Конспект ООД по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по эксперементированию в старшей группе "Путешествие в научную лабораторию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по экспериментированию
на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметов. Познакомить детей с основными свойствами воздуха, воды, песка
Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воздуха, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь: предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, проведение опытов.
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовые, картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся звонок на телефон: «Здравствуйте ребята, я научный сотрудник, приглашаю вас в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы узнаете много интересного!!!»
Воспитатель: ребята, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете? Что называют лабораторией и что там делают?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: Верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы? Мы с вами сегодня будем лаборантами, я старшим, а вы моими помощниками.
Как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты.
Ответы детей (да, мы готовы!)
Воспитатель: мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: Да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Этим мы сейчас с вами и займемся. А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила. Давайте вспомним их:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Точно выполнять указания;
3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;
4. В конце опытов делать выводы.
Предлагаю отгадать загадку о том, что мы с вами будем изучать.
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …(песок)
Воспитатель: Подумайте, где можно увидеть песок? на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке).
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем в нашей лаборатории.
Песок - кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.
Вывод: песок создан природой.
Опыты с песком
Опыт №1. «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он? Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель: точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется, и к тому же стал темнее.
Воспитатель: да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет. Сухой песок светлый, а мокрый темный. Сухой легче, мокрый тяжелее.
Опыт № 2 «Следы на песке»
Воспитатель: Давайте ребята, оставим следы на сухом песке и на мокром ладошкой. Из сухого песка нельзя сделать постройку, а из мокрого песка можно.
Вывод: На мокром песке остаются следы. Мокрый песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.
Опыт №3 «Движение песка»
Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок, и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем (дуем сначала на сухой песок, а затем на сырой).
Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)
Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.
Вывод: Песок двигается.
Опыт №4 «Растворяется в воде»
- Возьмите одну ложку сухого песка и опустите в воду. Размещайте ложкой. Растворился песок в воде или нет? Так же сделайте с мокрым песком.
Вывод: Песок не растворяется в воде.
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Ответы детей (воздух).
Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим о воздухе. Для чего нужен воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому нужен воздух, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотели бы вы больше узнать о воздухе?
Опыты с воздухом.
Воспитатель: мы с вами знаем, что воздух прозрачный, невидимый и легкий. Хотите в этом убедиться?
Опыт №1
Дети наполняют воздухом свой пакет, закручивает его, развивая мелкую моторику. Делать вывод о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт №2
Воздух можно почувствовать, для этого нужно взять коктейльную трубочку, подставить ладошку и подуть на нее через трубочку, чем сильнее мы дуем, тем ладошка лучше ощущает поток воздуха.
Опыт№3
Опустив котельную трубочку в мыльный раствор, и выдохнув через нее воздух, можно сделать вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуются пузыри. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя, а значит воздух внутри нас. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Опыт №4
Ветер есть не всегда, если мы вертушку вынесем на улицу в ветряную погоду, то она закрутится. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра. Это можно проверить, если с силой дунуть на вертушку.
Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, нас ждёт следующий эксперимент.
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Опыты с водой
Опыт №1 «Тонет, не тонет»
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Вывод: легкие предметы на поверхности воды, тяжелые тонут.
Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет с яйцом, если воду добавить соль? Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель: утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть.
Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось? Дети рассказывают, что они сегодня узнали, и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"
в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....
Конспект занятия на тему «Путешествие в научную лабораторию»
Конспект ООД «Путешествие в научную лабораторию»...
Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»
Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»...
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Путешествие в научную лабораторию"
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинте...
Открытое мероприятие по экспериментированию на тему: «Путешествие в научную лабораторию»
Экспериментальная образовательная деятельность...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе по теме: "Путешествие в научную лабораторию".
Конспект НОДпо опытно – экспериментальной деятельностив средней группе «Путешествие в научную лабораторию» Подготовила: Оюн Алена Байыр-...
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе
Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...