Опытно-экспериментальная деятельность "Опасная свеча"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гарпинченко Юлия Михайловна

Окружающий мир таит еще немало тайн. "С небольшого ручейка начинается река" а из простых опытов начинается путь в большую науку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx89.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Опытно-экспериментальная деятельность «Опасная свеча»

                                                                                                                     МБДОУ ДС № 28

Воспитатель

Гарпинченко Ю.М.

Программное содержание:

— объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре;

— ознакомить с пожарной машиной;

— формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Ход деятельности:

Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку об одном медвежонке, которого звали Миша. В сказке говорится о том, как он остался один дома и что из этого получилось. А вы слушайте внимательно, а потом скажете, что Миша сделал не так, как нужно было бы поступить.

«Жил-был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один, пригласил в гости друзей, зайчонка Кешу и лисоньку Лизу, и стали они играть. Сначала они нашли много спичечных коробков со спичками и построили из них машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Она загорелась, спички начали вспыхивать одна за другой, и разгорелся большой пожар. Зве-рята испугались и спрятались в дальнем уголке комнаты. Затем они попытались выбежать из помещения на улицу, но у них ничего не вышло, так как огонь уже был везде. Им удалось выбежать на балкон и позвать на помощь. Прохожие позвонили в пожарную службу по номеру 01, приехали пожарные, спасли малышей и потушили пожар».

А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:

— Что неправильно сделали зверята?

— Можно ли играть детям со спичками?

— Как можно вызвать пожарных?

(Подойдите к столу и на листочках запишите номер пожарной службы)

— Что нужно делать, чтобы не было пожара?

А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним основное транспортное средство пожарной службы. (Пожарная машина).

Да, правильно, но пожарная машина не единственное транспортное средство. В арсенале пожарной службы есть еще: и пожарный поезд, и пожарный вертолет, и пожарный корабль. Ведь пожар может случиться где угодно.

(Показ слайдов)

Не так давно в одной из пещер Франции археологи нашли небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника. Круглое дно чашки было покрыто каким-то чёрным налётом. Когда налёт исследовали в лаборатории, то обнаружилось, что это нагар, возникший от того, что в чашке жгли сало. Думают, что такими и были первые свечки, освещавшие жилище человека в те годы, когда люди жили ещё в пещерах. Было время, когда свечи горели вечером в каждом доме; позднее их заменили керосиновые лампы, а потом и электрические.

(Показ слайдов)

У каждого из вас дома найдётся эта чудесная палочка из парафина с перекрученным белым шнурком, выглядывающим из неё. Свеча надёжна. Маленькое пламя её света безотказно служит до конца, пока свечка полностью не исчезнет.

Но куда исчезает свечка?

Как быстро она сгорает?

От чего зависит высота её пламени?

Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.

Представьте, что к нам в гости пришел инопланетянин. Как вы думаете, удивился бы он, увидев пламя свечи? Конечно же, да. И попросил бы вас объяснить, что это такое.

Начнем вот с чего: какого цвета пламя свечи? Внутренняя часть пламени — самая светлая, средняя часть — самая яркая, именно эта часть освещает все вокруг, внешняя часть пламени — самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.

Опыт 1

Внесем две спички одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, которая была в средней. А теперь одновременно внесем две спички в среднюю и верхнюю часть пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, которая ока-залась в верхней части. Можно сделать вывод, что верхняя часть самая горячая.

А теперь давайте посмотрим куда направлено пламя свечи.

Опыт 2

Зажгём, удерживая в руке, свечу и дадим разгореться пламени. Теперь попробуем медленно наклонять свечу. Вы заметили, что при любом наклоне свечки язычок

пламени постоянно держится вертикально, будто кто-то невидимый умудряется оставить вертикальным хотя бы огонь от фитиля. Этот невидимка — земное притяжение. Земля

удерживает вокруг себя воздух, свечка нагревает часть воздуха над пламенем. Нагреваясь, воздух расширяется, становится легче и «всплывает» строго вверх, уступая место холодному.

А теперь попробуем еще глубже проникнуть в тайну огня. Вы знаете, что вещи вокруг нас состоят из веществ. Гвоздь состоит из железа. Стол из дерева. Свеча для опытов сделана из парафина. А вот из какого вещества состоит ее пламя?

Опыт 3

Возьмем предмет белого цвета, например фарфоровую чашку, и внесем ее донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь на несколько секунд внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же? На белом дне чашки огромное черное пятно копоти. Так из чего состоит средняя часть пламени? Из сажи, из угля! Вот что делает пламя ярким, красивым.

Опыт 4

Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.

Вывод:

Маленькое пламя свечи высветило некоторые тайны природы, помогло дотронуться до своих секретов. Многое из загадочного стало простым и понятным. Возможно, у вас разгорелся исследовательский огонёк, появилось желание самостоятельно наблюдать,

задавать себе вопросы. Окружающий мир таит ещё немало тайн. «С небольшого ручейка начинается река», а из простых опытов начинается путь в большую науку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опытно-экспериментальная деятельность «Опасная свеча» "

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми можно объяснить, какую опасность таит в себе пожар, от чего он возникает, что нужно делать при пожаре; формировать навыки пользования сре...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...

Опытно - экспериментальная деятельность "Самозатухающая свеча"

 С его помощью можно разобраться, как образуется и действует углекислый газ. Этот опыт наглядно показывает эффект давления...

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Опасная свеча»

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв подготовительной  группе по опытно-экспериментальной деятельности                «Опасная...