Путешествие капельки
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 11» г. Канаш
«Путешествие Капельки»
«Познавательное развитие»
Воспитатель
Ситухина Наталия Евгеньевна
Тема: Путешествие Капельки
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Цель: Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить со свойствами воды: текучесть, прозрачность, не имеет запаха, вкуса.
2. Дать первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, через экспериментальную деятельность, помогать в оформлении её результатов.
2. Активизировать и обогатить словарь детей прилагательными: мокрая, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, соленая и т.д
Воспитательные:
1.Воспитание любознательности, побуждать к совместной поисковой деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы, наблюдение в уголке природы, просмотр мультфильмов, продуктивная деятельность, игры с водой, хозяйственно-бытовой труд.
План: I часть – 3 минуты
II часть – 14 минут
III часть – 3 минуты
Вопросы и задания:
- Что такое вода?
- Для чего нужна вода? Кому нужна вода?
- Рассказывание детям сказки «Путешествие Капельки»
- Откуда начала свое путешествие Капелька? Во что превратилась Капелька?
- Опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I часть. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
-Я приготовила вам очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. Что вы слышите?
Звучит «журчание воды» (диск «Звуки природы»).
Ответы детей: это звук дождя, моря, звук ручейка, журчание воды.
Воспитатель: Правильно, это звук воды, журчание воды. Сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Посмотрите, дети, кто к нам пришёл. Это Капелька (показывает игрушку).
Капелька здоровается с детьми и предлагает протянуть ладошки, чтобы поздороваться с ней.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое капелька? (вода).
Если дети затрудняются с ответом, можно капнуть им на ладошку капельки воды из пипетки.
Воспитатель: Что такое вода? Для чего нужна вода?
Ответы детей: вода для того, чтобы пить, мыть посуду, стирать, варить еду.
Воспитатель: Вода - это жидкость. Кому нужна вода?
Ответы детей: рыбкам в аквариуме, цветам, мыть пол.
Воспитатель:
- Не умыться, не напиться.
Без ВОДЫ.
Листику не распуститься.
Без ВОДЫ.
Без ВОДЫ прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна ВОДА!
II – основная часть
Воспитатель: Капелька пришла рассказать нам сказку о своем путешествии, сказка так и называется «Путешествие Капельки».
-Садитесь удобнее, слушайте внимательно (предлагает детям пройти к стульчикам и сесть).
Воспитатель рассказывает сказку:
«Жила была Капелька со своими сестричками и мамой Тучкой. Вдруг сверкнула молния, ударил гром. Капелька испугалась и стремительно полетела вниз вместе со своими сестричками. Капельке было немного страшно, но очень интересно. Во время своего полёта она успела поздороваться с рыжим Солнышком, познакомилась с другими капельками и вот, наконец, все капли упали на землю дождем. Упав, они образовали лужу и стали веселиться, и купаться.
После того как Капелька оказалась на земле, недолго пришлось ей играть в луже. Рыжее Солнышко перестало греть, стало холодать, лужа постепенно замерзла, и Капелька превратилась... В кого? (выслушивает ответы детей)... в Льдинку. Не расстраивайтесь, вы же знаете, что вода может превращаться в лед. Скучно стало Капельке, она ведь не могла двигаться. Её сестрички, которые остались с мамой Тучкой, теперь нарядились в красивые платьица и падали на землю уже (выслушивает ответы детей)…Снежинками.
Прошло три месяца зимы, чаще стало появляться рыжее Солнышко, становилось всё теплее, и лужа вскоре растаяла, и Капелька снова смогла свободно плавать и в луже, и в ручейке. Дни становились всё жарче и жарче, Солнышко припекало всё сильнее и сильнее, Капелька становилась всё легче и легче, и наконец, испарилась - полетела вверх.
Вам её жалко? Не печальтесь! Разве вы не знаете, что вода превращается в пар? Такое превращение произошло и с Капелькой. Вместе со своими сестричками образовали они белое, пушистое Облако и поплыли по небу на встречу с мамой Тучкой.
Вот какое удивительное путешествие совершила наша Капелька.
(Весь рассказ педагога сопровождается показом сказки на магнитной доске).
Воспитатель: Откуда начала свое путешествие Капелька?
Ответы детей: от мамы Тучки, она испугалась грома и молнию и спрыгнула с тучки.
Воспитатель: Почему вдруг Капелька отправилась в путешествие?
Ответы детей: пошел дождь; ей стало интересно, что там, внизу; захотелось найти друзей.
Воспитатель: Когда наступили морозы, во что превратилась Капелька? А её подружки, которые падали с неба?
Ответы детей: Капелька превратилась в льдинку, а подружки падали с неба снежинками.
Воспитатель: Во что ещё она может превращаться?
Ответы детей: Капелька может быть льдинкой, паром и может быть жидкой.
Воспитатель: А как вы думаете, Капельке понравились её приключения? Почему?
Ответы детей: да понравилось, она много увидела и узнала.
Воспитатель: Да она узнала много нового, нашла новых друзей, повидала и зиму и лето, а ведь это так здорово узнавать что-то новое, интересное и полезное.
Динамическая пауза:
Воспитатель: Ребята, Капелька хочет научить вас играть в свою любимую игру «Ходят капельки по кругу» (педагог сопровождает рассказ соответствующими действиями).
-Я мама Тучка, а вы мои детки-капельки. Педагог подзывает детей к себе, обнимает их, звучат раскаты грома и шум дождя. Капелькам пора отправятся в путь. Полетели капельки на землю (бег по группе), прыгают, веселятся (прыжки в разных направлениях). Скучно им стало по - одиночке прыгать, собрались они парами и потекли весёлыми ручейками (дети парами передвигаются по группе). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (парочки соединяются). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река, текла и попала в большой, просто огромный океан (дети образуют круг). Плавали, путешествовали капельки и вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригревать стало, стали капельки легкими (встают на носочки, руки вверх, тянуться). Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме Тучке (собираются у педагога).
Воспитатель: Дети, наша Капелька много видела, много знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Вы хотите их узнать?
Ответы детей: да.
Дети проходят за столы, на которых приготовлены материалы для проведения опытов для определения свойств воды.
Опыт №1.
Перед детьми два таза с водой, педагог предлагает одному ребёнку подать любой предмет со стола, затем предлагает взять и дать ему воду из таза.
Воспитатель: А сейчас, попробуйте взять рукой воду. Получается? Почему? Давайте возьмём стаканы и попробуем перелить воду из одного в другой стакан. А теперь получается?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт №2.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какого цвета у меня платье?
Ответы детей: разноцветное; платье белое с фиолетовым; пестрое.
Воспитатель: Какого цвета этот таз?
Ответы детей: зелёный, светло-зелёный.
Воспитатель: Скажите, какого цвета капелька воды? Какого цвета вода?
Ответы детей: никакого; нет цвета; капелька прозрачная.
Воспитатель: Дети, посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите камешки и бросьте их в стаканчики с водой и молоком. Вы все видите камешки? В каком стакане не видно камешек?
Ответы детей: в стакане с молоком.
Воспитатель: У воды нет цвета, вода бесцветная, она прозрачная.
Опыт №3.
Воспитатель: Дети, вам не кажется, что чем-то пахнет? Капелька приготовила эти стаканчики для вас, что бы вы отгадали, что в них.
Воспитатель предлагает детям понюхать, нарезанные в стаканчиках: чеснок, апельсин. Дети отгадывают по запаху. Затем педагог предлагает понюхать стаканчик с водой.
Воспитатель: Чем пахнет?
Ответы детей: ничем не пахнет.
Воспитатель: Значит, вода ничем не пахнет. У воды нет запаха.
Опыт №4.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).
Воспитатель: Какая она на вкус? Сладкая? Соленая? Кислая?
Ответы детей: вкусная, не солёная, не сладкая, не кислая.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса. На столе у каждого из вас есть соль или сахар. А теперь возьмите немножко ложкой, положите в воду, размешайте и попробуйте. Что получилось?
Проводится опыт с растворением сахара, соли (у детей разные вещества), дети пробуют и определяют, у кого какое вещество было.
Воспитатель: Какая на вкус теперь стала вода?
Ответы детей: соленая, сладкая.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса. Она может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили: сахар - сладкая, соль – соленая.
III заключительная часть
Воспитатель:
-Ребята, обратите внимание какое волшебство: у воды нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, а все мы любим, попить чистой родниковой воды, полезной минеральной воды, когда нам жарко или мы устали; когда нам холодно, утром или перед сном. Хорошо бы выпить горячего чаю, который мы завариваем кипячёной водой. Вот какая вода-волшебница!
Капелька приготовила нам волшебный сюрприз (педагог показывает опыт с распускающимися бумажными цветами в воде). Посмотрите, дети, как красиво распускаются цветы!
-Мы отлично поработали, Капельке очень понравилось, эти цветы нам в благодарность.
Материал: кукла Капелька, макет и детали «круговорота воды в природе», прозрачные пластмассовые стаканчики с водой, молоком, материалы для опытов (камешки, соль, сахар) на каждого ребёнка, диск «Звуки природы» - журчание ручейка, звук дождя, раскаты грома, бумажные цветы.
Методические комментарии: Данное занятие с детьми средней группы по познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать у детей любознательность, познавательную активность, формировать элементарные навыки экспериментирования, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Список использованной литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 лет / Е.В.Баранова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие «Путешествие капельки».
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Конспет занятия " Путешествие капельки"
Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...
Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....
Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"
Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...