
- Проведение циклов непосредственно-образовательной деятельности на темы: «Приметы зимы», «Растения – барометры», «Насекомые – предсказатели погоды», «Птицы – метеорологи», «Прогноз по неживой природе».
- Проведение циклов тренировочных занятий - исследований по методике А.Савенкова;
- Знакомство с песочными часами;
- Проведение наблюдений за облаками, деревьями, ветром, сосульками, солнцем и другими объектами на территории детского сада.
- Рассматривание картин чувашских художников на тему зимних пейзажей.
- Чтение детям о природных объектах.
- Совместные экскурсии и рассказы родителей о проведенных наблюдениях в природе на даче, в деревне.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы живем с вами в загадочном мире природы, который таит в себе удивительные чудеса. Каждый день мы совершаем открытия, узнаем что-то новое. Нужно только научиться внимательно слушать и смотреть! Сегодня мы продолжим исследования мира природы. Я приглашаю вас пройти к зимней картинной галерее. Ребята, кто хочет быть сегодня нашим экскурсоводом?
Ребенок: (рассказ заранее подготовленного ребенка) Я рада представить вам картины зимних пейзажей известных чувашских художников Агеева, Давыдова, Лукиянова. Посмотрите, какие замечательные работы! О зиме поэты слагали стихи, художники писали картины. Необычное время года – зима. Все покрыто снегом, стоят крепкие морозы, вьюги, метели заметают дороги, деревья. Не зря в народе называют зиму белой царицей за ее суровый и властный нрав.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
Воспитатель: За один сезон мы с вами проживаем три периода зимы. Догадались, почему 3 периода? (3 месяца). В народе их называют по-разному, по-особенному: студень - декабрь, сочень- январь, ветродуй - февраль. Найдите картины, на которой, по-вашему, художник изобразил месяц декабрь. Ребята, кто из вас сможет рассказать о первом периоде зимы.
Ребенок: На нашей родине декабрь старые люди называли «студень» потому что всегда было холодно. Еще называли его хмурень, потому что в декабре небо часто бывает хмурым. В декабре замерзают реки, поэтому его называют ледостав. Он год кончает, зиму начинает - самый темный месяц в году. Еще называют - снегириная пора, потому что появляются зимние гости - снегири и свиристели.
Воспитатель: Замечательный рассказ.
А теперь найдите картину, на которой, на ваш взгляд, художник изобразил месяц январь и вспомните, как называли январь в старину?
Ребенок: Январь назывался «сочень», потому что в январе стоят трескучие, жестокие морозы. Это месяц ярких звезд, ясного неба, лютого мороза. Еще в старину он назывался «просинец», потому что в это время начинает показываться синее небо и день прибавляется.
Воспитатель: Cегодня, ребята, мы продолжим беседу о третьем зимнем месяце - феврале. И думаю, что февраль изображен художником вот на этой картине. Посмотрите, отличается ли месяц февраль от других месяцев? (ответы детей) Чем отличается? (стало больше снега, навалило большие сугробы, иногда можно заметить и первые проталины). Но в феврале еще держатся морозы, завывают метели. В старину февраль за крепкие морозы и метели звали ветродуй. Февраль еще зовут «бокогреем», бокогреюшка , потому что начинает с боков пригревать солнышко; февраль - обманчивый месяц, один бок греет, а другой студит. Это месяц неожиданностей, погодных перемен - зимобор, потому как февраль с зимой борется. Вы запомнили, как в народе называли месяц февраль? (ветродуй, «бокогреей», зимобор)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и полюбуйтесь красотой зимней природы (пауза).
Уже сейчас зимой люди задумываются о том, какая погода будет весной, летом. Важно знать благоприятные дни для посадки и уборки урожая. Для этого ученые придумали прибор, который определяет состояние погоды, определяет атмосферное давление: высокое – к теплу, низкое – к ненастью и дождю. Такой прибор называется барометр. А как вы думаете, в давние, давние времена были барометры? (Примерный ответ детей: что, наверно, нет.)
Воспитатель: Как же, по вашему, люди определяли погоду? (выслушивает предположительные ответы детей)
Воспитатель: Тогда, много-много лет назад, вот здесь, где мы с вами живем, в Чувашии, наши предки год от года собирали приметы о погоде: по цветам, по птицам, по животным, которые изменяли свое поведение в соответствии с предстоящей погодой. Как вы понимаете слово «приметы»? Что оно обозначает? (Ответы детей: примечали изменения в природе, старались запомнить эти изменения, чтобы предугадать, что будет, если например, цветы одуванчика закрылись, то будет дождь.)
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами очутились в те давние и далекие времена, и у нас с вами нет современных приборов, определяющих погоду. А нам необходимо определить время, когда лучше всего посеять рожь, пшеницу, посадить картошку. А чтобы выбрать удачный для посадки день нам в этом могут помочь растения, птицы, животные, насекомые. Их еще называют - живые барометры. А догадались, почему их называют «живые» БАРОМЕТРЫ? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Да, потому что они меняют свое поведение в соответствии с изменением состояния погоды. Я приглашаю вас в видеозал. (Показ слайдов «Живые барометры» с объяснением: рассказ воспитателя, высказывания детей о приметах по сосулькам, дыму из трубы, птицам, кошке, собаке).
Воспитатель: В мире природы существует много живых барометров. А как вы и ваши родители узнают о погоде? (по новостям в телевизоре, термометру за окном, по радио и пр.) Ученые - синоптики изучают изменения погоды, составляют прогнозы погоды. Кто такие ученые? Чем занимаются ученые? (Ответы детей: ученые проводят свои исследование на интересующие темы, а затем выступают на научных конференциях со своими докладами по результатам исследований). Я знаю, что вы очень любите играть, поэтому предлагаю поиграть в ученых. Приглашаю пройти в наш игровой научный центр.
Воспитатель: Прошу надеть академические шапочки и мантии, прицепить бейджики. Уважаемые, ученые, вам предстоит сегодня провести свое личное исследование. Для этого нужно выбрать любую тему, опорой в вашем исследовании будут знакомые вам информационные фартуки. На столах есть разнообразный материал для записей. Вот здесь для вас я приготовила познавательную литературу, из которой вы можете узнать об интересующем вас объекте, вопросы вы можете задавать и взрослым, которых сегодня много, а я буду выступать в роли специалиста - на ноутбук по этим картинкам я подобрала много разной интересной информации. После того как вы проведете исследование результаты своей работы, то есть, свои выводы, вы, как ученые, зачитаете на нашей научной конференции «Существуют ли живые барометры в природе?» (дети самостоятельно выбирают карточки-объекты изучения).
Воспитатель: Для проведения вашей работы вам дается 10 минут. Время работы мы будем контролировать по песочным часам. Вы помните, что на листочках бумаги можно делать заметки и вкладывать их в кармашек, чтобы потом было легче рассказывать о вашем исследовании. (Воспитатель ставит песочные часы по 5 минут на видное место. По окончании работы примерно 2 детей «зачитывают» свои «доклады», другие в конце дня на конференции.)
Воспитатель: Итак, все ученые готовы к выступлению. Конференцию «Существуют ли живые барометры в природе?» разрешите открыть. Первым для выступления приглашается Ученый Вова. Готовится к выступлению ученый Вика (доклад ребенка). Вопросы ученым можно задать после доклада. (После выступления аплодисменты, поощрения). Спасибо за внимание. Объявляется перерыв. Понравилось вам играть в ученых? Продолжим игру в ученых вечером на конференции вместе с родителями.
Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что в природе есть свои барометры, которые, определяя влажность воздуха, могут предсказывать погоду. Живые барометры – это язык природы. Мы с вами только начали изучать этот язык, а в старину, очень давно, чувашские крестьяне очень хорошо знали и понимали этот язык. В каждой чувашской деревне были старики – знатоки погоды, умевшие предсказывать ее по разным приметам, при этом они редко ошибались. Используя знания языка природы, наблюдения, чувашские крестьяне точно знали, кода лучше пахать и сеять. Об удивительных метеорологических способностях чувашских крестьян жители Татарии говорили так, «что чуваш сказал о погоде, так оно и будет». Почему? Тогда, очень давно, не было метеостанций, которые сегодня наблюдают из космоса за изменением климата земли и помогают синоптикам составлять прогноз погоды, но у чувашских крестьян был очень интересный прибор, при помощи которого можно было прогнозировать погоду. И об этом нам сегодня расскажет Светлана Владимировна, научный сотрудник чувашского национального музея.
Светлана Владимировна: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я познакомлю вас с древним прибором, при помощи которого в давние времена чувашские крестьяне определяли погоду (показывает прибор). Это – чувашский народный гигроскоп. По нему определяли влажность воздуха. Сделать прибор было не сложно, поэтому он был почти в каждой крестьянской избе. Брали куски древесины дуба и липы одинаковые по весу. Посмотрите, кусок дуба короче, чем кусок липы. Как вы думаете, почему? (Предполагаемые ответы детей. Проводит опыт: взвешивает) Дуб тяжелее, чем липа, поэтому он короче. А как отличить дуб от липы? (Ответы детей). Обратите внимание, дуб по цвету темнее, а липа светлая. Их скрепляли вместе (показывает место скрепления брусков), на стене прочерчивали линию (чертит линию и подвешивает гигроскоп на мольберте) и за специальный крючок вешали на стену в сенях (подвешивает гигроскоп). А почему же брали липу и дуб? Перед дождем воздух становится тяжелым, влажным, в нем накапливается много водяного пара. А так как древесина у липы более мягкая, пористая, поэтому она впитывает в себя больше влаги и перетягивает дубовый кусок. Древесина дуба же более плотная и впитывает влагу очень плохо. Сомневаетесь? Тогда предлагаю вам убедиться в этом самостоятельно. Пройдите, пожалуйста, в лабораторию, где мы проведем опыт.
- Наденьте, пожалуйста, фартучки лаборантов.
- Налейте аккуратно воду в емкость на половину с помощью мерных стаканов.
- Возьм правильно ите в правую руку брусок дуба, а в левую брусок липы. Все выбрали бруски? (посмотреть, проверить)
- Одновременно опустите бруски в емкость с водой.
- Крепко придерживайте пальцами бруски, внимательно наблюдайте.
- Пауза для того, чтобы бруски успели намокнуть.
- Что вы видите? Из какого бруска выделяется больше пузырьков воздуха? Из какого бруска выделяется мелкие пузырьки, а из какого крупные? Почему?
(Дети делают вывод: кусок липы начинает выделять крупные пузырьки, т.е. впитывает воду быстрее и больше, а кусок дуба выделяет мелкие пузырьки, т.к. поры дуба мельче).
Благодарю всех за наблюдательность, аккуратность. Опыт прошел успешно. Прошу снять фартуки лаборантов и подойти к мольберту. Итак, мы с вами выяснили, что брусок липы легче и впитывает в себя больше влаги, чем брусок дуба. Это принцип работы гигроскопа. Просто и очень интересно. Этот прибор я хочу подарить вам, ребята, чтобы по нему вы могли каждый день определять влажность воздуха у себя в детском саду.
Воспитатель: Спасибо, Светлана Владимировна, за подарок и интересный содержательный рассказ. Теперь нам будет гораздо интереснее продолжать исследования мира природы с помощью чувашского народного гигроскопа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.
Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»
Конспект интегрированного занятиядля детей подготовительной к школе группына тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»...
Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы с использованием цифровой лаборатории Наураша "Электричество и электроприборы"
Цель:- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения с электрическими приборами.Задачи:- Расширить знания об электричестве и электроприборах...
Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»
Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захваты...
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....
конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы
: Создание и внедрение в образовательный процесс макета «Экологическое дерево». Обобщение и систематизация знаний о природе родного края....
- Мне нравится (1)