Открытое мероприятие по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Экспериментальная образовательная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: В лабораторию к профессору « Почемучкину»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
- развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Образовательные:
- дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- ноутбук;
- флешка;
- мыльные пузыри;
- магнитная доска;
- музыкальное сопровождение;
- «профессорские» шапочки;
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой (по количеству детей);
- коктельные трубочки (по количеству детей);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
- вееры (по количеству детей);
Непосредственная образовательная деятельность
1.Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ребята давайте с вами поздороваемся с весёлой песенкой:
Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте ножки, топ-топ-топ
Здравствуйте щёчки, плюм-плюм-плюм
Пухленькие щёчки, плюм-плюм-плюм
Здравствуйте зубки,
Здравствуйте губки,
Здравствуй мой носик, бим-бим-бим
Здравствуйте дети! Здравствуйте!
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Заносят конверт с шариками. В этом конверте флешка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «». Это, наверное, нам. Конверт. Хотите посмотреть, что там?
Дети: да.
Ребята – это флешка. Нужно посмотреть что там. Что нам нужно чтобы посмотреть, что на флешке?
(Воспитатель включает компьютер. На флешке видеописьмо от профессора Почемучкина)
Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемучкин.
(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».)
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?
Воспитатель: Ребята поможем профессору «Почемучкину»? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе.
Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда – вперед!
Для работы в лаборатории нужна специальная одежда. Вот оденем фартуки.
Чтобы правильно провести опыты, мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не забывайте после каждого опыта делать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию и занимайте места за столом.
Воспитатель: послушайте загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: а какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
Дети: ничем, он без запаха.
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Возьмите соломинки и подуйте себе на ладошки, что вы ощущаете? Я ощущаю движение воздуха, а вы?
Дети: есть движение воздуха.
Воспитатель: А теперь эти соломинки опустите в стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Воспитатель: возьмите на тарелочке горошинки и бросьте в стаканчик.
Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?
Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Дети: Воздух.
Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины?
Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.
Молодцы.
Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.
Физминутка
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Да, ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику «Ветерок», когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Вывод 6: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями, изображая ветерок).
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
Ребята давайте подведем итог нашего исследования:
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух невидимый,
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
Воздух можно ощутить, но нельзя потрогать.
Молодцы ребята!
Стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя ни жить природе,
Воздух, воздух наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в ветерок.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали, что такое воздух. Теперь можно и профессору «Почемучкину» все рассказать. Мы все записали на флешку. Запечатаем в конверт и отнесем на почту. Это письмо мы отправим профессору. Вы согласны?
Ребята, посмотрите, а вот этот конверт от профессора, который мы получили с шариками. Скажите, с помощью чего мы надули шарики.
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем.
А вот вам шарики от профессора.
Раздаю шарики.
Ребята, ну вы пока поиграйте, а я пойду схожу на почту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие совместной деятельности по теме: «Путешествие по реке Неве» с детьми средней группы.
Дети знакомятся с рекой Невой в городе Санкт-Петербург....
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"
в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....
Конспект занятия на тему «Путешествие в научную лабораторию»
Конспект ООД «Путешествие в научную лабораторию»...
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Путешествие в научную лабораторию"
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинте...
Конспект ООД по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
Занятие по эксперементированию в старшей группе "Путешествие в научную лабораторию"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие в научную лабораторию".
Конспект НОДпо опытно – экспериментальной деятельностив средней группе «Путешествие в научную лабораторию» Подготовила: Оюн Алена Байыр-...
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе
Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...