Проект «Волшебный песок»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Экологический проект
в младшей группе
на тему: «Волшебный песок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-volshebnyy_pesok.doc | 623 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
в младшей группе
на тему: «Волшебный песок»
Выполнила: Попова И.В.
Тип: краткосрочный, исследовательский.
Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
- Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, два обруча, крышечки от пластиковых бутылок
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Планирование работы
Дни недели | Образоват. область | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
Образ. деятельность в режиме дня | ООД | ||||
Понедельник | Познание Физическая культура Труд | Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет). Прогулка: Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
| Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). | Поливка песка в песочнице из леечек. Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой. | Консультации для родителей: «Игры с песком и водой как средство познания окружающего мира и себя», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». |
Вторник | Чтение худож. литературы Познание Социализа-ция Труд Коммуни-кация | Утро: чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. Прогулка: дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их. | Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. | Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. | Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
Среда | Чтение худож. литературы Познание
Социализа-ция Здоровье Безопас-ность | Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Прогулка. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. | Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. | Строительство песочного города совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек. |
Список используемой литературы:
- Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.
Приложение.
Консультация для родителей
"Игры с песком и водой как средство познания
окружающего мира и себя"
Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой.
Игры с песком, или "песочная терапия", использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и др. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребенок гармонизирует свое внутреннее состояние.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная страна- не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.
Как играть с песком?
Детям показываем, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует учить детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно», «Мне нравится погружать свои руки в песок" и т.п. (в зависимости от возраста).
Очень важны упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы "ходят гулять" по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, «играют на пианино". Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок.
Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний). С удовольствием дошкольники играют в "сыщиков" (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
Игры с песком - это возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию.
Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков), они сооружают реки, горы, туннели, мосты. При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы (пальцем, палочкой), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние,
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,
- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности,
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию,
- расширять кругозор.
Через руку, входящую в соприкосновение с песком, ребенок получает знания и опыт - основу мышления.
Песочные игры имеют свои названия: "Мокрые отпечатки", "Забавные ладошки", "Песочные замки», «Картины на песке", "Угощения", "Золотоискатели".
Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрессивными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.
В любом возрасте, в любом виде дети любят воду. Жаль только, что мы взрослые, уже забыли чувство радости и наслаждения от игр с водой, шлёпанья по мокрым лужам босиком, громкие вопли при обливании друг друга, восторга от прыжков под "грибным дождичком. Наши "ворчалки-бурчалки" по поводу мокрых рукавов, платьев, маек надолго портят настроение малышей. Но ведь одежда высыхает быстрее, чем исчезает грусть и обида из детских глазок. Не отнимайте у детей возможность наслаждаться играми с водой, которые они любят в любом виде.
Вот самые любимые детьми "мокрые игры":
"Из пустого в порожнее", "Кто быстрее нальет и выльет», «Разноцветная вода», «Поиск сокровищ под водой" и т.д.
Игры с водой благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей, они имеют большие развивающие возможности. В жаркие летние дни, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой: небольшие надувные бассейны, тазики лейки, плавающие и легко моющиеся игрушки, водные пистолеты, бутылочки - обливалочки и другие забавные, милые детскому сердцу предметы.
Уважаемые родители, играйте вместе с детьми и получайте удовольствие от игр с песком и водой!
Консультация для родителей
«Как организовать познавательную деятельность детей»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Познавательное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста предполагает:
- становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;
- формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;
- формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
-развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;
-развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информационности об окружающем мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Живые объекты, природа:
-различие живого и неживого;
-бережное и уважительное отношение к живому;
-готовность заботиться о ком-то или чем-то;
-представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
-орудия труда, инструменты –взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;
-технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
-игрушки – ребёнок использует по своему усмотрению;
-материалы ( конструкторы, изоматериалы и т.п.)- ребёнок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
-эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создавать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.
3 – вариант. Дети встают по кругу.-
Смотрит солнышко в окошко Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
Топ-топ-топ-топ! месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в
Хлоп-хлоп-хлоп ладоши.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.
Дидактическая игра «Тайничок»
Для систематизации детских представлений о предметном мире конструирую и внедряю образовательные ситуации. Провожу их как со всей группой, так и по подгруппам по 8-10 человек. Развитие образовательной ситуации часто осуществляю через дидактическую игру "Тайничок".
Цель игры: учить целенаправленно обследовать предметы, выделяя особенности их строения и связывая качества и свойства с назначением; учит пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов и материалов; способствовать осознанию простейших характеристик, лежащих в основе родовых понятий (совочек, формочка и т. д.); помочь в освоении словаря, в умении описывать предметы; развивать детскую любознательность, чувство удивления и радости от познания предметного мира.
Для проведения игры нужен "Тайничок", который я изготовила из коробки с крышкой. На двух противоположных сторонах сделала два круглых отверстия и к ним закрепила "рукава", сшитые из ткани. Перед проведением игры через верхнюю крышку коробки кладу предметы, которые будут обследовать дети. Крышка закрывается и "Тайничок "готов. В ходе игры дети "надевают" рукава, находят по описанию на ощупь заданный предмет в коробке, затем через "рукав" вынимают его из коробки.
СТИХИ
Марина Ершова
ПЕСОЧНИЦА
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький -
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой -
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения -
Но это не беда.
Ссора - на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
Сутеев Владимир Григорьевич
Сказка «Цыпленок и утенок»
Вылупился из яйца Утёнок.
— Я вылупился! — сказал он.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
Я иду гулять, — сказал Утёнок.
Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я рою ямку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я нашёл червяка, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я поймал бабочку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок
— Я не боюсь лягушку, — сказал Утёнок.
— Я то… тоже… — прошептал Цыплёнок.
— Я хочу купаться, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я плаваю, — сказал Утенок.
— Я тоже! — крикнул Цыплёнок.
— Спасите!..
— Держись! — крикнул Утёнок.
— Буль-буль-буль… — сказал Цыплёнок.
Вытащил Утёнок Цыплёнка.
— Я иду ещё купаться, — сказал Утёнок.
— А я — нет, — сказал Цыплёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Волшебный песок
Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...
Проект "Волшебный песок"
Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
проект "Волшебный песок"
Проект разработан для детей 2 младшей группы. Материал содержит паспорт проекта, игры-эксперименты, опыты, художественное слово....
Проект "Волшебный песок"
Для детей младшего возраста...
Фотографии детских построек из песка в рамках проекта "Волшебный песок"
В рамках проекта "Волшебный песок" воспитанники Солнцестроительного колледжа обучались профессиям архитектора и строителя-каменщика. В течение июня ими были разработаны и созданы различные постройки и...
Экологический проект "Волшебный песок" (первая младшая группа)
Этот материал пригодится воспитателям детского сада....