Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группе " Детские исследования. Живые барометры зимы."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михайлова Рената Федоровна

   В занятии используется  технология А.И.Савенкова "Учебные исследования". Дети  знакомятся с  чувашском народным гигроскопом, прибором определяющим влажность воздуха,приобщаются  к чувашской народной культуре, народному опыту,  знакомятся с чувашскими народными приметами определения погоды, формируется интерес к творчеству чувашских художников, уточняются представления о характерных признаках трех периодах зимы: студень, сочень, ветродуй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия гигроскоп88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 97 «Семицветик»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей

города Чебоксары Чувашской республики

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

Тема: «Детские исследования. Живые барометры зимы»

в подготовительной группе

( по чувашским народным приметам о погоде)

                             

                             Составлен:

                                                                                 

                                                                  Михайловой Р.Ф.

                                                                  воспитателем

                                                                  подготовительной группы

                                                                  Автор идеи и   научный

                                                                  руководитель:  Т.В.Мурашкина

                                                                      ст. преподаватель кафедры ДиНО           ЧРИО

                                                                  Дата проведения: 19.01.2016.

                                 

                                                               

Чебоксары  2016

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о чувашском народном гигроскопе, приборе, определяющем влажность воздуха. Научить детей составлению плана исследования.
  2. Закреплять  у детей умение  записывать  информацию пиктограммами.
  3. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, умение  рассуждать.
  4. Приобщать детей к народной культуре, народному опыту. Воспитывать уважение к предкам.
  5. Продолжить знакомство с чувашскими народными приметами определения погоды.
  6. Создавать интерес к творчеству чувашских художников.
  7. Уточнить представления о характерных признаках трех периодах зимы: студень, сочень, ветродуй.
  8. Ввести в активный словарь детей слова «чувашский народный гигроскоп», «план   исследования», «доклад», поры.

                                                                                             

Оборудование и материалы:

  • чувашский народный гигроскоп;
  • тематические карточки с изображением лягушки, ели, одуванчика, паука,  облаков, солнца, воробья, сосулек, кошки  -  тем исследований;
  •  информационные фартуки (карты-схемы  с изображением методов  исследования  - алгоритм по А.И. Савенкову);
  • материалы для опыта: маленькие куски древесины липы и дуба; салфетки, лупы, емкости для воды, фартуки;
  • академические шапочки, бейджики «ученых», кафедра, мольберт;
  • листочки бумаги для заметок, фломастеры, карандаши,  ручки;      
  • 2-3 компьютера;
  • книги, энциклопедии, наборы открыток, фотографии  о природе;  
  • книга А.В.Смоленского «Чувашские  приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство»;
  • песочные часы;
  • весы;
  • картины чувашских художников на тему зимних пейзажей.

Методические приемы:  

  • Рассматривание картин чувашских художников о зиме;
  • Беседа с детьми о 3 периодах зимы;
  • Показ слайдов с «живыми барометрами»  с объяснением;
  • Проведение исследовательской работы детьми по карточкам и  картам  – схемам;
  • Выступления детей с «докладами» по проведенным исследованиям на научной конференции;
  • Рассказ воспитателя о чувашских приметах;
  • Рассказ научного сотрудника   краеведческого музея о чувашском народном гигроскопе;
  • Проведение опыта педагогом по измерению  и взвешиванию брусков липы и дуба;
  • Проведение опыта детьми по определению принципа работы гигроскопа (впитывания влаги брусками двух пород);
  • Поощрение детей.

Предварительная работа:

  1. Изучена литература:

  1. Злыгостев К.В.  Растения-ориентиры. Сборник работ  XV Международной экологической конференции молодежи «ЭКО-2009».
  2. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество. – Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 – 1998 г.
  3. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, «Асар», 1996г.
  4. Образовательный портал:

             www.ugrameteo.ru/meteo.php

  1. Предсказание погоды по растениям, животным, насекомым:

http.wwwoutdoorz.weather.land2.ru    

  1. Салкус. Родник: хрестоматия. - Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
  2. Савенков А. Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. – журнал «Вестник практической психологии образования», № 1(12) , 2005.
  3. Смоленский А.В. «Чувашские  приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство».
  4. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. «Тропинка в природу», С.-Пб., «Союз», 2001.

     

  1. Проведена работа с родителями:

  1. Совместные  экскурсии в    чувашский национальный  музей, в парк им. Б. Гузовского.
  2. Изготовление чувашского народного гигроскопа.
  3. Пополнение РПС по познавательно-речевой деятельности: детские энциклопедии, хрестоматии, наборы открыток, фотографии  о природе.
  4. Изготовление  академических головных уборов, бейджиков.
  5. Участие в организации и оформлении метеостанции.

 

  1.  Проведена работа с детьми:

  1. Просмотр видеосюжетов на тему: «Знакомство с метеорологическими спутниками Земли», «Что такое прогноз «Живые барометры»;
  2. Проведение циклов непосредственно-образовательной деятельности на темы: «Приметы зимы», «Растения – барометры», «Насекомые – предсказатели погоды», «Птицы – метеорологи», «Прогноз по неживой природе».
  3. Проведение циклов тренировочных занятий -  исследований по методике   А.Савенкова;
  4. Знакомство с песочными часами;
  5. Проведение наблюдений за облаками, деревьями, ветром, сосульками, солнцем и другими объектами на территории детского сада.
  6. Рассматривание картин чувашских художников на тему зимних пейзажей.
  7. Чтение  детям о природных объектах.
  8. Совместные экскурсии и рассказы родителей о проведенных наблюдениях в природе на даче, в деревне.

 

Ход занятия:

Воспитатель:  Мы живем с вами в загадочном мире природы, который таит в себе удивительные чудеса. Каждый день мы совершаем открытия, узнаем что-то новое. Нужно только научиться внимательно слушать и смотреть! Сегодня мы продолжим исследования мира природы.  Я приглашаю вас пройти к зимней  картинной галерее. Ребята, кто хочет быть сегодня нашим экскурсоводом?

Ребенок: (рассказ заранее подготовленного ребенка) Я рада представить вам картины зимних пейзажей известных чувашских художников Агеева, Давыдова, Лукиянова. Посмотрите, какие замечательные работы! О зиме поэты слагали стихи, художники писали картины. Необычное время года – зима. Все покрыто снегом, стоят крепкие морозы, вьюги, метели заметают дороги, деревья. Не зря  в народе называют зиму белой царицей за ее суровый и властный нрав.

Тройка, тройка прилетела

    Скакуны в той тройке белы,

                                      А в санях сидит царица

                                      Белокожа, белолица

                                      Как махнула рукавом

                                      Все покрыла серебром.

Воспитатель: За один сезон мы  с вами  проживаем три периода зимы. Догадались, почему 3 периода? (3 месяца). В народе их называют по-разному, по-особенному: студень  - декабрь, сочень- январь, ветродуй  - февраль. Найдите картины, на которой, по-вашему, художник изобразил месяц декабрь. Ребята, кто из вас сможет  рассказать о первом периоде зимы.

Ребенок: На нашей родине декабрь старые люди называли   «студень» потому что всегда было холодно. Еще называли его хмурень,  потому что в декабре небо часто бывает хмурым.  В декабре замерзают реки, поэтому его называют ледостав.  Он год кончает, зиму начинает - самый темный месяц в   году. Еще называют - снегириная пора, потому что появляются зимние гости - снегири и свиристели.

Воспитатель: Замечательный рассказ.

А теперь найдите картину, на которой, на ваш взгляд, художник изобразил месяц январь и вспомните, как называли январь в старину?

Ребенок: Январь назывался «сочень», потому что в январе стоят трескучие, жестокие морозы. Это месяц ярких звезд,  ясного неба, лютого мороза. Еще  в старину он назывался «просинец», потому что в это время начинает показываться синее небо и день  прибавляется.

Воспитатель: Cегодня, ребята, мы продолжим беседу о третьем зимнем месяце - феврале. И думаю, что февраль изображен художником вот на этой картине. Посмотрите, отличается ли месяц февраль от других месяцев? (ответы детей) Чем отличается? (стало больше снега, навалило  большие  сугробы, иногда можно заметить и первые проталины). Но в феврале  еще  держатся морозы, завывают метели. В старину февраль за крепкие морозы и  метели   звали ветродуй. Февраль еще зовут «бокогреем», бокогреюшка , потому что  начинает с боков пригревать солнышко;  февраль - обманчивый месяц, один бок греет, а другой студит. Это месяц неожиданностей, погодных перемен - зимобор, потому как  февраль с зимой борется.  Вы запомнили, как в народе называли месяц февраль?  (ветродуй,     «бокогреей»,   зимобор)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и полюбуйтесь  красотой зимней природы (пауза).

Уже сейчас зимой  люди задумываются о том, какая погода будет весной, летом. Важно знать благоприятные дни для посадки и уборки урожая. Для этого ученые придумали  прибор, который определяет  состояние погоды,  определяет атмосферное давление: высокое – к теплу, низкое – к ненастью и дождю. Такой прибор  называется барометр. А как вы думаете, в давние, давние времена были барометры? (Примерный ответ детей:  что, наверно, нет.)

Воспитатель: Как же, по вашему, люди  определяли погоду? (выслушивает предположительные ответы детей)

Воспитатель: Тогда, много-много лет назад, вот здесь, где мы с вами живем, в Чувашии,  наши предки  год от года собирали приметы о погоде:  по цветам, по птицам, по животным, которые изменяли свое поведение в соответствии  с предстоящей погодой. Как вы понимаете  слово «приметы»? Что оно обозначает?  (Ответы детей: примечали изменения в природе, старались запомнить эти изменения, чтобы предугадать, что будет, если например, цветы одуванчика закрылись, то будет дождь.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами очутились в те давние и далекие времена, и у нас с вами нет современных приборов, определяющих погоду.  А нам необходимо определить время, когда лучше всего посеять рожь, пшеницу, посадить картошку.  А чтобы выбрать удачный для посадки день нам в этом  могут  помочь растения, птицы, животные, насекомые. Их еще называют -  живые  барометры. А догадались, почему их называют  «живые»  БАРОМЕТРЫ?  (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Да, потому что они меняют свое поведение  в соответствии  с  изменением состояния погоды. Я приглашаю вас в видеозал. (Показ слайдов  «Живые барометры» с объяснением: рассказ воспитателя, высказывания детей о приметах по сосулькам, дыму из трубы, птицам, кошке, собаке).

Воспитатель: В  мире природы существует много живых барометров. А как вы и ваши родители узнают о погоде? (по новостям в телевизоре, термометру за окном, по радио и пр.) Ученые - синоптики изучают изменения погоды, составляют  прогнозы погоды. Кто такие ученые? Чем занимаются ученые?  (Ответы детей: ученые проводят свои исследование на интересующие темы, а затем выступают на научных конференциях со своими докладами по результатам исследований). Я знаю, что вы очень любите играть, поэтому предлагаю поиграть в ученых. Приглашаю пройти в наш игровой научный центр.

Воспитатель: Прошу надеть академические шапочки и мантии, прицепить бейджики. Уважаемые, ученые, вам предстоит сегодня провести свое личное исследование. Для этого нужно выбрать любую тему, опорой в вашем исследовании будут знакомые вам информационные фартуки. На столах есть разнообразный материал для записей. Вот здесь для вас я приготовила познавательную  литературу, из которой  вы можете узнать об интересующем вас объекте, вопросы вы можете задавать и взрослым, которых сегодня много, а я буду выступать   в роли специалиста - на ноутбук  по этим картинкам я подобрала  много разной интересной информации. После того как вы проведете исследование  результаты своей работы, то есть, свои выводы, вы, как ученые, зачитаете на нашей научной конференции  «Существуют ли живые барометры в природе?» (дети самостоятельно выбирают карточки-объекты изучения).

Воспитатель:  Для проведения вашей работы вам дается 10 минут.  Время работы мы будем контролировать по песочным часам.  Вы помните, что на листочках бумаги можно делать заметки и вкладывать их в кармашек, чтобы потом было легче рассказывать  о вашем  исследовании. (Воспитатель ставит  песочные часы по 5 минут   на видное место.  По окончании  работы  примерно 2   детей  «зачитывают» свои  «доклады»,  другие  в конце дня на конференции.)

Воспитатель: Итак,  все ученые готовы к выступлению. Конференцию «Существуют ли живые барометры в природе?» разрешите открыть. Первым для выступления приглашается Ученый Вова. Готовится к выступлению ученый Вика (доклад ребенка).  Вопросы  ученым можно задать после   доклада.   (После выступления аплодисменты, поощрения). Спасибо за внимание.  Объявляется перерыв. Понравилось вам играть в ученых?  Продолжим игру в ученых вечером на конференции вместе с  родителями.

 Воспитатель:  Вот мы  с вами и выяснили, что в природе есть свои барометры, которые, определяя влажность воздуха, могут предсказывать погоду. Живые барометры – это язык природы. Мы с вами только начали изучать этот язык, а в старину, очень давно, чувашские крестьяне очень хорошо знали и понимали  этот язык. В каждой чувашской деревне были старики – знатоки погоды, умевшие предсказывать ее по разным приметам, при этом они редко ошибались. Используя  знания языка  природы, наблюдения, чувашские крестьяне точно знали, кода лучше пахать и сеять. Об удивительных метеорологических  способностях чувашских крестьян жители Татарии говорили так, «что чуваш сказал о погоде, так оно и будет». Почему? Тогда, очень давно, не было метеостанций, которые сегодня наблюдают из космоса за изменением климата земли и помогают синоптикам составлять прогноз погоды, но у чувашских крестьян был очень интересный прибор, при помощи которого можно было прогнозировать погоду.  И об этом нам сегодня расскажет  Светлана Владимировна, научный сотрудник чувашского национального  музея.

Светлана Владимировна:  Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я познакомлю  вас с древним прибором, при помощи которого в давние времена  чувашские крестьяне   определяли погоду (показывает прибор). Это – чувашский народный гигроскоп. По нему определяли  влажность воздуха. Сделать прибор было не сложно, поэтому он был почти в каждой крестьянской избе. Брали куски древесины дуба и липы одинаковые по весу. Посмотрите, кусок дуба короче, чем кусок липы.  Как вы думаете, почему?  (Предполагаемые ответы детей. Проводит опыт: взвешивает) Дуб тяжелее, чем липа, поэтому он короче. А как отличить дуб от липы? (Ответы детей). Обратите внимание, дуб  по цвету темнее, а липа светлая. Их скрепляли вместе (показывает место скрепления брусков), на стене прочерчивали линию  (чертит линию и подвешивает гигроскоп на мольберте) и за специальный крючок  вешали на стену в  сенях (подвешивает гигроскоп).  А почему  же брали липу и дуб? Перед дождем  воздух становится тяжелым, влажным, в нем накапливается много водяного пара.  А так как   древесина у липы более мягкая, пористая, поэтому она впитывает в себя больше влаги и  перетягивает дубовый кусок.  Древесина дуба же более плотная и впитывает влагу очень плохо. Сомневаетесь?  Тогда предлагаю вам  убедиться в этом самостоятельно. Пройдите, пожалуйста, в лабораторию, где мы проведем опыт.

  • Наденьте, пожалуйста, фартучки лаборантов.
  • Налейте аккуратно воду в емкость на половину с помощью мерных стаканов.
  • Возьм правильно ите в правую руку брусок дуба, а в левую брусок липы. Все выбрали бруски? (посмотреть, проверить)
  • Одновременно опустите бруски в  емкость  с водой.
  • Крепко придерживайте пальцами бруски, внимательно наблюдайте.
  • Пауза для того, чтобы бруски успели намокнуть.
  • Что вы видите? Из какого бруска выделяется больше пузырьков воздуха?  Из какого бруска выделяется мелкие пузырьки, а из какого крупные? Почему?

 (Дети делают вывод: кусок липы начинает выделять крупные пузырьки, т.е. впитывает воду быстрее и больше, а кусок дуба выделяет мелкие пузырьки, т.к. поры дуба мельче). 

Благодарю всех за  наблюдательность, аккуратность. Опыт прошел успешно. Прошу снять фартуки лаборантов и подойти к мольберту.  Итак, мы с вами выяснили, что брусок липы  легче и впитывает в себя больше влаги, чем  брусок дуба.    Это принцип работы гигроскопа.  Просто и очень интересно. Этот  прибор я хочу подарить вам, ребята, чтобы по нему вы могли  каждый день определять влажность воздуха у себя в детском саду.

 Воспитатель: Спасибо,  Светлана Владимировна, за подарок и интересный  содержательный рассказ. Теперь нам будет гораздо интереснее продолжать исследования мира природы с помощью чувашского народного гигроскопа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»

Конспект интегрированного занятиядля детей подготовительной к школе группына тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»...

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы с использованием цифровой лаборатории Наураша "Электричество и электроприборы"

Цель:- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения с электрическими приборами.Задачи:-  Расширить знания об электричестве и электроприборах...

Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»

Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захваты...

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....

конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы

: Создание и внедрение в образовательный процесс макета «Экологическое дерево». Обобщение и систематизация знаний о природе родного края....