Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Синько Анна Сергеевна

Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_-flora_i_fauna.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад – ясли комбинированного вида № 1«Солнышко»

Лучшая методическая разработка проектной деятельности

 Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Флора и фауна Ставропольского края»

Воспитатель

Синько Анна Сергеевна

МБДОУ №1 «Солнышко»

г. Лермонтов

2017


Пояснительная записка

Данный проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с учётом их психологического и физического развития. В процессе проекта происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Представленный проект является авторской разработкой, которая построена в соответствии с общепедагогическими и дидактическими принципами.

Актуальность темы

Флору Ставропольского края составляет более 2200 видов, без учёта грибов, мхов и водорослей. Среди них основной группой являются цветковые растения, принадлежащие почти 700 семействам. По флористическому разнообразию край превосходит все регионы страны такого рода. В настоящее время 60% территории края распахано. На естественных пастбищах идёт процесс деградации, ведущий к утрате основных природных компонентов. По этим причинам видовой состав флоры края потерпел существенные изменения. Всё больше ранее распаханных земель зарастает сорняками, в том числе карантинными. В 1975 году Ставропольский Крайисполком принял решение о взятии под охрану 136 видов природной флоры. Красная книга РСФСР в 1988 году включала 73 вида сосудистых растений, произрастающих на территории края, и нуждающихся в охране. В новый перечень видов флоры края, занесённых в Красную книгу, и нуждающихся в охране, включено 333 вида сосудистых растений, один вид мха и 45 грибов. Животный мир Ставрополья многообразен и включает: 8 видов земноводных, 22 вида пресмыкающихся, 324 видов птиц и 489 видов млекопитающих, 443 вида позвоночных животных. В Красную книгу России включено 116 видов животных Ставропольского края. Таким образом, взяв эту тему для изучения с детьми, я хочу показать детям, что флору и фауну нашего неповторимого Ставропольского края нужно сохранять и бережно к ней относиться. 


Паспорт проектной работы

Я живу на Ставрополье,

Где степей больших раздолье,

Где громада гор зелёных

Смотрят в небо удивлённо.

Где целебная водица-

Можно всем нам вот напиться,

Я люблю свой край родной

Потому что он друг мой!

Саша Гревцев

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатель.

Направленность работы: ознакомление детей с природой и фауной Ставропольского края, формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.

Продукт проекта: коллективная работа «Цветочный луг», созданная совместно с детьми.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

-знакомы с растениями, растущими на территории детского сада и их функциями;

-знакомы с некоторыми целебными свойствами растений для здоровья человека;

-имеют представление о природе родного города

Воспитатели:

-осуществляют инновационную деятельность;

-повышают профессиональный уровень;

-расширяют свой экологический кругозор.

Цель проекта: формирование у детей представлений о флоре и фауне Ставропольского края и бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Обучающие:

-формировать у детей представление о животных, растительном мире края и его пользе для человека;

-дать первоначальные сведения о «Красной книге» и терминах «флора и фауна»

2. Развивающие:

-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;

-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

3. Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к природе и окружающему миру;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о животных и растениях Ставропольского края.

Мероприятия:

1. Целевые экскурсии на территории детского сада.

2. Рассматривание физической карты Ставропольского края, карты города.

3. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе «Город, вид с неба», «Пейзажи Бештаугорского заказника».

4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние флоры.

5. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных трав.

Беседы с детьми:

  1. Знакомство с терминами «флора и фауна» и с Красной книгой.
  2. В чем отличие лекарственных растений?
  3. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
  4. Как на территории детского сада появились растения и деревья?
  5. Кто сажает деревья в лесу? Какую пользу приносят деревья? Как люди заботятся о деревьях?
  6. Давайте представим, что растения вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему растения могут исчезнуть?
  7. Разнообразие животного мира Ставропольского края.
  8. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический этап

1.Составление плана мероприятий по реализации проекта.

2.Подготовка материала: подборка изображений растений и животных, растущих на территории детского сада, города и Ставропольского края; детской литературы, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический этап

1. Целевые экскурсии по территории детского сада.

2. Рисование «Мак».

3. Рисование «Насекомые»

4. Рисование «Бабочка»

5. Рисование «Березка»

6. Аппликация «Барсук в гвоздиках»

7. Коллективная работа «Цветочный луг»

        Презентационный этап

1. Итоговое занятие и выполнение коллективной работы «Цветочный луг».


Ход проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК

Здравствуй, фауна и флора

Дальней Родины моей:

Шум берёзового бора,

Тишь картофельных полей.

Ничего не понимаю

Ни в деревьях, ни в цветах,

Но всем сердцем принимаю

Мир в садах и лопухах.

В перещёлке, в пересвисте,

В грохотанье соловья,

В хвойном сумрачном жилище

Родникового ручья.

 Валентин Резник

  1. Знакомство  детей с понятиями «флора» и «фауна». Чтение сказки «О Флоре и Фауне», автор Ирина Корсун.
  2. Беседа о диких животных, обитающих в Ставропольском крае.
  3. Ознакомительная беседа о растениях и цветах Ставропольского края.
  4. Наблюдение за богомолом.
  5. Рисование гуашью (нетрадиционная техника-пальцами) - «Мак».
  6. Конкурс рисунков на асфальте «Дикие животные на лужайке».


ВТОРНИК

С известным нам словом «барсук»

Рифмуется, конечно слово «сук».

Но барсуку не нужен сук,

В норе проводит он досуг.

                                             (Ирсен Ревю)

  1. Беседа о жизни барсука.
  2. Чтение произведения К. Паустовского  «Барсучий нос».
  3. Аппликация и рисование карандашами «Барсук в гвоздиках».

СРЕДА

У задумчивой берёзки

На ветвях висят серёжки.

Ты, берёзка, не грусти,

Почки в листья распусти.

                                           Игорь Наумов

  1. Чтение стихотворений «Берёзка» Т. Базилевской, «Растёт одиноко берёза» Л. Ивлева.
  2. Наблюдение за берёзой на участке.
  3. Рисование  берёзы нетрадиционными техниками .
  4. Заучивание стихотворения «У старого дома…» автор Юлия Симбирская.


ЧЕТВЕРГ

Бабочка-красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

-Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

                            (Сергей Богдан)

  1. Рассказ «Бабочки, обитающих в Ставропольском крае».
  2. Наблюдение на прогулке за бабочками.
  3. Рисование карандашами «Бабочка».
  4. Работа с раскраской «Бабочка.
  5. Рассматривание иллюстраций с бабочками.

ПЯТНИЦА

Белое ромашковое поле.

Стройная берёзка у реки.

Облака плывут в безбрежном море

Из голубизны и высоты.

И под шёпот трав лесной поляны

Дремлют придорожные кусты.

Струи ручейка прозрачны, звонки

И, как, мысли детские, чисты.

                      (Надежда Китушина)

  1. Дидактическая игра «Третий лишний».
  2. Экологическое лото.
  3. Итоговое занятие «Флора и фауна Ставропольского края и выполнение коллективной работы «Цветочный луг».

Итоговое занятие «Флора и фауна Ставропольского края»

Цель: закрепление знаний о животном и растительном мире Ставропольского края.

Задачи:

  1. Виртуально познакомить с Красной книгой и Бештаугорским заказником.
  2. Уточнить представления детей о животных и растениях родного края.
  3. Развивать бережное отношение к природе.

Необходимые атрибуты и материал:

Разрезные картинки с изображением знакомых растений-первоцветов, ножницы, клей, салфетки, ватман, заготовки цветов для аппликации, карандаши, вода, кисточки.

Мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук.

Предшествующая работа: вырезывание элементов цветов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Дети, вспомните о временах года. Как сезонно меняется природа? Как вы понимаете, что такое «природа»? (ответы детей) Представьте, что вы- представители живой природы: растения или животные. Чтобы вы хотели сказать человеку? (ответы детей)

Основная часть.

1. Презентация «Природа родного края», в которой представлено всё многообразие животного и растительного мира Ставропольского края. Виртуальное путешествие по Бештаугорскому заказнику. Знакомство с «Красной книгой».

Воспитатель: Мальчики и девочки, мы с вами живём в живописном крае. Как он называется? (Ставропольский край) Здесь собрано многообразие флоры и фауны. Кто скажет, что такое «флора» (растения), «фауна» (животные)? Наш город Лермонтов расположен в красивом месте. Как называется гора, возле которой он расположен? (Бештау) (показ слайда) Для сохранности природы наших мест был создан «Бештаугорский заказник». А кто знает, что означает слово «заказник»? (ответы детей) Заказник – это часть природного массива, ограждённая от пагубного влияния человека. Только в отличие от заповедника здесь под защитой находятся не живые существа и растения, а только их определённые виды. Также на территории заказника пресекается любая человеческая деятельность, способная пагубно повлиять на охраняемые виды. Например, если под защитой находятся животные, то на них запрещена охота, если рыба- то рыбалка (показ слайдов).

Воспитатель: Ребята, а как мы поймём, что животное или растение является редким или даже исчезающим видом? (ответы детей: надо изучать Красную книгу) А как появилась «Красная книга»? (ответы детей) Давным-давно на планете Земля обитали животные, рыбы, птицы, которых сейчас уже невозможно найти. Так случилось в большинстве своём из-за жадности человека (отравление воды и воздуха, ловля птиц и животных). Защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали международный Союз охраны природы, который с 1966 года стал создавать Красную книгу. Предводитель Союза охраны природы Питер Скот, считал, что красный цвет – это цвет опасности, и он по-особенному привлекает внимание и подчёркивает важность. Поэтому книга получила своё название «Красная». В эту книгу и по сей день заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите (показ слайдов).

2. Физкультурная минутка «Вместе по лесу идём».

Вместе по лесу идём,

Не спешим. Не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг.

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

3. Загадки.

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из- под снега вырастает,

Солнце глянет- вырастает.

                                   (Подснежник)

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель.

На пчелу похожий…

                                         (Шмель)

Я цветок не полевой,

Я обитатель водяной.

И мои подружки- зелёные лягушки.

                                (Водяная лилия)

Быстрая и юркая.

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

                                        (Ящерица)

У занесённых снегом кочек, под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

                                        (Пролеска)

Он мешок под клювом носит,

Рыбу схватит- туда бросит.

Эта птица великан,

А зовётся…

                                         (Пеликан)

4. Дидактическая игра «Третий лишний».

Воспитатель показывает иллюстрации и называет по три названия растений или животных, а дети отгадывают, кто из них не занесен в Красную книгу, и кто или что лишнее.

  • Кувшинка белая, Роза, Подснежник (лишнее - Роза).
  • Зубр, Кавказский тетерев, Мышь (лишнее - Мышь).
  • Одуванчик, Цикламен, Ночная фиалка (лишнее - Одуванчик).
  • Лесной кот, Скальная ящерица, Розовый пеликан (лишнего нет).

 5.   Коллективная работа «Цветочный луг»

Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по созданию цветочного луга. Дети обговаривают как выглядит луг (вспоминая тематические экскурсии по саду), перечисляют его обитателей, выбирают кто что будет делать (выполнение работы: рисование карандашами, цветными мелками, красками, аппликация -  цветы-заготовки).

Рефлексия: Что запомнилось и понравилось Вам больше всего за время работы над проектом «Флора и фауна Ставропольского края»? Что интересного и нового Вы узнали?

Воспитатель: Дети, а закончить наше занятие я хочу следующим стихотворением:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

                                                       (В. Берестов),

Берегите природу!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект расширил представления детей о животном и растительном мире, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие растения не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приёмы позволяли педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем «детской темой». Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.

Список используемой литературы

1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.

2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016. – 112с.

3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду: старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 208 с.

Интернет- ресурсы:

1. Иллюстрации, загадки https://yandex.ru/ 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."

Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень знаний у детей о природе и животном мире окружающий нас....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Наш край"

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)"Наш край"...