Непосредственно – образовательная деятельность по экологии «Подводная лаборатория» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерёмина Алёна Сергеевна

Цель: Продолжать знакомить детей с природой родного края.

Задачи:

- Формировать обобщенное представление о водоемах Челябинской области;

- формировать представления об обитателях озер, закрепить названия некоторых озер, обитателей, растений.

- Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.

- Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.

- формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

- закрепить правила сохранения чистоты на водоеме

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,

- поддерживать чувство радостного удивления, чувства исследователя,

- развивать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_podvodnaya_laboratoriya.docx72.35 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность по экологии «Подводная лаборатория» в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель Еремина Алёна Сергеевна.

Цель: Продолжать знакомить детей с природой родного края.

Задачи:

- Формировать обобщенное представление о водоемах Челябинской области;

- формировать представления об обитателях озер, закрепить названия некоторых озер, обитателей, растений.

- Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.

- Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.

- формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

- закрепить правила сохранения чистоты на водоеме

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,

- поддерживать чувство радостного удивления, чувства исследователя,

- развивать любознательность.

Предварительная работа: Рассматривание и изучение картинок «Обитатели реки и озера», «Рыбы пресноводные», «Водный транспорт». Беседы на темы: «Водные растения», «Берегите воду», «Вода вокруг нас». Рассматривание семейных фотоальбомов «Отдых на озере».

Словарная работа: батискаф, Увильды, Тургояк, Зюраткуль, карп, кубышка.

- Ребята, на протяжении некоторого времени мы знакомились с озерами Челябинской области. Узнали названия самого большого и самого глубокого озера. Какое это озеро? (ответы детей) Увильды, самого чистого (Тургояк), самого маленького (ответы детей) Белишкуль, самого мелкого (ответы детей) Зюраткуль, самого известного (Чебаркуль), самого таинственного (Иткуль), соленого (Горькое). Узнали, что озера бывают чистые пресные и соленые (ответы детей). Познакомились с обитателями озер. И открыли свою лабораторию по изучению подводного мира озер «Юный биолог».

И сегодня вы не дети, а самые настоящие ученые в самой настоящей научной лаборатории. И сейчас расскажем какие открытия мы уже сделали в нашей лаборатории «Юный биолог» и будем делать для себя новые открытия. Наша лаборатория находится на дне самого глубокого озера (ответы детей). Как мы попадем в лабораторию? (ответы детей) На батискафе. Что такое батискаф? (ответы детей)  

БАТИСКАФ -это подводный самоходный аппарат для исследований на больших глубинах. Батискаф состоит из двух частей: легкий корпус – поплавок помогает батискафу держаться на плаву и прочный корпус – в виде шара из толстого стекла, в котором размещается экипаж, научная аппаратура.

Заводим мотор: проговариваем сочетание звуков тр-тр-тр.

Погружаемся и проговариваем чистоговорку:

«Ом – ом – ом - в батискафе мы плывем.

Ро – ро – ро - большое озеро.

Та – та – та - под водою красота.

На – на – на – там обитатели дна.

Де – де – де - рыбы плавают в воде.

Ак – ак – ак - проползает мимо рак.

Ли – ли – ли - вокруг нас водоросли.

Аха – аха – аха - большая черепаха»

Вот мы и в лаборатории. (Дети подходят к столу экспериментов)

- Вспомните правила, которые нужно соблюдать в лабораториях (вспоминают правила поведения) Не шуметь, не кричать, не толкать соседа и не мешать в работе, аккуратно обращаться с веществами и приборами.

- Какие ученые работают в лаборатории? (ответы детей)

Ботаники – изучают растения водоемов.

Биологи – они изучают обитателей озера.

Ихтиологи - это ученый, который изучает жизнь рыб.

Гидрологи изучают жизнь водоемов, состояние воды в них, участвуют в охране воды от загрязнения и истощения.

- Знакомясь в подводным миром озер мы с вами начали изготавливать макет озера. Много интересного узнали, сделали дно озера. Давайте заполним наш макет обитателями озер и растениями. Выберете обитателя, о котором вы хотели бы рассказать. Поместите его на макет и расскажите о нем. (Дети заполняют макет обитателями кроме рыб).

- В озерах Челябинской области живет много разных рыб. Давайте назовем каждый вид рыб и поместим на макет. (ответы детей)

- Я предлагаю сегодня в лаборатории изучить рыб по подробнее.

- расскажите, что интересного мы знаем о рыбах вообще? Рыбы – животные, живущие только в воде.

Давайте рассмотрим какое строение у рыб.

- Голова, тело, хвост, и имеют конечности в виде плавников.

- Для чего нужен хвост, плавники? Рыба плавает с помощью плавников. Хвостовой плавник служит рулем, а плавники, словно весла. Спинной плавник служит для равновесия.

- Чем покрыто тело рыбы (чешуей). Тело рыб покрыто чешуёй. (ответы детей).

- Чем дышат рыбы в воде? они дышат жабрами. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород. Рыбы получают его из воды с помощью органов дыхания - жабр. Они все время открывают и закрывают рот, заглатывают воду. Вода проходит через жабры. Жабры забирают кислород и вода выходит наружу.

- Есть глаза, они их никогда не закрывают, потому что у рыб нет век, спят с открытыми глазами.

    - Чем они питаются? (водорослями, червями, личинками, икрой, насекомыми, хищные - рыбой). 

    - Что есть у рыбы внутри, внутреннее строение рыбы? желудок, кишечник, печень, сердце, плавательный пузырь. 

Физкультминутка

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!

От разминки польза есть!

- Вспомните, почему рыбы плавают и не тонут? Им помогает плавательный пузырь.

Мы начали подготовку к эксперименту, чтобы узнать, почему рыбы не тонут. Что мы начали делать? Мы придумали макет рыбы. Тело рыбки сделали из пластилина, плавники из клеенки, сделали чешуйки. Плавательный пузырь заменили воздушным шариком с соломинкой. Этот шарик поместили внутрь рыбки.

- Сейчас настал момент испытаний. В прозрачный сосуд наливаем воды. Опускаем внутрь рыбку. Что с ней происходит? Она утонула. Теперь надуем шарик через соломинку. Что теперь происходит? Рыбка всплыла. Почему? Шарик наполняется воздухом, становится легче и рыбка всплывает. Также работает и плавательный пузырь. Когда он растягивается, рыбка всплывает, а когда сжимается, то она опускается на дно. Плавательный пузырь, наполненный кислородом не даёт рыбе утонуть. Наполняя пузырь кислородом, или сдувая его, рыба может изменять глубину своего погружения.

- Давайте вспомним какая вода в озерах? (не соленая, пресная). А как вы думаете, почему мы с вами можем увидеть дно озера и его обитателей? (потому что вода чистая, прозрачная).  А представьте себе, если вдруг вода стала бы мутная и грязная, что может случиться? (растения и животные не смогут жить в грязной воде, не смогут дышать и питаться).

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в воду, нельзя мыть транспорт на берегу озер и рек, не сливать грязную воду)

Если люди будут загрязнять водоемы, случится самая настоящая экологическая катастрофа. От этого гибнут не только рыбы, но и морские птицы и даже животные и растения, живущие на берегу.

- Чтобы люди помнили о правилах охраны природы водоемов, экологи постоянно придумывают новые экологические знаки. Давайте их рассмотрим и поместим на макет озера. (дети рассматривают, называют экологические знаки и размещают на макете)

- мы с вами славно потрудились: узнали много интересного в нашей лаборатории, провели сложные опыты. Что вас заинтересовало сегодня? Что вы узнали? (дети анализируют)

 А в море какая вода? – соленая.

Чем отличается пресная вода от соленой?

Я предлагаю вам в нашей лаборатории изучить свойства воды.

Опыт 1. Как можно определить соленая вода или пресная? На вкус.

Сейчас мы определим на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории. Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса) и сказать в каком стаканчике вода пресная.

Опыт 2. А сейчас мы определим какая вода тяжелее и плотнее.

В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.

В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.

Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?

Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности.

-

- Сейчас мы с вами попробуем очистить воду, или как говорят ученые фильтровать. Что вам для этого понадобится? (фильтр)

- Приступайте (дети самостоятельно готовят грязную воду, изготавливают фильтр и процеживают через него грязную воду).

Вывод: вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.

- Что происходит с живыми организмами в загрязненной воде? (они погибают)

Опыт "Как загрязняются водоемы"

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Вывод:

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

2. Игра «Семейка слов».Поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба :

-Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка).

-Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).

-Что делает рыбак? (рыбачит).

-Куда ходит рыбак? (на рыбалку).

-Какой суп варят из рыбы(рыбный).

-Как назвать большую рыбу? (рыбина).

-Чей хвост у рыбы (рыбий).

Отлично! Вы подобрали столько слов из одного семейства.

3.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»

иллюминатор, гидрокостюм.

Методы:

- словесный (проблемный диалог, объяснения, пояснения);

- наглядный (рассматривание, демонстрация опытов);

- игровой (воображаемая ситуация, математические задачи, логические игры).

Приемы:

- организация детей на игру – путешествие;

- активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность);

- обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).

Материал:

Презентация, макет – батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, вареное яйцо, большая ложка, салфетки, стаканчики двух цветов по количеству детей, оформление – морское дно (ракушки, водоросли, рыбы, шкатулка, карта, детские поделки «Осьминог».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день). А теперь поприветствуем, друг друга (дети становятся все в круг и подаем друг другу ладонь) (слайд 1)

Дети:

Мы ладошку к ладошке сложили.

И друг другу дружить предложили

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель:

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку.

Загадка про море

Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

- Что такое море? (Большое пространство соленой воды)(слайд 2)

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в морское путешествие(ответы детей).

А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?

- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).

- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе (слайд 3)

- А что это? - спросите вы.

БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе (слайд 4).Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.

Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.

Дети: на батискафе.

Воспитатель:

- Давайте пройдем в батискаф…

- Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.

Воспитатель: Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая).

Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)

Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.

Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса,

и сказать в каком стаканчике вода соленая.

- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?

- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.

- А я знаю, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Даже могу вам показать разницу морской воды от пресной.

Опыт №2 «Соленая вода плотная и тяжелая»

В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.

В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.

Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?

Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности.

Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем следующий опыт.

Опыт №3 «В морской воде плавать легко»

В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).

Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).

Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.

- Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)

Здесь мы продолжим наше путешествие. Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.

- А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.

Раз, два, три моих ребят в водолазов преврати.

- А теперь немного разомнемся.

Физминутка

По морскому дну плывем

Изучаем, познаем

Вот кораллы и медузы,

Вот морской конек плывет

Здесь морской народ живет

Морская звезда, осьминог, рыба скат,

Ежик морской и морская змея

Это большая морская семья.

Воспитатель:

- Что вы видите на морском дне? (кораллы, ракушки, песок, мелкие камешки)

- Что растет на дне морском? (водоросли: они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету).

- Как вы думаете, почему их называют водорослями? (растут в воде).

- Да, на дне моря жизнь кипит (слайд)

Каких морских животных вы видите? (ответы детей)

Воспитатель:

Паша знает интересную загадку про одного из этих обитателей.

***

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку,

На коралловый пенёк

Хочет сесть морской… (конек)

Воспитатель:

-Правильно, это конёк. Он для вас приготовил интересную игру.

Здесь в своих домиках живут морские коньки. Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются друг от друга? (Цветом и размером).

Воспитатель:

- Ваша задача расселить их в домики так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись (дети составляют логический квадрат).

- Молодцы с этим заданием вы справились.

Варя тоже знает загадку, вот послушайте.

***

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - (Осьминог)

Воспитатель:

- Как вы думаете, а почему он называется осьминог? (восемь щупалец)

- Ребята, а вы любите решать задачи?

Осьминог приплыл не с пустыми щупальцами, а с занимательными задачами. Вы готовы их решить? Тогда будьте внимательными.

Задача первая. Наш осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие(Семь).

Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов? (Четыре)

- Правильно.

Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать? (Восемь).

- Хорошо.

И последняя задача. Осьминог несет своей подруге в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – четыре. Сколько звезд он нес в подарок? (семь).

- Молодцы, все задачи вы решили верно.

- Посмотрите как красиво вокруг.

Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.

Это - рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, рыба – клоун,

- А сколько всего здесь рыбок? (Дети считают)

- Какие рыбки плывут налево?

- Какие направо?

- Какая рыбка самая маленькая?

- Какая рыбка плывет выше всех?

- Какая рыбка плывет ниже всех?

- Есть ли одинаковые рыбки? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

- Молодцы и с этим заданием вы справились.

- Ребята, вы знаете, говорят, находясь на морском дне, если крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси», тогда обязательно должно случиться чудо.

- Попробуем? (дети произносят фразу, воспитатель берет в руки шкатулку).

- Посмотрите, какая красивая шкатулка появилась у меня в руках. Интересно, что же в ней находится? (дети открывают шкатулку, в которой находится карта).

- Ребята, так это же карта, по которой мы можем найти наших осьминогов, которых мы приготовили в подарок морским обитателям.

- Предлагаю этих осьминогов оставить на память морским жителям.

- Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями и возвращаться в детский сад.

- Ребята, давайте отправимся в детский сад по морю.

Рефлексия:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились мы расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть.

- Тогда представьте себе, что вы не дети, а самые настоящие ученые, и находитесь в самой настоящей научной лаборатории. Мы сегодня будем делать для себя новые открытия.

(Дети подходят к столу экспериментов)

- Вспомните правила, которые нужно соблюдать в лабораториях (вспоминают правила поведения)

- Наденьте спец. одежду. Для чего она нужна?

- Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

Опыт «Попробуй утопи» (с мандарином). Неочищенный мандарин опустить в миску с водой, он плавает на поверхности. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Второй я уже очистила, и положила его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так два одинаковых мандарина, но один утонул, а другой плавает? Что мы можем предположить? Как проверить, а действительно ли кожура не дает мандарину утонуть?

Опыт «Тонет ли кожура мандарина?»

В мандариновой, апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают на поверхность воды мандарин. Именно поэтому фрукты не тонут.

Опыт «Подводная лодка»

Берем стакан со свежей газированной водой, и бросим в нее виноградинку. Она тяжелее воды и опустилась на дно. Но на нее тут же начнут налипать пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Посмотрите, пожалуйста, как он выглядит. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Физкультминутка

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!

- А как вы думаете, почему мы с вами смогли увидеть морское «дно»? (потому что воды была прозрачная). Правильно, а представьте себе, если вдруг вода стала бы мутная и грязная, что может случиться? (растения и животные не смогут жить в грязной воде, не смогут дышать и питаться).

- Сейчас мы с вами попробуем очистить воду, или как говорят ученые фильтровать. Что вам для этого понадобится? (фильтр)

- Приступайте (дети самостоятельно готовят грязную воду, изготавливают фильтр и процеживают через него грязную воду).

Вывод: вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.

Мы с вами очищали небольшое количество воды, но на реках строят огромные очистные сооружения, которые могут очищать большие количества воды. Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в реках и озерах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться в более чистые водоемы – гибнут. Вот поэтому очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Если люди станут бесконтрольно загрязнять водоемы, случится самая настоящая экологическая катастрофа. От этого гибнут не только рыбы, но и морские птицы и даже животные и растения, живущие на берегу.

Опыт "Как загрязняются водоемы"

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Вывод:

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.)

НОД по познавательному развитию «Озера Южного Урала»

Конспект НОД.

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Программа «От рождения до

Школы» под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

старшая группа

Педагог: Шерстнёва Ю. А.

МБДОУ ДС № 257

2014 г.

Тема«Озера Южного Урала»

ЦельПознакомить детей с природой родного края,

Задачи:

1. Формировать обобщенное представление о водоемах Южного Урала;

2. Активизировать речь детей, способствовать появлению в речи сложных и сложноподчиненных предложений;

3. Развивать память, воображение;

4. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Интегрируемые образовательные области«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: обсуждение с детьми новых слов – шторм, глубина, Уральский хребетозеро, родной край.

Оборудование: мультимедийное оборудование, лодка состроенная из мягких модулей или стульчиков, листы для рисования, цветные карандаши.

Ход НОД.

Воспитатель читает стихотворение Л. Татьяничевой

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки- сини, горы- сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет.

А зеленее изумруда

Ни дерева,

Ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское- все то же,

И доброта и песни те же!

И лица те же, что в Рязани.

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.

Воспитатель:

-Ребята, вы все знаете, что мы с вами живем на Южном Урале. Наш край называют краем озер. Кто мне скажет что такое озеро?

Ответы детей.

-Молодцы, ребята, все правильно. На территории Челябинской области насчитывается 3170 озер. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Я приглашаю вас начать путешествие на нашей лодке.

Дети садятся в лодку. Слайд 2-4.

- Наша первая остановка озеро Аргази. Слайд5.

Озеро Аргази

Озеро Аргази - его правильное название Аргазинское водохранилище. Водоем находится в западной части Аргаяшского района, недалеко от г. Карабаш. На берегах расположены селения Байрамгулово, Туракаево, Чишма. Запрудившая реку Миасс плотина, регулирующая уровень Аргазей, находится в селении Байрамгулово, ее длина 1500 м.

Аргазинское водохранилище было построено на реке Миасс в 1946 году. При затоплении в состав водохранилище вошло озеро Аргази (отсюда и название). Для его заполнения использовалась вода озера Тургояк, в некоторые годы для повышения уровня Аргазей использовалась вода озера Увильды.

Сейчас Аргазинское водохранилище - главный источник питьевой воды города Челябинска. Слайд 6

На территории озера Аргази расположено более 45 островов

Название Аргази происходит от тюркского личного мужского имени Аргужа, составленного из слов ар — «добрый»«порядочный», хужа, гужа — «хозяин»«владелец». Слово гужа может быть сближено с арабским типовым компонентом мужского имени газы — «победитель»«поборник свободы».

С давних пор жители береговых деревень и пришлые рыбаки ведут разговоры о том, что в Аргазях водится огромная змея. Может быть, редчайший экземпляр, остаток — реликт древнейшихвремен, «полоз». Но сейчас свидетели появления этого чуда природы остались только в легендах.

- Ребята вот мы свами и познакомились с озером Аргази. Давайте повторим название озера все вместе. Слайд 7

Пвтор названии хором и несколько индивидуальных ответов.

- Отправляемся дальше! Следующая остановка озеро Увильды. Слайд 8

Озеро Увильды

В горной части Южного Урала, у подножья гор Юрма и Черемшанка, находится озеро Увильды. Это самое крупное озеро на Южном Урале. Его глубина- 38 метров, а площадь 68,1 кв. км. Оно имеет форму груши и расположено между городами Карабаш и Кыштым. Озеро это изумительно по красоте. На нем находится множество островов. Самый крупный остров – Березовый, за мним следующий- Голодай, Вязовый и Еловый. Озеро прогревается очень медленно, и вода в нем холодная даже летом. Иногда при сильном ветре, прорывающемся через Уральский хребет, на Увильдах можно наблюдать шторм. Озеро Увильды- памятник природы. Оно взято под охрану. Слайд 9

-А теперь немного отдохнем и поиграем.

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Игра «Волны качаются раз…»

- Продолжаем наше путешествие! Все по местам! Следующая остановка озеро Тургояк. Слайд 10

Озеро Тургояк

Тургояк - особенное озеро для Ильменского края, реликтовое, возникло во время завершения тектонических процессов в Уральских горах, в результате опускания участка земной коры. При полете над озером Тургояк можно увидеть, что оно формой напоминает воронку или кратер, стенки которого являются продолжением горных склонов.

Прозрачная вода Тургояка в основном ключевая артезианская, дождевой - не более трети. Прозрачная на глубину до 12 метров, голубая в ясную солнечную погоду, в холодную или ветреную становится серо-стальной, грозной. Непогода быстро налетает, преображая озеро, и так же быстро бесследно проходит. Поднявшаяся и улегшаяся волна оставляет на песчаных участках дна рисунок, ясно видный даже с лодки при солнечном свете.

Вода Тургояка считается целебной, в ней очень мало органики, но присутствует радон. Из-за пониженной температуры воды редко отмечается ее цветение. При этом озеро богато рыбой и раками. В прибрежных зарослях ольхи летом выводят птенцов утки. Часто можно увидеть ондатру, а если повезет - то и выдру.

Тургояк - самое глубокое озеро Южного Урала, его глубина превышает 34 метра. Слайд 11

Уровень озера в последние 10 лет повысился. Площадь поверхности озера более 26 кв. км, длина береговой линии почти 30 км. Озеро округлой формы, большая ось почти 7 км, малая - 6,3 км. Возле западного берега Тургояка расположен остров Веры, в южной трети - практически закрытый водой остров Чайки. Последние годы на острове Веры и на западном берегу озера работает археологическая экспедиция, которая обнаружила более 50 археологических памятников и множество предметов, относящихся к различиным историческим эпохам. Увидеть все это своими глазами и узнать об открытиях ахеологов можно во время экскурсии на остров Святой Веры, разработаной специалистами экскурсионного агентства "Хрустальная гора"

В неглубоких бухтах расположены дома отдыха и гостиницы, оздоровительные центры, яхт-клубы. Слайд 12

Летом на Тургоякской воде тренируются яхтсмены в том числе и мирового уровня, успешно выступающие на международных соревнованиях. Моторизованные плавсредства на озере запрещены, кроме небольшого количества спасательных судов.

Зимой на ветреном льду Тургояка видны неподвижные фигуры рыбаков. Несколько специально прорубленных поддерживаемых прорубей собирают любителей моржевания. В последние годы можно увидеть мчащегося за парапланом лыжника. Лед на озере, кроме прибрежной полосы, ровный, безветреных дней практически не бывает даже летом.

Озеро Тургояк внесено в список ценнейших водоемов мира, в России - в картотеку примечательных ландшафтов.

Единого перевода названия "Тургояк" нет, варианты - от торжественного "Озеро почитаемой стороны" до спорного "Воробьиная нога".Наиболее вероятными считаются две версии: башкирское тур- «стой» и аяк- «нога», вторая тоже тюркского происхождения, но переводится как «верхнее» т. е. или горное или главное озеро. В этом случае название звучит как Тургояккуль.

- отправляемся дальше на озеро Соленое. Слайд 13

Озеро Соленое

Озеро Соленое находится в Октябрьском районе Челябинской области. Соленое зеро находится в 20 км на юго-восток от села Октябрьское.

Озеро Соленое - небольшое, округлой формы. Площать водоема 290 га. Глубина не превышает 3м. Соленое озеро - типичное для южных лесостепей, вкус воды горько-соленый. Берега пологие. На восточном берегу Соленого озера есть небольшой массив лиственных лесов и залив.

Целебные воды и ил Соленого озера обязаны своим происхождением древнему морю, которое покрывало юг Челябинской области в давние времена.

Еще петухи не пропели,

Лучи облаков не зажгли,

А люди к озерной купели

Помыться — напиться пришли.

И — чудо! Как нежные крылья,

Вода их тела обвила,

Смахнула и боль, и бессилье,

А новые силы влила.

Тут диву бы им подивиться,

Испить от души,да нельзя:

Светлее слезинки водица,

Но вот солона, как слеза.

А солнце над степью смеется:

— Вода солона — не беда,

Зато в родниковых колодцах

Свежа питьевая вода!

С тех пор над лазурью озерной

Лишь зори да чайки парят,

Да люди к воде чудотворной

Пути издалека торят.

- Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по родному краю. Озера с которыми мы познакомились это только малая часть, но мы с вами в следующий раз попутешествуем и по другим озерам, слайд 14-16 а сейчас возвращаемся в наш детский сад и нарисуем красивые озера.

Дети садятся за столы и рисуют озера по своим впечатлениям, воспитатель помогает и хвалит лучшие работы, по окончанию организовывает выставку рисунков.

Панцирь взрослых черепах сверху окрашен в тёмно-оливковый, буро-коричневый или тёмно-бурый, почти чёрный, цвет с мелкими жёлтыми пятнышками, точками или штрихами. Голова, шея, ноги и хвост черепахи тёмные, с многочисленными жёлтыми пятнами. Глаза с жёлтой, оранжевой или красноватой радужкой. Встречается в различных пресных водоёмах: болотахпрудах, озёрах, плавнях, старицах, медленно текущих реках, каналах. Болотная черепаха активна днём. Подолгу находится на берегу, греясь на солнце. Периодически уходит в воду и снова возвращается на берег черепахи кормятся в течение всего дня, особенно в утренние часы, а ночью спят на дне водоема. На зимовку уходит в конце октября—начале ноября. Зиму проводит на дне водоёмов, зарывшись в ил. Болотная черепаха всеядна, но основной и предпочитаемой пищей для неё являются различные небольшие животные, в первую очередь беспозвоночныемоллюскичервиракообразные, водные и наземные насекомые и их личинки

Прудовик имеет хорошо развитую раковину, закрученную в правую сторону. Из панциря виднеется передняя часть тела. Передвижение осуществляется мощной плоской ногой. Она достаточно длинная. Во время опасности нога закрывает отверстие в раковину, где прячется улитка. Стоит дотронуться до особи, как она спрячет конечности, голову. Так улитки ведут себя во время опасности. Тем самым защищаясь от хищников. Подошва выделяет слизь, требуемая для передвижения. Для жизни им необходим воздух. Дышат легкими поднимаясь на поверхность воды. Моллюск может обходиться без кислорода 1 час. Тело мягкое, На голове расположены щупальца и рот. По бокам глаза. Питаются преимущественно растениями, бактерии. Их практически невозможно встретить без дела. Моллюски постоянно заняты. Максимальная скорость составляет 20 см за 60 секунд. Прудовики способны выживать даже когда водоем пересыхает. Для этого они запечатывают вход в раковину пленкой. Если водоем покрылся льдом, то после оттаивания улитки оживают. В глотке расположена роговая пластина с зубчиками. Как теркой. многие особо редко переживают зиму.

Речная ракушка Беззубка – моллюск с двумя створками, имеет другое народное название – перловица обыкновенная. имеет большой размер. Цвет ракушки имеет желтовато-зелёный и коричневый оттенки. Живет 15 лет. На панцире ракушки имеются кольца роста. Обитает в пресных водоемах на илистом дне. Передвигается по дну ракушка при помощи одной ноги, которую она вытягивает во время открытия створок и подтягивает раковину на пару сантиметров. Один шаг ракушки занимает около 60 секунд. дышит растворенном в воде кислородом. 

Рак – десять ног, его туловище — это две части: головогрудь, членистое брюшко, заканчивающееся широким хвостом. Панцирь — это скелет ракообразного.
На голове у него расположены две пары усиков для обоняния и осязания. чёрные выпуклые глаза. Они расположены на длинных подвижных стебельках, благодаря чему рак их может поворачивать во все стороны. Глаз состоит из большого количества глазков мелкого размера. клешни — это передние конечности. Ими он защищается от врагов, ловит и удерживает жертву. Растут сбрасывая старый панцирь.
По цвету раки сливаются с дном водоёма, и «растворяются» среди камней и коряг. Поэтому они обычно бурого цвета, коричневого с зеленоватым или синеватым оттенком. В длину они вырастают до 6-30 см. А вот сколько они живут, до сих пор на этот вопрос нет точного ответа. живут в очень чистой воде. Селятся они возле береговой линии, где роют себе норки. Днём они проводят в своих убежищах всё время, закрывая входное отверстие клешнями. В момент опасности раки пятятся назад и углубляются внутрь норы.

Всеядны. Они любят полакомиться улитками, червяками, планктоном, личинками и водяными блохами. Не брезгуют они и падалью, объедая на дне водоема мертвых птиц и животных, охотятся на больных рыб, то есть в своём роде это санитары водной экосистемы. как настоящие охотники высиживают в засаде, и мгновенно захватывают зазевавшуюся жертву клешнями. откусывают от неё по маленькому кусочку.

Кубы́шка — род многолетних водных растений семейства Кувшинковые , встречается на мелководье по берегам озёр и медленнотекущих рек . Цветки жёлтые, обладают приятным запахом. Листья округлые, плавающие — жёсткие кожистые. Кубышки являются кормом многих животных (ондатра, бобр, выхухоль и др.), семена поедаются водоплавающими птицами.

Ряска - крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Всё тело их представлено зелёной пластинкой. Цветет редко. Цветки мелкие, невзрачные, Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам, черепахам.

Стрелолисты — многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые . Трёхгранный стебель достигает 20—110 см в длину, но при этом целиком находится под водой . Цветут с середины июня до конца августа. Растёт, в основном, по берегам различных водоёмов. Растение водное и болотное. Богатые крахмалом, клубни различных видов стрелолиста съедобны и употребляются в пищу в варёном и печёном виде. Клубни служат пищей для ондатры.

Водокрас - многолетнее водное растение, образующее массивы плавающих розеток, соединенных между собой усами. Листья водокраса обыкновенного небольшие, округлые, зеленые . Часть листьев расположена под водой, часть – плавает на поверхности. Водокрасы растут на освещенных или затененных участках как в стоячей, так и в медленно текущей воде. К.: участие в учебном диалоге. К: высказывание свое мнения при обсуждении задания. К.: построение речевого высказывания, учет различных точек зрения

Кувшинка - хорошо известное растение с крупными плавающими на воде листьями и крупными цветками. Часто её называют водяной лилией. Ёе прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. Белые кувшинки растут на глубинах от 50 сантиметров до 2,5 метра. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков.

Самое соленое озеро. Горькое. Поселок Хомутинино. вода не горькая, а соленаяозеро славится именно своими чудесными лечебными грязями.

Самое чистое озеро. Тургояк. Окрестности города Миасса. воду из озера Тургояк можно преспокойно пить. Вода в озере очень и очень прозрачная и чистая. Погода на Тургояке часто меняется несколько раз за день, может быть и солнце и дождь и туман и ветер с волнами. Название переводится «озеро, находящееся на почётной стороне». Озеро Тургояк имеет округлую форму. Это озеро тектонического происхождения, его возраст оценивают примерно в 2 миллиона лет. Вокруг озера растет хвойный лес. Является памятником природы Челябинской области.

Самое высокогорное озеро. Зюраткуль. Саткинский район, территория национального парка «Зюраткуль».

Озеро Зюраткуль тоже достаточно чистое, а еще холодное. Самое высокое в регионе в горах. В отличие от других горных озер, вода в Зюраткуле не столь прозрачная. Она чайного цвета, это объясняется тем, что стекающие сюда ручьи берут начало в болотах. Максимальная глубина озера составляет 4 метра - 8 метров.  потрясающая природа национального парка. в переводе означают «сердце» и «озеро». Форма озера Зюраткуль, действительно, напоминает сердце. Озеро Зюраткуль древнее, Об озере есть старая легенда, согласно которой много лет назад в этих местах жила красивая девушка по имени Юрма. Многие богатые и знатные люди просили ее руки, но никому не удавалось завоевать сердце девушки. Юрма отказывала всем женихам и с презрением возвращала их щедрые подарки. Однажды девушка в гневе разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один из осколков улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро. С тех пор это озеро притягивает людей, словно магнит. Побывав здесь однажды, люди не могут позабыть его, как не мог позабыть красавицу Юрму богатырь Семигор, и стремятся на его берега, словно на свидание с любимой. Поэтому и прозвали волшебное озеро Зюраткуль — «сердце-озеро».

Озеро окружено живописными горными хребтами, поросшими хвойными лесами. Специалисты считают окрестности озера самыми экологически чистыми на территории Челябинской области.  На Зюраткуле по-уральски суровые зимы, с метелями и буранами. Весна долго не приходит в эти края. И летом, и осенью туманы, Он, пожалуй, самый дождливый уголок Южного Урала.

Самое большое озеро. Увильды. Аргаяшский, Карабашский и Кыштымский районы. самое большое в Челябинской области. Озеро Увильды появилось несколько миллионов лет тому назад. Оно имеет тектоническое происхождение. максимальная глубина — 40 м; озеро имеет форму груши.

Легенда о жемчужине

Когда-то давно жил в горах старый охотник, и была у него красавица дочь Сайма. Однажды слуги жестокого богача Карыма, пресыщенного несметными богатствами и властью, выкрали Сайму и привели её во дворец к своему господину. Карым был поражён красотой девушки, он снял со своей шеи золотую цепь с чёрной жемчужиной и протянул её Сайме. Девушка взяла украшение и заплакала. Одна слеза упала на чёрную жемчужину, та вмиг стала небесно-голубой и засияла. Но Сайма не хотела принимать подарок от нелюбимого мужчины и швырнула его за окно. В то же мгновение с гор ринулись потоки воды, во дворец ворвался ветер. Вода всё поднималась и поднималась, пока не заполнила долину. Дворец разрушился и всех людей, включая красавицу Сайму и богача Карыма, унёс мощный поток. Так появилось озеро Увильды с чистой, прохладной водой. Иногда это озеро называют Голубой жемчужиной. А на берегу водоёма есть посёлок Сайма.

Озеро Увильды, словно драгоценными бриллиантами, увенчано россыпью малых и больших островов. Эти острова носят поэтические названия: Берёзовый, Ольховый, Вязовый, Еловый, Морской. Самые крупные острова — Голодай и Берёзовый, самый занимательный — Вязовый, на котором растут вязы. Причём, в окрестностях озера эти деревья нигде не встречаются, их можно увидеть только на острове. Настоящая загадка природы.

Самое известное озеро Челябинской области за пределами региона. Чебаркуль. Город Чебаркуль. именно в него угодил знаменитый Челябинский метеорит. Чебаркуль переводится «красивое пестрое озеро». Пестроту ему придают водные растения, которых много.

В его окрестности долго оставались убежищем для разбойников и один из островов носит название «Разбойничий».

Чебаркуль – озеро тектонического происхождения. Его возраст примерно в 10 тысяч лет. Берега озера в большинстве своем каменистые, обрывистая. Озеро Чебаркуль имеет несколько островов – Копейка, Два Брата, Кораблик, Разбойничий,

Самое мрачное таинственное озеро. Иткуль. 20 километров от Верхнего Уфалея. одно из самых красивых озер.  Мрачность озеру Иткуль предает таинственный «Шайтан-камень», Главная достопримечательность водоема – причудливая скала Шайтан-камень, который возвышается над водой. Ходит легенда, будто в древности существовал ритуал: когда стояло дождливое лето, и урожай мог сгнить, на Шайтан-камне резали белого барана, если лето стояло засушливое — то резали черного барана. широко известная скала Шайтан-камень, являющаяся памятником природы. Местные жители почитали Шайтан-камень как священное место. 

А у местных жителей до сих пор ходят легенды о живущем здесь Полозе.

Название озера в переводе с башкирского означает «мясное озеро» (т.е. богатое рыбой).

Иткуль имеет овальную форму. Озеро имеет значительную глубину. максимальная – 16,6 метров. Вода чистая и прозрачная (дно видно на глубину до 4-5 метров). Летом озеро долго прогревается.

Водоем окружен сосново-березовыми лесами. Иткуль окружен невысокими, но живописными горками. Карабайка, Вишневая, Конская,

По берегам озера встречается очень красивая, разноцветная галька. В песке можно найти и кристаллы гранатов. На берегу озера Иткуль известно месторождение аметистов.

Озеро богато рыбой.

Самое мелкое Озеро Белишкуль — равнинный водоем расположенный в Челябинской области, с безопасными пологими берегами с ровным песчаным дном без перепадов глубины. Общая площадь поверхности водоема около 13 кв. км, глубина -2,5 м, максимальная достигает — 5 м. Источником пополнения воды в озере служит небольшая речка, впадающая с северной стороны водоема около деревни Беликуль.

Озеро Белишкуль (Большой Белишкуль, Большой Биляшкуль) расположено в Аргаяшском районе Вода в озере Белишкуль очень чистая и прозрачная, а потому все 3 метра глубины озера Белишкуль просматриваются достаточно отчетливо. Берега извилистые, местами каменистые, поросшие смешанным лесом. Вдоль берегов и в заливах цветут кувшинки и кубышки. озеро - памятника природы.

На озере находятся уникальные лечебные грязи, а также Липовый остров с редким растительным миром. Остров объявлен ботаническим памятником природы за его первозданную красоту, разнообразие и богатство окружающей природы. Название озера имеет башкирское происхождение. Биляш переводится как «мясо», куль — «озеро». То есть Биляшкуль — «мясное озеро», т.е. дающее еду (наши предки имели в виду то, что озеро богато рыбой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...

Образовательная деятельность по экологии "Вулкан" для детей подготовительной группы

Цель: продолжать формировать у детей знания о природных явлениях – гейзерах и вулканах, их строение и причиной извержения. Задачи: Образовательные: сформировать представление о типах вулканов, оп...

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности по экологии "Волшебница вода" в подготовительной группе...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по экологии и рисованию в средней группе. «ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА - ЗИМА!»

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по экологии и рисованию в средней группе.«ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА - ЗИМА!»Цель занятия: укрепление здоровья детей и приоб...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Подводный мир» в подготовительной группе по ручному труду

Задачи: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов....