"Мир насекомых"
проект по окружающему миру
"Мир насекомых"
Паспорт проекта:
По содержанию- познавательно - исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой.
По характеру контактов - в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте - от зарождения идеи до получения результатов.
Сроки реализации: краткосрочный (май, жизнь) .
Участники проекте:
Воспитатель группы: Мордвинцева Дарья Николаевна.
Дети старшей группы «Почемучки»
Родители.
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились.
Таким образом, возникла проблема:
«Нужны ли насекомые?
Пользу или вред они приносят?»
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации познавательно исследовательского проекта «Путешествие в мир насекомых»
Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
Воспитывать бережное отношение к живому;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы насекомым;
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Сотрудничество с семьёй:
Консультации:
«Как привить любовь к природе»;
«Первая помощь при укусах насекомых»;
Придумывание рисунков-загадок о насекомых.
Проект состоит из трех этапов: І этап - подготовительный:
Разработка проекта;
Закрепление экологических знаний о насекомых у детей;
Подбор литературных произведений о насекомых;
Изготовление презентаций «Наши соседи насекомые»;
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности; Составление плана основного этапа;
Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап - основной (реализация проекта):
Познавательные беседы по теме с использованием презентации. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;
Разучивание считалки, потешек, отгадывание загадок по теме; Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»; Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «Назови ласково», «Как сказать правильно?».
С/Р игры, свободная деятельность детей обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Театрализованные игры обыгрывание сюжета из сказки К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
III этап - Заключительный
Оформление выставки детских работ.
Оформление портфолио проекта.
Создание презентации проекта.
Приложение
Считалка, потешки, загадки о насекомых.
Дидактические игры.
Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.
СЛОВАРЬ (лексический минимум)
Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд. Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.
Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать. Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
***
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
***
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А ужжу, когда кружусь. (Жук)
Потешки:
- Жук, жук, где твой дом?
Под березовым листом
Ехал Филя-коновал, -
Мой домик растоптал
Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок
И за печкою молчок.
Дидактические игры «Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем.
Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых и выполнять движения, характерные для выбранного насекомого (можно под музыку). Когда музыка закончится, взрослый спрашивает:
«Кому я дам цветы? (Бабочке).
Кому я дам мед? (Пчеле)»
«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте - добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе … (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
«Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов. плюс Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например:
Бабочка летит, а бабочки… (летят)
Жук ползет, а жуки… (ползут)
Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)
Речь с движением
Жук
A Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука) На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками). Зажужжали крылья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мир насекомых" | 304.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта:
По содержанию- познавательно - исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой.
По характеру контактов - в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте - от зарождения идеи до получения результатов.
Сроки реализации: краткосрочный (май, жизнь) .
Участники проекте:
Воспитатель группы: Мордвинцева Дарья Николаевна.
Дети старшей группы «Почемучки»
Родители.
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились.
Таким образом, возникла проблема:
«Нужны ли насекомые?
Пользу или вред они приносят?»
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации познавательно исследовательского проекта «Путешествие в мир насекомых»
Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
Воспитывать бережное отношение к живому;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы насекомым;
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Сотрудничество с семьёй:
Консультации:
«Как привить любовь к природе»;
«Первая помощь при укусах насекомых»;
Придумывание рисунков-загадок о насекомых.
Проект состоит из трех этапов: І этап - подготовительный:
Разработка проекта;
Закрепление экологических знаний о насекомых у детей;
Подбор литературных произведений о насекомых;
Изготовление презентаций «Наши соседи насекомые»;
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности; Составление плана основного этапа;
Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап - основной (реализация проекта):
Познавательные беседы по теме с использованием презентации. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;
Разучивание считалки, потешек, отгадывание загадок по теме; Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»; Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «Назови ласково», «Как сказать правильно?».
С/Р игры, свободная деятельность детей обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Театрализованные игры обыгрывание сюжета из сказки К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
III этап - Заключительный
Оформление выставки детских работ.
Оформление портфолио проекта.
Создание презентации проекта.
Приложение
Считалка, потешки, загадки о насекомых.
Дидактические игры.
Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.
СЛОВАРЬ (лексический минимум)
Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд. Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.
Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать. Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
***
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
***
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А ужжу, когда кружусь. (Жук)
Потешки:
- Жук, жук, где твой дом?
Под березовым листом
Ехал Филя-коновал, -
Мой домик растоптал
Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок
И за печкою молчок.
Дидактические игры «Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем.
Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых и выполнять движения, характерные для выбранного насекомого (можно под музыку). Когда музыка закончится, взрослый спрашивает:
«Кому я дам цветы? (Бабочке).
Кому я дам мед? (Пчеле)»
«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте - добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе … (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
«Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов. плюс Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например:
Бабочка летит, а бабочки… (летят)
Жук ползет, а жуки… (ползут)
Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)
Речь с движением
Жук
A Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука) На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками). Зажужжали крылья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...