Открытое мероприятие по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

 Экспериментальная образовательная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В лабораторию к профессору « Почемучкину»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь,
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие:

  • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Образовательные:

  • дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • флешка;
  •  мыльные пузыри;
  • магнитная доска;
  • музыкальное сопровождение;
  •  «профессорские» шапочки;
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой (по количеству детей);
  • коктельные трубочки (по количеству детей);
  • кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
  • сосуд – «море» для корабликов;
  • вееры (по количеству детей);

                 Непосредственная образовательная деятельность

 

1.Организационный момент

 (Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята давайте с вами поздороваемся с весёлой песенкой:

Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп

Здравствуйте ножки, топ-топ-топ

Здравствуйте щёчки, плюм-плюм-плюм

Пухленькие щёчки, плюм-плюм-плюм

Здравствуйте зубки,

Здравствуйте губки,

Здравствуй мой носик, бим-бим-бим

Здравствуйте дети! Здравствуйте!

                            Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Сюрпризный момент:

Стук в  дверь. Заносят конверт с шариками.  В этом конверте флешка.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «». Это, наверное, нам. Конверт. Хотите посмотреть, что там?

Дети: да.

Ребята – это флешка. Нужно посмотреть что там. Что нам нужно чтобы посмотреть, что на флешке?

(Воспитатель включает компьютер.  На флешке  видеописьмо от профессора Почемучкина)

Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемучкин.

(Звучит песня из мультипликационного фильма  «Фиксики».)

Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?

Воспитатель:  Ребята поможем профессору  «Почемучкину»? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе.

Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда – вперед!

Для  работы в лаборатории нужна специальная одежда. Вот оденем фартуки.

Чтобы правильно провести опыты, мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории:

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Не разговаривать слишком громко,  чтобы не мешать друг другу.
  3. Не забывайте после каждого опыта делать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию и занимайте места за столом.

Воспитатель: послушайте загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод 1: Воздух существует!

Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель: а какого он цвета?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

Дети: ничем, он без запаха.

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель:  Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети: Соломинки.

Воспитатель: Возьмите соломинки и подуйте себе на ладошки, что вы ощущаете? Я ощущаю  движение воздуха, а вы?

Дети: есть движение воздуха.

Воспитатель: А теперь эти  соломинки опустите в  стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: а что они делают?

Дети: Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель: почему?

Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Воспитатель: возьмите на тарелочке горошинки и бросьте в стаканчик.

 Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины?

Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух.

Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?

Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины?

Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

Молодцы.

Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Вывод 5Человек не может жить без воздуха.

Физминутка  

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

Воспитатель: А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Воспитатель: Да, ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику «Ветерок»,  когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Вывод 6: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного  с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями, изображая ветерок).

Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

Ребята давайте подведем итог нашего исследования:

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3: Воздух невидимый,

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5Человек не может жить без воздуха.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Вывод 7: Воздух очень лёгкий.

Воздух можно ощутить, но нельзя потрогать.

Молодцы ребята!

Стихотворение:

Ты и легкий,  и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя ни жить природе,

Воздух, воздух наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в ветерок.

Воспитатель:  Ребята, мы  сегодня  узнали, что такое воздух.  Теперь можно  и профессору «Почемучкину»  все рассказать. Мы все записали  на флешку.  Запечатаем в конверт  и отнесем на почту. Это письмо мы отправим профессору.  Вы согласны?

Ребята, посмотрите, а вот этот конверт от профессора, который мы получили с шариками. Скажите, с помощью чего мы надули шарики.

Молодцы!  Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем.

А вот вам шарики от профессора.

Раздаю шарики.

Ребята,  ну вы  пока поиграйте, а я пойду схожу на почту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"

в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....

Конспект занятия на тему «Путешествие в научную лабораторию»

Конспект ООД «Путешествие в научную лабораторию»...

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Путешествие в научную лабораторию"

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинте...

Конспект ООД по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»

Занятие по эксперементированию в старшей группе "Путешествие в научную лабораторию"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие в научную лабораторию".

Конспект НОДпо опытно – экспериментальной деятельностив средней группе «Путешествие в научную лабораторию»       Подготовила: Оюн Алена Байыр-...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе

Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...