Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Что делать с отходами?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект прелставлен для возможности реализации с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 262.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………СТР. 3
АКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………СТР. 3
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА…………………………………………………………..СТР. 4
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………………………….СТР. 4
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………… ..СТР. 4
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ……………………………………..СТР. 5
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………….СТР. 5
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ………………………………………………….СТР. 6
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...СТР. 6
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….СТР. 6
ПРИЛОЖЕНИЕ №1………………………………………………………..СТР. 7
ВВЕДЕНИЕ
Мусор в настоящее время стал проблемой государственного масштаба. С каждым годом его становится все больше. Лидерами по «производству» отходов являются крупные города России, не исключение и город Москва. Статистика приводит неутешительные данные: на каждого жителя страны приходится от 400 кг различных отходов. Причём сюда входят как пищевые, так и те, которые подлежат переработке:
пластмасса;
бумага;
стекло;
металл.
Фактически, мы выбрасываем ценные ресурсы на свалку. И страшно не только это. Смешиваясь и подвергаясь действию солнечных лучей, отбросы выделяют ядовитые вещества, загрязняя атмосферу, грунт и воду. Нередки и случаи самовозгорания такого «мусорного пирога», отчего ущерб окружающей среде возрастает в десятки раз. Однако главной проблемой является скорее не наличие отходов, а неумение грамотно ими распорядиться.
С 1 января 2019 в силу вступил Федеральный закон о раздельном сборе, который направлен на радикальное изменение сложившейся ситуации. До 2019 года не проводились работы по популяризации сортировки и разумного потребления среди населения. Непосредственной причиной участия в проекте “Что делать с отходами?” является желание подвести детей к осознанному подходу к окружающему миру, что позволит им подняться на новый уровень развития экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Программа ФГОС предусматривает одним из приоритетным направлением в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром работу по экологическому воспитанию. Развивать представления о том, что человек - часть природы. В современных же условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Целью проекта является приобретение опыта экологически направленной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в образовательных организациях посредством вовлечения в проектную деятельность;
Распространение опыта по реализации проекта среди педагогов, а также использование родителями в воспитании подрастающего поколения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Расширять знания об экологических представлениях — ознакомление дошкольников с живой и неживой природой и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
- Информирование участников проекта и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;
- Привлечение внимания жителей микрорайона к проблеме раздельного сбора отходов.
- Выработка механизма по раздельному сбору бытовых отходов, мотивация родителей и привлечь их к участию в раздельном сборе - отходов.
- Разработать и реализовать креативный подход к повторному использованию вторсырья с участниками проекта и их родителей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- Разработка педагогами проекта «Что делать с отходами?»
- Создание команды участников проекта «Юные экологи-2022»
- Подготовка и разработка теоретического материала для работы с дошкольниками с использованием материалов использованием материалов методического комплекта «Юные экологи Москвы» https://www.mospriroda.ru/ (раздел «Онлайн-библиотека»).
Основной этап
- Проведение занятий, дидактических игр, эвристических бесед на экологические темы; просмотр видеоматериалов о проблемах загрязнения окружающего мира; встреча с волонтерами- активистами движения «Добрые крышечки».
- Запуск проекта «Что делать с отходами?» Работа с семьями участников проекта. Реализация осмысленного подхода к сбору и разделению мусора в семьях участников.
- Создание и размещение информационно-просветительских материалов (листовок, плакатов) о раздельном сборе мусора в социальных сетях, на территории микрорайона; участие в экологических акциях.
- Разработка и создание из вторсырья (пластиковых крышек) массажных ковриков для профилактики плоскостопия у детей.
Заключительный этап
- Подведение итогов.
- Разработка экологического проекта для реализации педагогами среди групп старшего дошкольного возраста Школы № 1420 «Что делать с отходами?»
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах, а также креативного подхода к использованию вторсырья в нашей жизни.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Анкетирование родителей с целью изучения личностного отношения к проблеме раздельного сбора мусора, а также предложение принять участие в проекте «Что делать с отходами?»
- Информационно-просветительская работа с участниками проекта.
- Встреча с волонтерами – активистами движения «Добрые крышечки» на базе Детской библиотеке № 121.
- Создание плакатов по теме проекта.
- Создание листовок и распространение их на информационных стендах микрорайона.
- Участие в еженедельных акциях «Сделаем город чище!» (сбор ТБО для перерабатывающего завода).
- Сбор пластиковых крышек для создания массажных ковриков.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В итоге обобщения результатов проекта определено направление дальнейшей
работы и мероприятия экологической направленности.
Рекомендации по реализации проекта педагогами школы №1420 среди групп старшего дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых. В результате проведенной работы дети и взрослые поняли, что нельзя бездумно выбрасывать мусор. Бытовые отходы необходимо сортировать дома и складывать в специальные контейнеры, что значительно облегчает дальнейшую переработку мусора. Также креативный подход в работе с вторсырьем.
БИБЛИОГРАФИЯ
Веракса Н.Е. От рождения до школы. -6-е изд., доп.-М., 2020
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - 2-е изд., испр.- М., 2005
Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - изд., испр. - М.,
2008
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Конспект занятия «Что такое экология?»
Цель: Знакомство с понятием Экология. Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
Воспитатель. Здравствуйте, «юные экологи». Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи и что такое Экология. ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.
Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. (загадка о глобусе). Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса. Посмотрите на глобус. Какой формы Земля? Какой основной цвет нашей планеты? А что он обозначает?
Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?
Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.
ЗАГАДКИ:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
-Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу! (Вода)
- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, получать электричество с помощью ветряных установок).
- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам, юным экологам, провести в нашей экспериментальной лаборатории несколько интересных опытов.
Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».
Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом.
Эксперимент №3. «Есть ли воздух».
Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».
Воспитатель. Ребята посмотрите, какой ужас. Что же случилось?
Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?
Воспитатель. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях, почве и вредят им.
Воспитатель. Как же защитить воздух от загрязнения?
-Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал?
- Как же защитить водоёмы от загрязнения?
- Ребята, а вы можете показать, как работают очистительные фильтры для воды?
Проводится опыт «Очистка воды»
Воспитатель. А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит? Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать. Я предлагаю научиться сортировать мусор.
Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора»
-Жителям планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя. Давайте на память оставим им волшебное дерево с листочками-правилами.
Дидактическая игра «Можно-нельзя»
Воспитатель. Все люди должны беречь и охранять планету, на которой живут, ведь все мы являемся частью природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живёт, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках, вкусные и полезные овощи и фрукты. Ребята, а ведь именно этому и учит наука ЭКОЛОГИЯ.
Рефлексия.
- Конспект занятия «Спасите планету!»
Цель: Продолжать расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Нам пришло письмо от матушки Природы: «У нас случилась беда. Земля задыхается от мусора, реки становятся грязными, животные и птицы гибнут. Помогите, сделайте нашу землю чище!»
Воспитатель: Откуда мог появится весь этот мусор? Как же это могло произойти ребята? (ответы детей). Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, пакеты, бумагу, пластиковые бутылки, батарейки. Что же делать с этими отходами? Ведь от чистоты окружающей среды зависит наше здоровье.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе придумаем как нам помочь матушке Природе. Но сначала надо выяснить, что происходит с мусором после того, как его собираем из дома? Давайте проследим этот путь, с помощью игры с карточками которая называется: «Проследи путь мусора».
Воспитатель: Как вы думаете, если мы будем вывозить весь мусор на свалку, что произойдёт с окружающей средой?
Воспитатель: Может быть лучше сжигать опавшую листву, бумагу, пластмассовые бутылки, пакеты?
Воспитатель: Правильно, при горении пластмассы и полиэтилена образуются опасные вещества. Они отравляют воздух, которым мы дышим.
Воспитатель: А если закапывать стекло, железные банки, пластмассу, батарейки и пакеты? Правильно, они разлагаются долгие годы, загрязняют землю и подземные воды. Как же бороться с накопившейся на свалке мусором?
Воспитатель: Молодцы, в России и во многих странах мира мусор отправляют на переработку. Различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Поэтому люди, выбрасывая мусор, сортируют его и кладут в разные контейнеры.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомни какой мусор мы определим в синий контейнер? (Бумагу). А в оранжевый? (Пластик.) А в зелёный контейнер? (Стекло).
Дидактическая игра «Сортировщики»
Воспитатель: Молодцы! Мусор рассортирован, давайте проверим правильно мы всё сделали. Теперь его можно отправить на мусороперерабатывающие предприятия.
Воспитатель: Это здорово, что перерабатывающие предприятия из мусора делают что-то новое. А ещё можно подарить вторую жизнь некоторым предметам, которые обычно выбрасывают в мусорные ящики в домашних условиях.
Видеопрезентация «Вторая жизнь мусора»
Рефлексия.
- АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
№ | Вопрос | Варианты ответов | ||
1 | Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? | Да | Нет | Иногда |
2 | Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения? | Да | Нет | Иногда |
3 | Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей? | Да | Нет | Иногда |
4 | Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребёнка? | Семья | Дет. сад | Совместно |
5 | Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? | Да | Нет | Иногда |
6 | Соблюдаете ли сами эти правила? | Да | Нет | Иногда |
7 | Читаете ли Вы ребёнку книги о природе? | Да | Нет | Иногда |
8 | Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи, видеофильмы о природе? | Да | Нет | Иногда |
9 | Как проводится утилизация бытовых отходов в вашей семье? | Сортируется | Не сортируется | частично |
10 | Готовы ли Вы сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки? | Да | Нет | Иногда |
11 | Хотела бы ваша семья принять участие в проекте «Что делать с отходами?» | Да | Нет | - |
- Дидактическая игра «Разноцветные контейнеры»
Цель: формирование основ экологической грамотности и культуры дошкольников, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.
Описание игры: Педагог вместе с детьми рассматривает заготовленную корзину с муляжами твёрдых бытовых отходов. В ней могут быть: старые газеты, полиэтиленовая плёнка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, пластиковые ёмкости из-под молока и кефира, упаковки от сока, картонные коробки от конфет, пластиковые бутылки от шампуня, полиэтиленовые тюбики от зубной пасты, клея, обрезки бумаги, текстиль, стеклянная тара от соусов, металлические изделия и пр. Пищевые отходы могут быть символично представлены апельсиновыми корками и банановой кожурой, завёрнутыми в целлофан. Педагог разъясняет назначение каждого контейнера. Далее совместно с детьми происходит сортировка мусора.
- Информационные материалы эколого-просветительского проекта «Юные экологи Москвы» (Мосприрода)
--«Откуда берется мусор?»
- «Куда девается мусор?»
- «Что можно сделать из отходов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Поможем птицам перезимовать!"
Проект: "Поможем птицам перезимовать!"...
Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."
Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Повысить уровень знаний у детей о природе и животном мире окружающий нас....
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"
Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....