"Опасная свеча"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание:
— объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре;
— ознакомить с пожарной машиной;
— формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opasnaya_svecha.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
— объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре;
— ознакомить с пожарной машиной;
— формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.
Ход деятельности:
Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.
«Жил-был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зверята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».
А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:
— Что неправильно сделали зверята?
— Можно ли играть детям со спичками?
— Как можно вызвать пожарных?
(Подойдите к столу и на листочках запишите номер пожарной службы)
— Что нужно делать, чтобы не было пожара?
А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы. (Пожарная машина).
Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно.
Не так давно в одной из пещер Франции археологи нашли небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Круглое дно чашки было покрыто каким-то чёрным налётом. Когда налёт исследовали в лаборатории, то обнаружилось, что это нагар, возникший от того, что в чашке жгли сало. Думают, что такими и были первые свечки, освещавшие жилище человека в те годы, когда люди жили ещё в пещерах. Было время, когда свечи горели вечером в каждом доме; позднее их заменили керосиновые лампы, а потом и электрические.
У каждого из вас дома найдётся эта чудесная палочка из парафина с перекрученным белым шнурком, выглядывающим из неё. Свеча надёжна. Маленькое пламя её света безотказно служит до конца, пока свечка полностью не исчезнет.
Но куда исчезает свечка?
Как быстро она сгорает?
От чего зависит высота её пламени?
Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.
Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.
Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени — самая светлая, средняя часть — самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени — самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.
Опыт 1
Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая оказалась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.
А теперь давайте посмотрим, куда направлено пламя свечи.
Опыт 2
Зажжем, удерживая в руке, свечу и дадим разгореться пламени. Теперь попробуем медленно наклонять свечу. Вы заметили, что при любом наклоне свечки язычок
пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый умудряется оставить вертикальным хотя бы огонь от фитиля. Этот невидимка — земное притяжение. Земля
удерживает вокруг себя воздух, свечка нагревает часть воздуха над пламенем. Нагреваясь, воздух расширяется, становится легче и «всплывает» строго вверх, уступая место холодному.
А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева. Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?
Опыт 3
Возьмем предмет белого цвета, например фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.
Опыт 4
Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.
Вывод:
Маленькое пламя свечи высветило некоторые тайны природы, помогло дотронуться до своих секретов. Многое из загадочного стало простым и понятным. Возможно, у вас разгорелся исследовательский огонёк, появилось желание самостоятельно наблюдать, задавать себе вопросы. Окружающий мир таит ещё немало тайн. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в большую науку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной ситуации по безопасности и экспериментированию в средней группе «Сколькими способами можно потушить свечу.».
Интеграция образовательных областей "Познание", "Безопасность" в средней группе....
Митинг ко Дню Победы около памятника Три свечи.
Для того, чтобы дети наиболее прониклись духом праздника, его рекомендуется провести около памятника Три свечи (рядом с школой №7). Дети вспомнят события ВОВ, узнают, в честь кого названы улицы имени ...
Цикл посиделок "Сказки у свечи"
Пояснительная запискак циклу посиделок«Сказки у свечи» Долшкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах – ребёнка и в д...
"Маменька родимая - свеча неугасимая" Родительское собрание, поэтический вечер ко дню Матери.
"СМЕШИНКА"Смешинка маме в рот попала.Смеяться мама так устала.Но всё равно она смеется,Как будто ручеёчек льётся.Прошу я маму:"Покажи смешинку!Она похожа может на снежинку?"Сейчас и я её поймаю.-Но гд...
Опытно-экспериментальная деятельность "Опасная свеча"
Окружающий мир таит еще немало тайн. "С небольшого ручейка начинается река" а из простых опытов начинается путь в большую науку....
"Опытно-экспериментальная деятельность «Опасная свеча» "
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми можно объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре; формировать навыки пользования сре...
Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Опасная свеча»
Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Опасная...