Конспект ООД по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манина Надежда Михайловна

Занятие по эксперементированию в старшей группе "Путешествие в научную лабораторию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по экспериментированию

на тему: «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметов. Познакомить детей с основными свойствами воздуха, воды, песка

Задачи:

1. Образовательные:

Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воздуха, воды, крахмала и т.д.

2. Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.

4. Речевые:

Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.

Словарь: предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.

качественный – научный, липкий, влажный.

глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.

Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.

Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Методы и приёмы:

Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, проведение опытов.

Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.

Словесные: ответы на вопросы, беседа.

Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.

Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовые,  картинки по теме.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».

В группе раздаётся звонок на телефон: «Здравствуйте ребята, я научный сотрудник, приглашаю вас в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы узнаете много интересного!!!»

Воспитатель: ребята, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете? Что называют лабораторией и что там делают?

Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).

Воспитатель: Верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы? Мы с вами сегодня будем лаборантами,  я старшим, а вы моими помощниками.

 Как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты.

Ответы детей (да, мы готовы!)

Воспитатель: мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?

Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).

Воспитатель: Да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?

Ответы детей (да, мы согласны!).

Этим мы сейчас с вами и займемся. А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила. Давайте вспомним их:

1. Внимательно слушать старшего лаборанта;

2. Точно выполнять указания;

3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;

4. В конце опытов делать выводы.

Предлагаю отгадать загадку о том, что мы с вами будем изучать.

Во дворе малыш играл:

Груз в машину насыпал,

Стряпал вкусный пирожок,

Любят дети все …(песок)

Воспитатель: Подумайте, где можно увидеть песок? на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке).

- Что же такое песок? Об этом мы узнаем в нашей лаборатории.

Песок - кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.

Вывод: песок создан природой.

 Опыты с песком

Опыт №1. «Из чего состоит песок?»

Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он? Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).

Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?

Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.

Воспитатель: точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!

Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется, и к тому же стал темнее.

Воспитатель: да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.

Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.

Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?

Ответы детей (сухой песок легче).

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет. Сухой песок светлый, а мокрый темный. Сухой легче, мокрый тяжелее.

Опыт № 2 «Следы на песке»

Воспитатель: Давайте ребята, оставим следы на сухом песке и на мокром ладошкой. Из сухого песка нельзя сделать постройку, а из мокрого песка можно.

Вывод: На мокром песке остаются следы. Мокрый песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.

Опыт №3 «Движение песка»

Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».

Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок, и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем (дуем сначала на сухой песок, а затем на сырой).

Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)

Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.

Вывод: Песок двигается.

Опыт №4 «Растворяется в воде»

- Возьмите одну ложку сухого песка и опустите в воду. Размещайте ложкой. Растворился песок в воде или нет? Так же сделайте с мокрым песком.

Вывод: Песок не растворяется в воде.

Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?

Ответы детей (да, хотим!)

Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!

Физминутка

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Ответы детей  (воздух).

Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о воздухе. Для чего нужен воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому нужен воздух, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А хотели бы вы больше узнать о воздухе?

Опыты с воздухом.

Воспитатель: мы с вами знаем, что воздух прозрачный, невидимый и легкий. Хотите в этом убедиться?

Опыт №1

Дети  наполняют воздухом свой пакет, закручивает его, развивая мелкую моторику. Делать вывод о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт №2

Воздух можно почувствовать, для этого нужно взять коктейльную трубочку, подставить ладошку и подуть на нее через трубочку, чем сильнее мы дуем, тем ладошка лучше ощущает поток воздуха.

Опыт№3

Опустив котельную трубочку в мыльный раствор, и выдохнув через нее воздух, можно сделать вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуются пузыри. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя, а значит воздух внутри нас. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

Опыт №4

Ветер есть не всегда, если мы вертушку вынесем на улицу в ветряную погоду, то она закрутится. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра. Это можно проверить, если с силой дунуть на вертушку.

Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, нас ждёт следующий эксперимент.

Вода — основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг:

Растениям, животным, человеку,

Расходуй ее бережно, мой друг!

Опыты с водой

Опыт №1 «Тонет, не тонет»

Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?

Ответы детей (камень самый тяжёлый).

Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы. 

Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.

Вывод: легкие предметы на поверхности воды, тяжелые тонут.

Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?

Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).

Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!

Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.

Воспитатель: а хотите узнать, что будет с яйцом, если воду добавить соль? Ответы детей (да, конечно хотим узнать).

Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.

Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.

Воспитатель: утонило яйцо в солёной воде?

Ответы детей (нет, не утонуло).

Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть.

        Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось? Дети рассказывают, что они сегодня узнали, и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"

в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....

Конспект занятия на тему «Путешествие в научную лабораторию»

Конспект ООД «Путешествие в научную лабораторию»...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»...

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Путешествие в научную лабораторию"

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинте...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие в научную лабораторию".

Конспект НОДпо опытно – экспериментальной деятельностив средней группе «Путешествие в научную лабораторию»       Подготовила: Оюн Алена Байыр-...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе

Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...