Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по экологии и рисованию в средней группе. «ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА - ЗИМА!»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Говорова Надежда Николаевна

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по экологии и рисованию в средней группе.

«ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА - ЗИМА!»

Цель занятия: укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачи:

·        Познавательные:

 - дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- закреплять знания детей о зиме и зимних явлениях

·        Развивающие:

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать внимание, память, воображение;

 - развивать любознательность, творческие способности

·        Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

- воспитывать  бережное отношение к животным; аккуратность и усидчивость

Возраст воспитанников: 4-5 лет (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_osnovnoe.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по экологии и рисованию в средней группе.

«ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА - ЗИМА!»

Тема:  « Зимовье зверей».

Вид занятия: интегрированное.

Цель занятия: укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачи:

·        Познавательные:

 - дать детям представления о жизни диких животных зимой. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- закреплять знания детей о зиме и зимних явлениях

·        Развивающие:

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать внимание, память, воображение;

 - развивать любознательность, творческие способности

·        Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

- воспитывать  бережное отношение к животным; аккуратность и усидчивость

Возраст воспитанников: 4-5 лет (средняя группа)

Оборудование:

- искусственные деревья для оформления зала, сугробы из ткани;

- проектор, слайды с зимними пейзажами, слайды с изображением диких животных,  аудиозаписи мелодий для релаксации,

- Оборудование:

- Пеньки, игрушки: (заяц, белка), корзинка;

 использование

мультимедийной презентации «Дикие животные»;

 клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, кусочки ваты.

- бумага для рисования, белая гуашь, влажные салфетки для вытирания рук; 

Предшествующая работа:

- наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- беседы на тему «Зима»;

- разучивание подвижных игр; пальчиковых и дыхательных гимнастик;

- рассматривание репродукций с изображением зимних пейзажей;

- разгадывание загадок о диких животных, чтение художественной литературы.

Словарная работа:

Активизировать словарь: мягкая, пушистая, шерстка, дупло, берлога, нора.

Ход занятия:

Дети в группе стали в кружок-

Приветствие:

Здравствуй,  солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу, всех мы вас приветствуем!

 

Звучит аудиозапись «Зимняя мелодия».

  -Какая чудесная, мелодия! Что вам эта мелодия напоминает? О каком времени года? Правильно ребята - это ЗИМА.

                Стали белыми дома,

                И румяны лица.

                Это зимушка – зима

                В гости к нам стучится!

А  вам нравится зима? -Я предлагаю совершить прогулку по зимнему лесу. Хотите отправиться вместе со мной? Тогда давайте собираться в дорогу.

 Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку»

 Имитационно надеваем штаны, брюки, носки,  - легкое поглаживание ног

Надеваем кофты, – поглаживание рук, живота.

Надеваем валенки, – поглаживание ног от пальцев до колена.

Надеваем шапки, – поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания.

Застегиваем пуговицы на пуховиках, – точечные движения от шеи до живота.

Завязываем шарф –  имитация завязывания.

Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»

        Мы шагаем по сугробам – ходьба

        Высоко поднимем ноги – ходьба. с высоким подниманием бедра.

        Долго, долго мы шагаем – ходьба.

        Наши ноженьки устали– ходьба.

        Сейчас сядем, отдохнём - присели

        И опять гулять пойдём.

Вот мы и пришли в сказочный зимний лес.

Рассматривание «Зимних пейзажей»

Снег искрится, серебрится на солнышке. Какие сугробы большие. Какая елочка, какие снежинки. Как красиво в лесу зимой! Ребята, а скажите, на что похож снег (ответ детей)

На вату, на мороженное- правильно.

Какое у вас настроение? Хорошее, весёлое.

Что вам хотелось бы сделать в зимнюю погоду? (Кататься с горки на санках, играть в снежки, валяться в снегу и т.д.)

А мне так хочется превратиться в снежинку и закружится на полянке. Вот и снежинки как будто нас услышали, давайте возьмём снежинки и будем вместе танцевать:

     Ой! летят, летят снежинки

     Белоснежные пушинки

     Это Зимушка-зима

     Все дороги замела

     Все снежинки закружила

     И на землю опустила

Положим все снежинки под елочку.

Прогулка у нас получилась какая? – весёлая, радостная. А настроение у нас каково? – ВО!!!!!! Давайте наше настроение передадим другим - дуем на ладошку!

А сейчас отгадайте загадку:

     Снег на полях, лёд на реках

     Ветер гуляет, когда это бывает?

                                                (зимой)

(Спрашиваем у детей у каждого и все вместе повторяем- зима!)

     Вот и к нам пришла зима

     Опушила все дома

     Уложила мишку спать

     А сама пошла гулять.

 Посмотрите в окно, к нам тоже пришла зима. Всё кругом белым- бело.

Что такое «белым - бело»? это снег (спросить у всех). Снег – а ласково как мы скажем снежок! Какие снежинки! Пушистые, резные, белые, блестящие, круглые, красивые.

 

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка стоит,

Слева елка на нас глядит,

В небе снежинки кружатся,

Тихо, тихо на землю ложатся,

Сколько снега вокруг! Как он искрится на солнышке!

 

- Ребята, слышите, кто-то шуршит?  Пойдемте, посмотрим. Ищем.

- Смотрите, так вот кто здесь шуршал.

- Кто это? (Белка)

- А чьи ушки торчат  из-за пенька? (Зайчика)

- Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.

- Жили в лесу друзья – белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

- Зачем тебе корзинка? – спросил зайчик.

- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.

- Как это? Почему корзинка помощница – удивился зайчик и убежал веселиться со своими братишками – зайчишками, песни петь да играть.

- А вы, ребята, как думаете, почему корзинка помощница белочки? (Ответы детей)

- Белочка  собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы. Осенью вся природа готовится к зиме: деревья, птицы, звери.

 Ведь выпадет снег, заметет метель, и ничего не найдешь, ни орешка, ни грибочка, все  белым бело.

- Скажите, куда белочка прячет свои запасы?  (Ответы детей)

- В дупло.

- Скажите мне, белка и заяц, дикие или домашние животные? Где они живут?  (ответы детей)

- А вы хотите узнать, как дикие животные приготовились к зиме?

- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе  много интересного. Он то и поможет нам узнать о жизни  животных.

Но открыть его можно только волшебными словами, вы мне поможете? Повторяйте за мной:                                 

                                         Сундучок, сундучок,

                                         Позолоченный бочок,

                                         Расписная крышка,

                                         Медная задвижка!

                                         Раз-два-три-четыре-пять!

                                         Можно крышку открывать!

Крышка открывается. (звучит музыка).

На экране появляется слайд «Белка».

- Смотрите, вот же наша  знакомая белочка! Только почему –то у нее шерстка серого цвета, а была рыжая.

- Знаете, почему у белочки поменялся цвет шерстки?  (ответы детей)

- Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

-Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.

Давайте поиграем с белочкой.

                                            Солнце на работе -

                                            Белочка в заботе.

                                            На сучок – грибок,

                                            Да еще грибок.

                                            Сушит, старается –

                                            Едой запасается.

                                            Не подходи!

                                            Зима впереди!

- Убежала белочка в дупло.

-Кто же это фырчит?  Отгадайте загадку. 

                                         Сердитый недотрога

                                         Живет в глуши лесной.

                                         Иголок  очень  много,

                                         А нитки ни одной.       (Ответы детей)

Показ слайда  « Еж».

- Почему ежик сердится?  Мы наверно его разбудили!

В конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белки. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

- Давайте мы ежа развеселим,  чтобы он не сердился.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

                                            Я колючий серый еж,

                                            Длинные иголки.

                                            Я тебя не уколю,

                                            Я иголки уберу.

                                            А когда придет лиса,

                                            Покажу я их тогда.

- Убежал  ежик в свою теплую норку спать. Ребята, а еще, какое животное спит зимой? ( Ответы детей)

- Медведь. А где он спит? (Ответы детей)

- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

- А почему он не делает никаких запасов?  (Ответы детей)

- Правильно. Он с осени своей жир копил, много ел и много пил.

  У него одна работа – крепко спать и весны ждать.

- А это кто?             

                                           Рыжая плутовка

                                           Спряталась под елкой,

                                           Зайца ждет хитрюга - та.

                                           А зовут ее?  (Лиса)

Показ слайда « Лиса».

- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? 

- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.

- А где дом у лисы? ( Ответы детей)

- Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотится начинает. Хочет  зайчика поймать, но его ей не догнать.

- Вот и заяц.

Показ слайда « Заяц».

- Как же зайчик приготовился к зиме? (Ответы детей)

- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.

- Зачем  зайчик меняет цвет шерстки? ( Ответы детей)

- Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Поэтому, наш знакомый заяц и удивлялся, зачем белочки корзинка. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из - под снега достают корешки.

Вот так ребята готовятся к зиме «дикие животные».

- Сейчас мы закроем волшебный сундучок.  Помогайте ребята.

                                           Сундучок, сундучок,

                                           Позолоченный бочок,

                                           Расписная крышка,

                                           Медная задвижка!

                                           Раз-два-три-четыре-пять!

                                           Можно крышку закрывать!

Звучит музыка. Крышка закрывается.

(музыка: вьюга) Ребята, что это?

Зимой бывает такое явление как вьюга, вот посмотрите, как фотограф изобразил.  Картина «Вьюга» - рассматриваем. Вьюга- это когда падает снег и дует ветер.(музыка: вьюга)

Давайте с вами изобразим вьюгу-

  Вначале она начинается тихо, губки трубочкой сделали и на выдохе произносим звук «У». Хорошо!

  А теперь давайте сильнее подуем - молодцы!

  И заканчивается вьюга, тихо дуем.

 

Подул злой и сильный ветер и все снежные одеяло смахнул. Теперь наши деревья стоят голые, бедные деревья мерзнут, и корешки и веточки замерзают как же им холодно. Давайте им поможем, нарисуем снег, поможем деревьям.

     И снежинки в ладошки ловлю.

     Я зиму и снег и снежинки люблю.

      Ну, где же снежинки? в ладошке вода

      Куда же исчезли снежинки куда?

     Растаяли хрупкие льдинки лучи,

     Как видно ладошки мои горячи.

Давайте вернёмся в свой класс. Проверим, всё ли у нас готово для работы. (ватные палочки, белая гуашь, фон).

 Рисунки кладем под елочку.

(музыка: зимняя мелодия).

 

Подведение итогов занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми старшей группе « Волшебные звуки зимы»

На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе « Аистенок» “Зимушка – зима…”

В этом материале вы узнаете, как обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общ...

Открытое занятие Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе « Аистенок» “Зимушка - зима"

Как обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения (средняя группа) тема: «Петушок»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей с нарушением зрения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (аппликации) в подготовительной группе Тема: «Зимушка – зима»

Программное содержание:-формировать умение  вырезать елочки из прямоугольников;-закрепить умение вырезать фигуры по контуру; учить видеть красоту зимней природы;-закрепить способ обрывания  ...