Экологический проект
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
проектПроблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022_god.docx | 661.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
в младшей группе
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
Название проекта: «Осень золотая».
Тип: краткосрочный, исследовательский, игровой, творческий.
Участники: дети младшей группы , воспитатели, родители
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)- 01.10.2018 г.- 12,10.2018 г.
Авторы-разработчики: воспитатель Белякова Е.Ю.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Советы по формированию экологического воспитания у детей
2. Изготовление поделок из природного материала
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»
Продукты проекта для детей:
1. Выставка детских работ
2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
Продукты проекта для родителей:
1. Выставка поделок «Краски осени»
2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. Развить творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме
2 этап.Практический.
Образовательные области | Задачи | Виды детской деятельности. |
Познавательное развитие | Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов. Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай. Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. | 1.Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. 2.Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада Загадывание загадок о фруктах. Беседы: «Осень в гости к нам пришла» «Какая сегодня погода» «Дары осени» «Как изменилась одежда людей» Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Собери картинку», «С какой ветки детки», «Что где растёт». |
Социально –коммуникативное развитие | Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин». Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. | Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Игры: д/и «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень». Чтение художественной литературы. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» . Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков « Осень на пороге», М.Лесовая «Листья солнцем налились». Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень». Логоритмика: Овощи. Пальчиковая гимнастика «Компот» |
Художественно-эстетическое развитие | передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие. формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. | Рисование «Разноцветные листья» Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», «Овощи и фрукты» Лепка «Овощи» «Грибочки» Театральная постановка «Репка», «Осенняя сказка». Просмотр мультфильма «Мешок яблок». Разучивание песни «Виноватая тучка», музыка Д. Тухманова. |
Физическое развитие | Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением | Подвижные игры: «Перенеси овощи (фрукты) из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик». «Перелет птиц», «Солнышко и дождик». Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья». Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад».
|
3 этап.Заключительный - подведение итогов, обобщение результатов работы.
Полученный результат реализации проекта.
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. Проведена с родителями консультация по теме «Грибы», где ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.
А итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Художественное слово
Листопад
Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад.
В.Мирович
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
***
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
О.Чусовитина
***
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
В. Мирович
Ёлочка
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
О. Высотская
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»
З. Фёдоровская
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
В. Авдиенко
«Золотой дождь»
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
М. Лесовая
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок
«Осень»
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Ю. Капустина
«Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
А. Н. Плещеев
По лесам и нивам.
Загадки про осень
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -….. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Она придет с дождем, с зонтами,
С овощами и грибами.
Разноцветною листвой нам махнет
И вновь уйдет.
(Осень)
***
Осенью так тучка плачет.
Может целый день рыдать.
После в лужу соберется,
Не позволит нам гулять.
(Дождь)
***
Эта вещь необходима,
Если дождик за окном.
Лишь его откроешь сразу,
Будто крыша над тобой. (Зонт)
***
Листья кружат и летят,
За окошком. (Листопад)
***
Как на нашей грядке выросли загадки – Крепкие, зеленые, хороши – соленые. (Огурец)
***
Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(лук).
Логоритмика «Овощи»
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте .
Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок) (руки на поясе, наклоны в стороны.
А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь) (хмурим брови).
К нам идет сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз) (шаг на месте, щеки надуты).
Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки).
Упражнение «Дождик»
Дождик, дождик на дорожке (стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки (наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать (стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать (указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так через лужицы скакать (прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (присесть — «спрятаться в домик»).
Песня с движениями «Виноватая тучка»,
музыка Д.Тухманова
1-й куплет:
Злую тучку наказали (грозят пальчиком)
Ты плохая, ей сказали.
И она заплакала, (трут глазки)
Да кап-кап-кап закапала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел, (прыгают- ноги врозь, вместе)
Кап-кап-кап дождик пошел (прыгают- ноги врозь, вместе)
2-й куплет:
Мыши сразу задрожали. (изображают мышек)
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз, (машут «крыльями»)
Да птицы сели на карниз.
Припев:
………………..
3-й куплет:
Пес по имени Барбос (показывают «ушки»)
Струсил не на шутку.
Еле ноги он унес (бегут на месте)
В свою собачью будку. (присаживаются на колено, руками делают
Припев:
…………………..
4-й куплет:
Ну а мы с тобой не тужим, (бегут по кругу, ноги взахлёст)
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят
С тучею встречаются.
А потом они назад
Да с неба возвращаются (останавливаются)
Припев:
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (топают ногами на месте)
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
5-й куплет:
Тучку бедную простили, (показывают руками «простили»)
Тучку с миром отпустили. (показывают руками «отпустили»)
Тучка плакать перестала, (разводят руки в стороны)
А потом совсем пропала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик прошел (прыгают- ноги врозь, вместе)
Кап-кап-кап дождик прошел (прыгают- ноги врозь, вместе).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игровая деятельность
Д/игра: «Быстро возьми».
Цель игры: развивать логическое мышление, наблюдательность; учить подбирать одинаковые листочки.
Материал к игре: листья с разных деревьев.
Описание игры: воспитатель показывает листок и дети должны быстро найти такой же.
Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе.
Д/игра: «Чудесный мешочек».
Цель игры: закреплять умение правильно называть овощи (фрукты), лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму; учить детей чётко проговаривать слова.
Материал: непрозрачный мешочек, сшитый из ярких тканей; муляжи овощей (фруктов).
Описание игры: воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами (фруктами), затем дают их описания. Потом необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
• описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус);
• описать его так, чтобы другие дети отгадали его.
Д/игра «Какое время года?»
Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Описание игры: Дети сидят. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
1.Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит.
- Когда это бывает?
2.На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают.
- Когда это бывает?
3.Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло. Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей.
- Когда это бывает?
4.Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
- Когда это бывает?
Д/игра «Так бывает или нет».
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Описание игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...». «Осенью начинает оживать вся природа: на деревьях и кустарниках распускаются листочки, появляется трава…».
Д/игра «Разрезные картинки».
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
Оборудование: Разрезные картинки из 4-х частей, овощи и фрукты.
Описание игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, свёкла, репа и т.д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: яблоко и свёкла), которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
П/игра: «Мы листики осенние».
Цель: развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.(присесть)
П/игра: «Ветерок».
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай (грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй (хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони (поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери (наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад (кружатся на месте)
Листья по ветру летят (мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек
Покатились вдоль обочин
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись, кто куда (разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).
П/игра «С кочки на кочку».
Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.
Указания к проведению. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.
П/игра «Листопад».
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Описание игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками). Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками). Покружились и тихо на землю сели. (Дети приседают). Сели и замерли. (Дети не шевелятся). Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети) Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю.
П/игра для детей «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Описание игры:
Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!», они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
Пальчиковая игра «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Пальчиковая игра «Засолим капусту».
Мы капусту рубим, рубим! (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз). Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад). Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту). Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки).
Пальчиковая игра «Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Развлечение
«Осенняя сказка»
Развлечение «Осенняя сказка»
Цель. Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
- развивать творческую активность;
-формировать умение передавать через свои движения характеры игровых образов;
-воспитывать коммуникативные качества.
Роли:
Взрослые: Ведущий, Осень, Солнышко.
Театрализованные герои спектакля: Бабка, Дед, Колобок, Зайчик, Волк, Лиса.
Ведущий:
Ребята, Осень приглашает нас к себе в гости, а пойдём мы к ней по лесной тропинке.
В зале на ковре выложена разноцветная дорожка из осенних листочков. Под музыку ведущий заводит детей в зал и ведёт по осенней дорожке.
Ведущий:
Ребята, посмотрите, как красиво!
Праздник осенью в лесу
И светло, и весело.
Вот какие украшения
Осень здесь развесила!
Звучит музыка, в зал, танцуя входит Осень.
Осень:
А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Не виделись мы целый год
За летом следом мой черёд
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Ведущий:
Осень-раскрасавица! Всем наряд твой нравится!
Ребята, давайте споём для Осени нашу песенку.
Дети исполняют песню про Осень.
Осень:
Вы, ребята, молодцы, настоящие певцы! А я хочу вам подарить свои осенние листочки и поиграть со мною.
Проводится п/игра «Мы листики осенние».
Осень:
А где же ребята? Я вижу здесь только разноцветные листочки?
Ведущий:
А вот они! (дети показываются из-за листочков).
Осень:
Ребята, давайте сделаем осенний салют из листочков.
Дети подбрасывают листочки вверх.
Осень:
А теперь детвора,
Поиграть пришла пора
Быстро, дружно, не зевайте
Все листочки собирайте!
Дети собирают листочки в корзинки и садятся на стульчики.
Осень:
Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей.
Осень:
Слушайте, расскажу я вам осеннюю сказку /СПЕКТАКЛЬ/.
Жили-были Дед и Бабка.
Под музыку выходят Бабка и Дед.
Вот и говорит Дед Бабке:
Дед: - Испеки, старуха, колобок.
Бабка: -Из чего я тебе его испеку, муки нет? Отвечает Бабка.
Дед: -А, ты по коробу поскреби, по сусекам помети и наберёшь муки на колобок.
Осень: Бабка так и седлала. По коробу поскребла, по сусекам помела и набрала муки на колобок. Испекла она колобок. Колобок получился румяный, красивый (картинка). Положила старуха Колобок на окошко студить. Смотрит Колобок в окошко, а за окном (фонограмма звука дождя) дождь льёт. Льёт и льёт с утра до вечера. Дед с Бабкой сидят на печи грустные: во двор не выйти, дров не наколоть, грядки не прополоть… Решил Колобок к Солнышку пойти и узнать, почему не светит оно, куда спряталось?
Под песню Т.Морозовой «Колобок» Колобок бежит по ширме.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц.
Заяц:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок.
Не ешь меня, хочешь, я научу тебя танцевать?
Заяц:
Хочу.
Осень.
Ребята, давайте потанцуем с Зайчиком и Колобком.
Дети под музыку танцуют.
Осень:
Развеселился Зайчик, даже забыл, что хотел съесть нашего Колобка, а Колобок покатился дальше, а навстречу ему страшный Волк!
Волк подходит к Колобку:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, давай с тобой поиграем.
Осень предлагает детям всем вместе поиграть в игру.
Дети играют в игру «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, мы делили апельсин, (дети стоят в кругу)
Мы делили апельсин, ведь много нас, а он один. (выполняют «пружинку»)
Эта долька для утят, эта долька для котят (загибают мизинец, безымянный)
Эта долька для ужа, а эта долька для ежа (загибают средний, указательный)
Эта долька для бобра, а для волка кожура (загибают большой, трясут кистями рук)
Он сердит на нас, беда, (качают головой)
Все разбегайтесь кто куда! (разбегаются)
Дети разбегаются Волк их ловит.
Ведущий:
Оставайся, Волчок с нами веселиться и играть.
Осень:
А наша сказка продолжается. Покатился Колобок дальше по осенней тропинке, а навстречу ему Мишка-Медведь.
Под музыку выходит Медведь:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, я про тебя стишок расскажу.
Осень:
Ребята, давайте поможем Колобку, все вместе стишок для Мишки.
Дети рассказывают «Мишка косолапый» .
Мишка косолапый по лесу идёт (идут вперевалочку).
Шишки собирает, песенку поёт («собирают шишки»).
Шишка отскочила прямо Мишке в лоб (рукой трут лоб).
Мишка рассердился и ногою топ. (качают головой и топают ногой)
Осень:
Оставайся, Мишенька, с нами.
А наш Колобок дальше покатился, видит, бежит к нему навстречу Лисичка-хитрая сестричка.
Лиса:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня! Я тебя угощу осенними дарами.
Ведущий:
Ребята, давайте поможем Колобку накормить Лисичку!
Дети играют в игру «Кто быстрее»
Дети выстраиваются в две команды. Напротив, в двух обручах лежат овощи и фрукты. Дети поочерёдно бегут и берут по одному и несут в корзинку Лисичке.
Осень:
Не стала Лисичка есть Колобка, взяла корзинку и побежала своих лисят кормить, а Колобок покатился дальше. Прикатился он к домику, где живёт Солнышко и стал звать его:
Солнышко-вёдрышко, выходи!
Солнышко-вёдрышко, посвети!
Осень:
Не слышит Солнышко. Ребята, давайте все вместе позовём Солнышко.
Дети:
Солнышко-вёдрышко, выходи!
Солнышко-вёдрышко, посвети!
Солнышко (голос):
Не могу я выйти, злая тучка закрыла меня в домике, не выпускает.
Осень:
Ребята, давайте споём песню про Злую тучку, может быть она выпустит наше
Осень:
Не слышит Солнышко. Ребята, давайте все вместе позовём Солнышко.
Дети:
Солнышко-вёдрышко, выходи!
Солнышко-вёдрышко, посвети!
Солнышко (голос):
Не могу я выйти, злая тучка закрыла меня в домике, не выпускает.
Осень:
Ребята, давайте споём песню про Злую тучку, может быть она выпустит наше
Солнышко.
Дети исполняют песню с движениями «Виноватая тучка», музыка Д.Тухманова.
Под музыку из домика выходит Солнышко:
Солнышко.
Спасибо, тебе Колобок, спасибо вам, ребята, что помогли мне выйти из домика.
Осень: Вернулся Колобок к Бабке с Дедом, видит Бабка огород пропалывает, Дед дрова колет. Увидели они Колобка, обрадовались. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Ведущий:
Спасибо тебе Осень за добрую сказку и наше веселье.
Осень:
Ради праздничного дня
Есть сюрприз у меня
Вот грибок – не простой
Он внутри не пустой
Снимем шляпку раз, два, три
И посмотрим, что внутри.
Осень раздаёт угощения детям.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Конспекты непосредственно образовательной деятельности
Изобразительная деятельность. Рисование.
Тема «Листопад».
Программное содержание: учить детей рисовать листья на дереве нетрадиционным способом (паралон); воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал: игрушка собачка Филя, краска, нарисованное дерево на ватмане.
Словарь: Листопад.
Ход занятия:
Воспитатель:
Слышите, кто-то к нам стучится.
Давайте посмотрим!
Ребята, посмотрите это Филя.
(Вносится игрушечная собака)
Филя: Здравствуйте ребята (дети здороваются).
Посмотрите за окно – на улице золотая осень.
Любите гулять по осеннему парку (да).
Я тоже очень люблю осень, осенний парк.
А давайте с вами пойдем, побегаем по парку, погуляем по золотым листочкам (физкультминутка).
Филя: какие красивые листочки!
Ребята, а вы не могли бы мне подарить? (дети собирают листочки, рассматривают, отмечают их красоту, дарят Филе).
Воспитатель: Филя, а мы тебе не только эти листочки можем подарить. Мы можем нарисовать картину «листопад».
Правда, ребята (да).
Давайте нарисуем Филе в подарок картину, а помогут нам в этом наши волшебные пальчики. Давайте поиграем с ними (пальчиковая гимнастика).
Воспитатель объясняет и показывает способ рисования пальчиком.
Воспитатель: А сейчас мы с вами начинаем рисовать нашу картину.
Посмотрите, какие красивые осенние листочки, они повсюду.
И на веточках висят желтые листочки, и летят листочки, и на дорожках листочки шуршат. Листьям в саду так грустно с нами расставаться.
А вот наши листочки пусть не грустят, они на всю зиму останутся с нами и с Филей. Будут напоминать об осени, о птицах, которые улетели в теплые края.
Наступила осень
Пожелтел наш сад
Листья на березе
Золотом горят.
А. Ерикеев
Вот какие чудесные стихи нашептывают нам листочки.
Ребята, посмотрите, какой у нас получился «листопад» (дети любуются листопадом).
Ребята давайте попрощаемся с Филей, и подарим ему картину.
До свиданья Филя!
Филя: До свидания!
Воспитатель: Молодцы ребята! Как мы хорошо с вами потрудились!
Прогулка «Что нам осень подарила » Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет. Ход прогулки В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует: Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, посмотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается — это все нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка — все нам подарила осень». Затем обращает внимание детей на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы — все нам подарила осень. Взрослый ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревьям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет. Дети подводят итоги: «И овощи, и фрукты, и ягоды — все это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!». Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть. Трудовая деятельность: кормление птиц. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Подвижные игры: «У медведя во бору» Цель: учить детей действовать согласно словам текста. Материал: крупная мягкая игрушка — медведь. Выносной материал: корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки. |
Конспект НОД по лепке на тему: «Грибочки»
Задачи:
Образовательная:
Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей (ножка и шляпка). Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму пряника или диска. Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей. Вызвать интерес к созданию гриба. Закреплять названия цветов: жёлтый, красный.
Развивающая:
Развивать моторику рук. Способность к формообразованию и композиции.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность, аккуратность, доброжелательное отношение к диким животным.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми картинок « Грибы»; беседа «Где растут грибы», « Время года осень»; беседа о ежах.
Ход занятия
Вводная часть Подвижная игра: « Соберем листочки»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, сколько много листочков!
-А откуда все эти листочки?
-А как называется явление, когда опадают листья? (листопад)
- Сейчас мы все листочки соберём! (дети собирают листочки и находят под листочками ёжика возле гриба)
Ой, смотрите Ёжик!
Что ты плачешь милый Ёж?
Что так громко ты ревёшь?
Ёж: - « Я по лесу шёл, шёл
Один гриб всего нашел,
- Скоро зима! Все звери запаслись фруктами, овощами, грибами, а я нет!
Что делать?
Как мне быть?
Где грибочки раздобыть?
Воспитатель: - « Не грусти наш милый Ёжик,
Мы с ребятками поможем.
- А как мы можем помочь ёжику? (мы ёжику слепим грибы)
Ёжик ты посиди здесь на пенечке,
Пока мы делаем грибочки!
-Ёжик спрашивает, что это такое у гриба? (шляпка) - Какого цвета?
-А это что? (ножка) - Какого цвета?
-Теперь ёжик знает, что у гриба есть шляпка и ножка!
Практическая часть
(дети садятся за столы)
Воспитатель: - Гриб состоит из чего? (Из шляпки и ножки)
- Какая шляпка у гриба? (круглая)
-На что похожа ножка у гриба? (На колбаску, столбик)
-А шляпка гриба какого цвета может быть? (красная, жёлтая, оранжевая, коричневая)
( Воспитатель показывает способ лепки ножки и шляпки)
Пальчиковая гимнастика.
" Повстречал ежонка ёж;
" Здравствуй братец!
Как живёшь?
Самостоятельная деятельность детей
- У гриба одна ножка - длинная и светлая. Берём пластилин жёлтого цвета, воспитатель следит чтобы все дети взяли пластилин нужного цвета), для начала мы его разомнём, чтобы пластилин стал мягким; кладём на ладонь, другой ладонью закрываем и раскатываем прямыми движениями ладоней туда – обратно, получился столбик - ровный и длинный.
-У гриба большая шляпка - круглая и яркая; берём кусочек пластилина оранжевого цвета; кладём на ладонь, другой ладонью закрываем и круговыми движениями ладоней раскатываем шар.- Все раскатали шар? - Покажите?- Теперь мы этот шар сплющиваем, чтобы у нас получился пряник. Это и будет шляпка для гриба.
-Шляпка грибы держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и шляпку. - Какие красивые грибы получились! (Дети, которые справились быстрее, воспитатель предлагает слепить ещё гриб)
Воспитатель: « Скорее Ёжик посмотри,
Ребята слепили тебе грибы
Грибочки удалые,
Шляпки расписные!
Ёж: - « Спасибо вам мои друзья, порадовали вы меня
Я грибочки все возьму, и с собою унесу.
Теперь мне зима не страшна!
Мне домой уже пора, до свидания детвора!
А мы Ёжика возьмем, и в лесочек отнесем,
Оставим здесь под елкой, сам найдет дорогу в норку.
Итог
-Ребята, кому мы сегодня помогли в трудной беде? (ёжику)
- Что мы для него слепили? (грибочки )
- Теперь наш ёжик зимой будет сытый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....